Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция

Описание

Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маркетинг (2).doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

       Социофакторы  и этика менеджмента

 

       Социальная  ответственность. Три  компоненты стратегии  предприятия для  завоевания общественного  мнения. Элементы реализации социально ответственного менеджмента. Этическая ответственность. Этика.

       Вопросам  социальной ответственности предприятия  уделяется серьезное  внимание. Социальную ответственность различные представители  менеджмента трактуют неодинаково. Существует взгляд на эту проблему, согласно которому организация – это экономическая целостность, и ее главная цель – прибыль Реализуя экономические цели (давая работу людям, дивиденды – акционерам, товары обществу), организация ведет себя ответственно. Согласно другой точке зрения, организация – это сложная часть внешнего окружения, от которого зависит само существование организации. Общественная среда ( потребители, поставщики, местное население, средства информации и др.) может сильно влиять на достижение предприятием своих целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды. Следовательно, социальная ответственность – это действия организации, предпринимаемые во благо общества добровольно, а не по требованию закона. Организации должны жертвовать на благо и совершенствование общества, ответственно действовать в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности, защиты интересов потребителей. Ответственно действующему предприятию общество будет доверять.

       Три компонента стратегии предприятия  для завоевания общественного доверия:

    1. Ответственное поведение:
  • решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отношения рынка;
  • решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);
  • принятие ответственности за все действия и их последствия, причиной которых предприятие само является.
  1. Коммуникативное поведение, или «диалог с обществом».

       Принципами  работы с обществом являются:

  • общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;
  • предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу;
  • ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.
  1. Инновационное поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества.

       Элементы  реализации социально ответственного менеджмента:

  • виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности ( не в ущерб, а в дополнение к основной ), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;
  • сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
  • персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам. способствовать повышению отдачи труда;
  • внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
  • общественная ориентация предприятия – формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.

     Этическая ответственность  – отражает понятие компании о правильном поведении, она шире правовой ответственности. Например, например распространение и производство табачных изделий разрешено, но в условиях частых летальных исходов от курения многие считают неэтичным продолжать продажу сигарет. Некоторые действия, которые разрешены законом нельзя назвать этичными. McDonalds предлагает бесплатное жилье для семей, в которых серьезно больны дети.

         В некоторой степени все организации признают необходимость осуществления социальных программ. Для того, чтобы быть уверенными в том, что они в нужном объеме выполняют свои обязательства перед обществом, фирмам необходимо измерить и оценить эффективность своих социальных действий.

      Подход  к оценке социальных действий фирмы, учитывающий социальный эффект, включает пять элементов:

  1. Объединение социальных целей в ежегодно составляемый план.
  2. Рассмотрение существующих норм социального поведения в промышленности.(Что делают другие компании в сфере социальной ответственности, чего ожидает общественность?)
  3. Постоянное информирование всех заинтересованных лиц о социальных действиях посредством регулярных отчетов.
  4. Экспериментирование с различными подходами при выполнении различных социальных программ.
  5. Попытки подсчитать издержки фирмы на социальные действия. Менеджеры должны знать сколько средств потрачено и оценить социальное воздействие той программы, которую они поддерживают.
 

      Компании  пытаются определить эффективность  в следующих сферах:

  1. Экономическая функция (новые профессии, рабочие места, безопасность рабочих).
  2. Качество жизни( Производство высококачественных товаров, попытка избежать загрязнения окружающей среды.)
  3. Социальные инвестиции (размер вложенных денежных и трудовых ресурсов).
  4. Решение проблем (степень решения проблемы).
 

      Социальный  контроль – инструмент для оценки эффективности социальных действий фирмы. Шаги социального контроля:

  1. Составляется список ожидаемых результатов.
  2. Описание целей и приоритетов по каждой сфере деятельности, методов достижения.
  3. Общий отчет об издержках.
  4. Отчеты о выполнении программы.
 

      Чтобы сделать выбор в сторону правильного  поведения важно иметь начальное  представление об этике. Этика – это система норм нравственного поведения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

      Этика бизнеса затрагивает не только проблему социального поведения. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов  поведения управляющих и управляемых. В центре ее внимания, как цели, так и средства их достижения.

