Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 13:59, лекция
Цель – это желаемый результат деятельности людей. Любая организация имеет множество целей, характерных для ее сферы деятельности. Цели в менеджменте выполняют следующие функции:
В целях в концентрированном виде выражается философия менеджмента организации, концепция ее деятельности и развития.
Цели выполняют роль единых установок для всего персонала организации по основным вопросам деятельности и этим самым «цементируют» коллектив, объединяют людей в целенаправленно действующую группу единомышленников.
Цели являются критериями оценки деятельности фирм, их подразделений, служб и отдельных работников.
Маркетинговая цель – использования существующего положения.
Условия применения:
покупатель – постоянный и солидный, несколько консервативный клиент, для которого важно постоянство цен;
товар – престижный, дорогостоящий;
фирма – работает в отрасли, в которой традиционно считаются «неприличными» частые и резкие скачки цен.
Преимущество стратегии – высокая относительная прибыль (с единицы товара).
Недостаток стратегии – фирма должна иметь постоянный резерв для снижения издержек, по возможности сохраняя прежний уровень качества.
Стратегия «скользящей падающей цены» или «исчерпания» – ступенчатое снижение цен после насыщения первоначально выбранного сегмента.
Маркетинговая цель – расширение или захват рынка.
Условия применения:
покупатель – массовый со средним доходом, «подражатель»;
товар – особо модный или используемый лидерами общественного мнения;
фирма – имеет возможность увеличения объема производства и частого изменения в технологии.
Преимущество стратегии – фирма может добиваться периодического расширения рынка сбыта за счет покупателей со все более низким уровнем дохода и соответствующего увеличения объема продаж.
Недостаток стратегии – нет.
Стратегия «роста проникающей цены» – повышение цен после реализации стратегии цены проникновения.
Маркетинговая цель – использование существующего положения, завоеванной доли рынка.
Условия применения:
покупатель – массовый, постоянный (приверженец марки),
товар – узнаваемый, отсутствуют заменители,
фирма – мощная, имеет опытных маркетологов.
Преимущество стратегии – нет.
Недостаток стратегии – трудности повышения цен после низкого уровня.
Стратегия «преимущественной цены» – достижение преимущества по отношению к конкурентам.
Маркетинговая цель – атаковать или защищаться от натиска конкурентов.
Условия применения:
покупатель – давно занятый другими фирмами рыночный сегмент;
товар – широкого потребления, имеет заменителей;
фирма – работает в условиях явной для потребителя конкуренции.
Преимущество стратегии – обязательный мониторинг конкурентного состояния.
Недостаток стратегии – зависимость от поведения конкурента.
Разновидности:
а) цена выше, чем у конкурента (преимущество по качеству);
б) цена ниже, чем у конкурента (преимущество по издержкам).
Стратегия «следования за конкурентом» – основана на копировании поведения ценового лидера.
Маркетинговая цель – использование существующего положения.
Условия применения:
покупатель – массовый,
товар – имеет равноценный или более устойчивый субститут,
фирма – некрупная, в обозреваемом конкурентном пространстве имеет лидера или основного конкурента, имеет возможность осуществлять мониторинг его ценовой политики.
Преимущество стратегии – недорогая по осуществлению линия поведения фирмы.
Недостаток стратегии – зависимость от поведения конкурента.
Стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары» – использование широкого спектра цен на субституты, дополняющие и комплектующие товары.
Маркетинговая цель – поощрение покупателей к потреблению.
Условия применения:
покупатель – со средними или высокими доходами;
товар – взаимосвязанные товары массового потребления;
фирма – работающая с широким спектром товаров.
Преимущества стратегии – оптимизация продуктового портфеля.
Недостатки стратегии – нет.
Разновидности:
а) высокая цена на самый ходовой товар (приманку, имиджевый товар) восполняет увеличение затрат на разнообразие ассортимента и применение низких цен для дешевых или новых товаров;
б) низкая цена на основной товар номенклатуры компенсируется завышением цен дополняющих товаров;
в) выпуск нескольких версий товара для сегментов с разной эластичностью;
г) связывание в набор дополняющих или независимых товаров по льготной цене (ниже, чем цены продажи отдельных товаров).
