Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция

Описание

Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент и маркетинг (2).doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)
Организационная структура

       Организационная структура – это совокупность управленческих подразделений, между  которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых  функций для достижения целей  фирмы. Организационная структура  зависит от ряда условий: целей и задач предприятия, производственных и управленческих функций предприятия, факторов внутренней и внешней среды. В структуре управления выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени управления) и связи – горизонтальные и вертикальные. Все названные элементы организационной структуры менеджмента взаимосвязаны между собой. Звено, или отдел, - это организационно обособленное, самостоятельное подразделение органа управления. Главным принципом его формирования является выполнение отделом определенной функции. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

       Уровень менеджмента можно определить как группу отделов, занимающую определенную ступени в управленческой иерархии. Связи между ступенями иерархии- связи по вертикали – носят явно выраженный характер последовательного подчинения, начиная с нижнего уровня и кончая верхним.

       Все структуры, независимо от их размера, имеют  одно общее свойство: они формируются  для достижения целей фирмы. Однако каждая управленческая структура обладает и своими специфическими особенностями, которые в значительной степени влияют на поведение и эффективность деятельности людей. С разной степенью точности все конкретные управленческие структуры могут быть отнесены к механистическим и органическим структурам управления. В основе такого деления лежит соотношение внутренних компонентов организационной структуры, позволяющее выявить сущность ее построения. В этом аспекте организационная структура определяется как сочетание следующих трех компонентов: сложности, формализации централизации. Сложность означает степень дифференциации различных видов управленческой деятельности по горизонтали и вертикали. Чем выше степень дифференциации, тем более сложной является организационная структура фирмы. Формализация определяется степенью однотипности (утилизации) управленческих правил и процедур. Структура будет тем более формализованной, чем больше установленных свыше правил и процедур в ней действует. Централизация  зависит от того, на каких уровнях менеджмента принимаются решения.

       На  практике встречаются различные  комбинации указанных компонентов. дающие большое разнообразие конкретных управленческих структур, что и позволяет  разделить структуры на две указанные  выше группы: группу механистических структур и группу органических структур.

       Механистическая организационная  структура характеризуется большой сложностью, особенно большим числом подразделений по горизонтали; высокой степень формализации, ограниченной информационной сетью; низким уровнем участия всего управленческого персонала в принятии решений. Механистическая структура выступает как жесткая иерархия, или пирамида управления. В литературе существует термин для механистических структур – бюрократические.Естественно, он не включает в себя полный набор негативных характеристик, с которыми слово «бюрократический» ассоциируется в повседневной жизни. Более того, как известно, немецкий социолог М.Вебер, считал такую модель идеальной. Она была разработана в трех целях: 1) удовлетворить запросы потребителя; 2) создать равные условия для потребителя; 3) увеличить рациональной и эффективность управленческих решений. Идеальная, или бюрократическая структура, предложенная Вебером и распространившаяся затем не только на производственные, но и общественные организации, включала следующие характеристики: специализацию труда; иерархию подчиненности; четко определенные обязанности и ответственность; систему установленных правил и процедур; обезличивание отношений; продвижение по службе, основанное на квалификации служащего; централизацию власти; письменные отчеты. Более половины столетия эта модель являлась господствующей в менеджменте. В больше или меньшей степени она объединяет в себе наиболее распространенные до недавнего времени виды организационных структур фирмы: функциональные, линейные, линейно-штабные, дивизиональные.

       Органическая  структура в отличие от механистической является гибкой, адаптивной формой управления. Для нее характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низшем уровне (децентрализация). Формы и стиль общения в организационной структуре управления – партнерские, совещательные (в механистической – это приказы и инструкции).

Аппарат управления

       Аппарат управления – это коллектив работников управляющей системы. Все работники аппарата управления в зависимости от выполнения в процессе своего труда функций разделяются на три категории: руководителей, специалистов и служащих. Рассмотрим эти категории.

       Руководители. Руководитель – это возглавляющий организацию или подразделение работник. наделенный необходимыми полномочиями для принятия решения и несущий всю полноту ответственности за результаты деятельности персонала. Руководители организуют подготовку управленческих решений. принимают управление решения и контролируют их исполнение. Дифференциация руководителей на линейных и функциональных связана с разделением управленческого труда. Линейные руководители выполняют функции непосредственного руководства коллективами работников на своем уровне управления (директор предприятия. фирмы. начальник цеха, мастер, бригадир). Функциональные руководители, кроме непосредственного руководства подчиненным им функциональным подразделением, осуществляют еще и методическое руководство в рамках определенной специальной функции управления. Функциональные руководители выступают в двух ипостасях: как руководители и как высокопрофессиональные специалисты (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела управления персоналом, начальник службы маркетинга др.).

       В целом, всех руководителей делят  на три уровня управления, что обусловлено  иерархией. Выделяют три уровня управления по вертикали: управление высшего звена (институциональный уровень –  директор предприятия, главный инженер); управление среднего звена (управленческий уровень – начальник цеха, начальник отдела); управление низового звена (технический уровень – мастер, бригадир).

