Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Общие и конкретные функции совершенно нетождественны и взаимосвязаны. Каждая по отдельности общая функция состоит из всех конкретных функций, но только в части, относящейся к профилю содержания данной общей функции управления. В свою очередь, каждая из конкретных функций управления включает набор общих функций управления, но только связанных с управлением данной конкретной функцией, то есть определенной сферой управленческой деятельности. Таким образом, общие и конкретные функции взаимосвязаны и представляют собой одно и то же содержание управленческой деятельности, но расчлененное на две части по двум признакам.
Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Стратегия. Этапы процесса стратегического планирования. Тактика. Оперативное планирование. Разделы оперативного плана.
Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет.
Процесс стратегического планирования включает этапы:
Миссия определяет статус организации, декларирует принципы ее функционирования, заявления. действительные намерения ее руководителей. Она выражает причину существования организации. Содержание миссии обычно включает в себя следующие элементы:
Пример миссии. Инвестиционная компания. Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыль и имеющую потенциал дальнейшего роста.
Мини-завод по переработке молока. Наша цель – обеспечить решение проблем сбыта молока фермерами, частниками, стимулировать создание и развитие фермерских и частных хозяйств.
Значение миссии заключается в том, что миссия: является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач; помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия, обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации.
Цели устанавливаются в рамках миссии и в процессе ее развития. Важно установить приоритетность целей и ранжировать их.
Анализ внешней среды необходим для получения данных о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.
Анализ внутренней среды позволяет оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон: маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, организационная культура и имидж организации. В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства, и те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.
После оценки опасностей и возможностей фирма формулирует различные варианты стратегии. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды. приемлемого уровня риска и разрабатывается окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы.
Стратегия планирования делится на:
На
последующих этапах подготавливаются
среднесрочные планы и
Краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, - это тактика организации.
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели. Тактика разрабатывается средним звеном руководства организации. Оперативный план – это подробный и всеохватывающий документ. В его содержание входят:
Составной частью оперативного планирования являются бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.
Разделы оперативного плана:
В первом разделе излагаются основные экономические и финансовые прогнозы на основе изучения внешней среды, рынков и конкуренции. Выясняются экономические, правовые, политические и социальные факторы, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на действия фирмы в плановом периоде. Каждое подразделение обязано найти возможности нормальной деятельности даже в условиях ограничений и барьеров. Эти возможности должны быть отражены в оперативном плане.
Во втором разделе излагается статус подразделения, выявляются его сильные и слабые стороны, уязвимость. Определяются производительность труда. обеспеченность персоналом; оцениваются кадры и управленческий персонал.
Далее уточняются основные задачи, отражается стратегия действий коллектива подразделения.
Формулируются требования поддержки подразделения со стороны других служб и подразделений фирмы.
Координирует
работу по организации поддержки
отдел планирования. Он направляет
в соответствующие
В
завершающем разделе
Оценка
хода выполнения плана проводится ежемесячно
или ежеквартально. Таким образом,
тактические планы могут быть оперативно
оценены и по результатам оценки могут
быть внесены соответствующие коррективы
в действия и дальнейшие планы организации.
Организационные
отношения в системе
менеджмента
Делегирование
полномочий. Организационные
принципы делегирования.
Виды полномочий. Должностные
права и обязанности
руководителей.
Наука и искусство управления состоит в том, чтобы правильно распорядиться правом делегировать (передавать) полномочия подчиненным. Процесс делегирования, как сердцевина всей управленческой деятельности, напрямую связан с решением основной задачи менеджмента – добиться выполнения работы другими лицами» (М.Фоллет).
Делегирование означает
Цели
делегирования: разгрузить вышестоящих
руководителей и создать
Делегироваться (передаваться) могут как полномочия, так и право на выполнение заданий, видов работ, но не ответственность.
По своей сути полномочия – это организационно закрепленное ограниченное право распоряжаться ресурсами организации и использовать усилия других работников.
Руководство невозможно без некоторых ресурсов, средств для этого. Поэтому ресурсы составляют первую часть полномочий. Вторую часть полномочий составляет ответственность.
Ответственность – это обязательство работника выполнить делегируемые ему задачи и отвечать за ее решение. Работник, на которого возложена ответственность, может лично не выполнять задачу, однако он отвечает за результат выполнения задачи перед тем, кто ему передает полномочия. Поэтому ответственность не делегируется, а возлагается.
Организационные принципы делегирования:
Различают линейные и штабные полномочия.
Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Ими наделяются линейные руководители.
Процесс делегирование
Штабные (аппаратные) полномочия – это право советовать и помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, и штабному персоналу.
Штабными полномочиями наделяются руководители штабов – различных подразделений.
Штабные полномочия бывают четырех видов: рекомендательные, обязательного согласования, функциональные и параллельные.
Рекомендательные полномочия сводятся к консультированию линейного руководства. Формируется консультативный аппарат из специалистов определенного профиля: правовые проблемы (рекомендации и советы юриста), обучение персонала и другие. Линейный руководитель может обращаться к нему. но не обязан следовать советам, и может принять их или отвергнуть.
Полномочия обязательного согласования означают для линейного руководства необходимость согласовать определенный круг решений со штабным обслуживающим персоналом. Линейное руководство должно обсудить ситуации со штабным аппаратом, но на самом деле не обязаны следовать рекомендациям аппарата.
Например, прежде чем отделу маркетингу (или производственному отделу) реализовать новый продукт, аппарат по исследованию рынка должен провести оценку реализации. Линейное руководство может принять или не принять оценку. Однако правила предприятия требуют оценки до того, как будет реализован новый продукт.