Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Демократичный стиль. Демократичный руководитель относится к подчиненным на основе «теории Y», противоположной «теории Х».(О.Шелдон). Управление строится на системе таких установок: труд - процесс естественный, человек любит работу, самостоятельность и ответственность; если люди приобщены к целям они будут использовать самоуправление и самоконтроль; цели деятельности, а не только вознаграждение мотивирует работу людей; способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Демократический лидер исходит из представлений о мотивированности людей потребностями более высокого уровня - в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать ситуацию, при которой работа являлась бы для них мотиватором, т.е. обеспечить внутреннюю мотивацию деятельности.
Наиболее высокие показатели организационного функционирования дает партисипативный стиль - самоуправление, групповое участие работников в принятии основных решений.
Партисипативный (соучаствующий) стиль самый действенный, считается идеалом «абсолютно лучшего» стиля. Руководитель регулярно совещается с подчиненными. Между руководителем и подчиненными дружеское, открытое и взаимодоверительное взаимодействие. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение носит неформальный характер. Руководитель поощряет участие исполнителей в управлении, в планировании, делегирует ряд своих полномочий, предоставляет право автономно разрабатывать проблемы, формулировать новые идеи, внося тем самым вклад в развитие инновационных процессов.
Данный
стиль применим не всегда. Он требует
очень высокой квалификации и
руководителя и подчиненных Качества
руководителя, реализующего этот стиль:
уверенность в себе, мудрость и
жизненный опыт, высокий культурно-
Качества
подчиненных: высокий уровень
Альтернативный способ реализации поведенческого подхода был предложен Р.Лайкертом. Он выделил 4 системы в стиле лидерства.
Стиль
1 – эксплуататорско-
Стиль 2 – благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность, старательность, дисциплинированность рабочего.
Стиль
3 – консультативно-
Стиль 4 – стиль, основанный на обосновании необходимости выполнения задания, инициативы и участия подчинённых: участие работников в управлении, организация работниками своего труда. Это партисипативный стиль.
Руководитель
может находиться в любой из зон.
Нахождение в зоне определяет стиль
руководства.
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
|
1.9. Максимум внимания людям, минимум внимания орг.-тех. проблемам. Руководитель считает, что таким способом можно достичь высоких результатов.
9.1.
Минимум внимания людям,
9.9.
Максимум внимания людям и
орг-тех. проблемам.
Ситуационный подход.
Суть: соответствие стиля руководства управленческим ситуациям является главным условием высокой эффективности управленческой деятельности. Часто ситуационные факторы играют ведущую роль в эффективности управления.
Фидлер выделил 3 фактора, фактически влияющие на поведение руководителя:
Оказалось,
что комбинации этих факторов определяют
стили поведения руководителя, его
требовательность, уровень критики
подчинённого, жесткость в работе. Поведение
руководителя меняется часто не осознанно
в зависимости от изменения этих ситуационных
факторов. Фидлер выявил зависимость изменения
поведения руководителя в зависимости
от ситуации. Поведение руководителя он
измерил через показатель – наименее
предпочтительный коллега. Уровень критики,
требовательность к коллегам, представления
о своих подчинённых оказались в прямой
зависимости от этих трёх факторов. Графически
он выразил это следующим образом:
Наименее
предпочтительный
коллега
В
С
Н
1 2 3 4 5 6 7 8
Взаимоотношения
Структурировано ли
задание
Должностные полномочия
Сильн. Слаб.
Сильн. Слаб.
Сильн. Слаб.
Сильн. Слаб.
Способы побуждения:
Адаптивный подход. Развивает ситуационный подход.
Суть: Чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности, включающей очень разные типы ситуаций, руководитель должен вести себя по- разному в различных ситуациях.
Управление должно быть гибким, а стиль руководства - адаптивным, приспособляемым к конкретным управленческим ситуациям и условиям. Поэтому чем больше репертуар стилей, которыми владеет руководитель, чем больше он способен переключаться с одного стиля на другой, тем выше и общая эффективность его деятельности.
Адаптивный
стиль - это стиль, ориентированный
на реальность. Эффективные руководители
- это те, кто может вести себя по-разному
в зависимости от требований реальности.
Управление человеком и управление группой
Темперамент. Свойства личности. Формы проявления поведения людей.
Типы научения поведению. Компенсация в процессе научения поведению.
Поведение
человека на работе определяется динамикой
личности, типом темперамента. Темперамент
– это характеристика человека со
стороны его динамических особенностей
и психической деятельности. Типы
темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолик
и флегматик. Сангвиник характеризуется
живостью, быстрой возбудимостью и легкой
сменой эмоций; холерик – быстротой действий,
сильными, быстро возникающими чувствами,
ярко выражающимися в речи, жестах, мимике;
меланхолик – человек, склонный к депрессиям,
грусти, подавленности, обладающий повышенной
впечатлительностью и относительно незначительным
внешним выражением своих чувств; флегматик
– медлительный, спокойный, со слабым
проявлением чувств, граничащим с безразличием
ко всему.
Характеристика
некоторых свойств личности
Свойства личности | Типы темперамента | |||
Сангвиник | Холерик | Меланхолик | Флегматик | |
Эмоции | слабые кратковременные | сильные кратковременные | сильные длительные | слабые длительные |
Самооценка | реальная | завышенная | средняя | заниженная |
Коммуникабельность | умеренная | высокая | ниже средней | низкая |
Отношение к нововведениям | преимущественно положительное | положительное | преимущественно отрицательное | безразличное |
Отношение к порученному делу | ответственное | поверхностное | формальное | равнодушное |
поведение в сложных ситуациях | расчетливое | непредсказуемое | растерянное | хладнокровное |
результативность труда | высокая | средняя | умеренная | средняя |
Отношение к критике | спокойное | агрессивное | обидчивое | безразличное |
Подверженность влиянию | слабое | умеренное | высокое | слабое |