      Организации предпринимают разные меры в целях  повышения характеристик этичности  поведения руководителей и рядовых  работников. К таким мерам относятся:

  • разработка этических нормативов;
  • создание комитетов по этике;
  • проведение социальных ревизий;
  • обучение этическому поведению.
 

      Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники.

      К вариантам поведения, обычно запрещаемым этическими нормативами, относятся: взятки, вымогательство, подарки, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании, незаконные выплаты политическим организациям, противоправное поведение ради интересов фирмы. Организации доводят этические нормативы в виде печатных материалов.

      Комитеты  по этике создаются для оценки поведенческой практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов – руководители высокого уровня. Некоторые организации не создают комитеты, а нанимают адвоката по этике, который вырабатывает суждения по этическим вопросам, выполняет функции социальной совести организации.

      Социальные  ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации.

          Обучение этическому  поведению –  работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть. 

    Интеграционные  процессы в менеджменте 

    Процессный  подход. Системный  подход. Ситуационный подход.

       Процесс управления является серией непрерывных  взаимосвязанных действий. Эти действия (процессы, управленческие функции) в  совокупности и составляют общий  процесс управления. Впервые этот подход предложен представителями школы административного управления, которые пытались опеределить функци менеджмента. Но они рассматривали эти функции как независимые: процессный подход рассматривает их как взаимосвязанные. В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

       Системный подход базируется на научных представлениях о системах, развиваемых кибернетикой, теорией больших систем, и др. Системный подход базируется на ряде принципов:

  • для развития системы необходимо четко сформулировать ее цели;
  • сама управленческая проблема является системой, требующей выявления всех последствий и взаимосвязей каждого частного решения;
  • цели отдельных частных подсистем (локальные критерии) не должны вступать в конфликт с целями всей системы (с глобальными критериями).

      Системный подход (в концепции «холизма»  – от английского whole – целый, целостный) предполагает рассмотрение организации (объекта управления) как системы, состоящей из взаимосвязанных частей (подсистем), входящей в более  широкие системы (т.е. имеющие внешнюю среду). На входе организация получает из внешней среды производственные ресурсы (человеческие, материально-вещественные, информационные, финансовые). Внутренняя среда с определенной производительностью перерабатывает эти «входы» в продукцию или услуги – «выходы». Если управление эффективно, то и результаты соответственно эффективны – рост производства, улучшение качества выпускаемой продукции и услуг, увеличение доли рынка, объема продаж, прибыли, удовлетворение результатами труда персонала и т.д.  Поскольку предприятие включено в более общие системы. системный подход предполагает изучение и учет внешних связей, влияния внешней среды на объект управления и его внутреннюю среду.

      Ситуационный  подход предполагает выявление набора обстоятельств (ситуационных факторов), которые оказывают существенное влияние на работу организации в  данный момент времени, и принятие мер  для приведения в соответствие параметров и требований внутренней и внешней среды. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

  1. Менеджер должен быть знаком с процессом управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методами планирования и контроля, количественными методами принятия решения.
  2. Менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения какой-либо методики в конкретной ситуации.
  3. Менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, определять, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  4. Менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
 

    Моделирование ситуаций и разработка решений.

    Моделирование  физическое, аналоговое, математическое. Процесс  разработки управленческого  решения: «решенческое кольцо» 

       Моделирование позволяет упростить сложные  хозяйственные процессы, выделить в  них наиболее значимые компоненты и  связи, провести экспериментальную проработку управленческих ситуаций, осуществить прогнозные расчеты в условиях высокой неопределенности.  Часто сложные решения приходится принимать в постоянно меняющейся обстановки, в условиях неполной информации,  не всегда соответствующей действительному положению дел. Решение всегда нацелено на будущее, а будущее содержит элемент неопределенности, поэтому нет возможности точно определить результаты принятого решения. Например, прогнозирование развития предприятия связано с тем риском, что при расчете затрат надо учитывать уровень инфляции, подсказать который достаточно точно не возможно. В таких условиях менеджер действует на удачу, в надежде на благоприятный исход, ввиду чего возрастает угроза ухудшения деятельности руководимого им предприятия, полной или частичной утраты материальных, финансовых и людских резервов и ресурсов, а также потери имиджа.

Информация о работе Методологические основы менеджмента