       Специалисты – работники, выполняющие функции  управления (экономисты, бухгалтеры, и  т.д.). Они анализируют информацию и готовят варианты решений для руководителей в соответствии с их приказами и распоряжениями, технико-технологическими нормативами, организационными регламентами, квалификационными требованиями. В их деятельности преобладают логические операции, не исключающие творчества.

       Служащие (технические исполнители) – работники, обслуживающие деятельность специалистов и руководителей (секретари, машинистки, операторы). Они выполняют информационно-технические  операции, освобождая руководителей  и специалистов от этой рутинной работы и обеспечивая их необходимой информацией. В их деятельности используются стандартные процедуры и операции, поэтому она в большей степени поддается нормированию, чем другие категории.

       В целом все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий.

       Технология  менеджмента

 

       Технологию  менеджмента  определяют как систему  операций и процедур. выполняемых  руководителями, специалистами и  техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.

       Под операций понимают любо действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы. Совокупность разнообразных  управленческих операций, выполняемых  по определенной схеме или в определенной последовательности, представляет собой процедуру. Разработка технологии менеджмента предполагает определение количества. последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов. приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Схематически технология может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры:

  1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты.
  2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты. в основном, специалисты и руководящие работники организации.
  3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр.
Техника менеджмента
 

     Менеджер  должен выступать как конструктор  эффективных управленческих решений, что обязывает его участвовать  в выборе информационных технологий и сетей компьютера, баз данных, средств проектирования и развития МИС. Вместе с администратором сети и баз данных он формирует наилучший вариант информационной технологии, обеспечивающий надежную реализацию принятых решений. Серверы, кластеры, рабочие станции, локальные и глобальные сети – средства менеджера в надежной системной интеграции элементов управляемых объектов и сложных процессов управления. Использование менеджером средств визуализации, интегрированных с базами данных, - путь к радикальному улучшению системной наблюдаемости и управляемости сложных объектов. 

Информация  в менеджменте

       Информация – это новые знания, принятые, понятые и оцененные как полезные для решения актуальных задач, побуждающие органы управления, менеджеров к принятию решений. Информация способна быть средством отражения процессов и событий, средством связи и коммуникаций в процессе управления. Для формирования и совершенствования информационной подсистемы системы управления предприятием необходима классификация информации. Информация классифицируется по различным признакам.

  1. По источникам возникновения выделяется внешняя и внутренняя информация. Для предприятия важна следующая внешняя информация:
  • о потребителях продукции предприятия. Органы управления предприятием должны располагать информацией о демографических и социальных тенденциях, о численности, структуре, размещении, покупательной способности населения, тенденциях развития проса и т.п.;
  • о поставщиках материальных, финансовых, трудовых ресурсов.
  • о конкурентах, их слабых и сильных сторонах;
  • о действующем законодательстве и регулировании хозяйственной деятельности со стороны государственных органов;
  • о политических, экономических, экологических, социально-культурных факторах, международной ситуации и событиях, о научно-техническом прогрессе, новых технологиях и инновациях.

       Для принятия и реализации управленческих решений важна и внутренняя информация. К ней относится плановая, учебно-контрольная, производственная, кадровая информация об организации деятельности предприятия, маркетинговая финансовая, научно-техническая информация, информация о политике, стратегии и имидже фирмы, ее сильных и слабых сторонах.

    1. По времени активного использования различают условно-постоянную и переменную информацию.

       Условно-постоянная – это информация, которая остается неизменной или подвергается незначительным изменениям в течение длительного  промежутка времени. Она используется в не скольких циклах управления (Устав предприятия, положения об отделах и службах, должностные инструкции работников управления.

       Переменная  информация используется в одном цикле (информация о сменно суточном задании, о ежедневной выработке и т.п.).

  1. По стадиям преобразования выделяют исходную и производную информацию.

       Исходная  – это информация, которая используется как основа для проведения различного рода экономических расчетов и принятия решений. Она разделяется на первичную, получаемую в процессе непосредственного слежения за ходом продаж, производственного процесса, мониторинга внешней среды, и промежуточную, накапливаемую для последующей обработки.

       Производная – это информация, получаемая в  результате экономических расчетов различного рода.

  1. По отношению к системе управления предприятием различают входную и выходную информацию.
  2. По возможности продуктивного использования можно выделить полезную, ложную и избыточную информацию. При построении информационных систем необходимо стремиться к сведению до минимума ложной информации и устранению избыточной.
  3. По содержанию управленческого труда выделяют информацию для выполнения общих и специальных функций управления.
  4. По возможности автоматизированной обработки различают формализуемую, неформализуемую и частично-формализуемую информацию. Формализуемая – информация, передача которой может осуществляться средствами электронно-вычислительной техники и электросвязи. Неформализуемая – информация, которая получается только в результате общения людей друг с другом.
  5. По форме представления выделяется визуальная, аудио и аудиовизуальная информация.

Информация о работе Методологические основы менеджмента