Стратегия «ценовых линий» – использование резкой дифференциации цен на ассортиментные виды товара.
Маркетинговая цель – создать представление покупателей о принципиальном отличии в качестве с учетом порогов их ценовой чувствительности.
Условия применения:
покупатель – имеет высокую ценовую эластичность спроса,
товар – имеет ассортиментный набор и качество, сложное для однозначного определения потребителем,
фирма – имеет опытного маркетолога, возможность дорогостоящих исследований.
Преимущество стратегии – оптимизация продуктового портфеля.
Недостаток стратегии – сложно определить психологический барьер цен.
Стратегия «ценовой дискриминации» – продажа одного товара различным клиентам по разным ценам или предоставление ценовых льгот некоторым клиентам.
Маркетинговая цель – свободное или без дополнительных затрат перемещение товара с «дешевого» рынка на «дорогой».
Условия применения:
покупатель – постоянный клиент, легко идентифицируется, эластичность спроса у разных потребителей существенно разная;
товар – уникальный, не имеющий равноценных заменителей;
фирма – реальный или мнимый (в представлении потребителей) монополист.
Преимущество стратегии – оптимизация спроса в реальных условиях.
Недостаток стратегии – нет.
Разновидности:
а) льготы постоянным партнерам, франчайзи (с целью внедрения в посреднические структуры);
б)
разные цены в зависимости от времени
пользования, типа потребителя.
Факторы маркетингового ценообразования
Из двойственной природы цены вытекает, что главными ценообразующими факторами являются стоимость (затраты) и потребительная стоимость (способность удовлетворять потребности) конкретного товара. На практике они проявляются в возможности предложения и приемлемости его в виде спроса. Они создают базу цены, от которой фактическая цена отклоняется под влиянием других факторов. Соответственно общемировая тенденция ценообразования определяется также двумя законами: снижения временных затрат и роста потребительной стоимости на единицу затрат общественно необходимого труда.
На микроуровне действует большое количество факторов разнонаправленного действия. Все они находятся в сфере внимания маркетинга.
Рис.
10. Основные и наиболее значимые факторы,
оказывающие влияние на формирование
рыночной цены
Сбытовой маркетинг
Основные понятия
Важным инструментом маркетинга является определение оптимального места продажи товара и доставка его туда наилучшим образом. Движение товара от производителя к потребителю – это одновременно экономическое и физическое перемещение товара. Эти процессы взаимосвязаны и воплощаются в маркетинговом явлении – товародвижении.
Товародвижение – перемещение товаров в экономическом и географическом пространстве.
Экономическое перемещение – процесс перехода товара от одного владельца к другому.
Физическое перемещение – транспортировка товара от места его создания до места конечного использования.
Рис.
11 Схема параллельных потоков товародвижения
Экономическое движение товара связано с понятиями продажа, сбыт.
Продажа – обмен товара на деньги с переменой собственника товара.
Сбыт – продажа, часто понимаемая узко как продажа товара его владельцем или, наоборот, широко – как политика товародвижения.
Понятие сбыт / продажа уже, чем сбытовой маркетинг: сбыт / продажа – реальность, действие, совершающееся в конкретный момент, его методы могут определяться маркетингом
Отличительные характеристики сбыта / продажи и сбытового маркетинга
С
помощью сбытового маркетинга решаются
задачи повышения эффективности распределения
продукции и качества обслуживания потребителей,
выбора оптимальных каналов товародвижения,
управления каналами товародвижения.
При правильной стратегии канал товародвижения
становится средством конкурентной борьбы.
Функции и этапы сбыта
Управление физическим перемещением и складированием товаров представляет собой важную и ответственную задачу, от успешного решения которой во многом зависит экономическая эффективность товародвижения. В последние десятилетия ХХ века сформировалось самостоятельное направление, принимающее на себя эти функции – логистика. Основные задачи коммерческой логистики:
• оптимизация технических и технологических структур транспортировки товара;
• выбор оптимальных направлений движений товарной массы от поставщика к покупателю;
• построение эконометрических моделей транспортировки и складирования товаров;
• создание и функционирование компьютеризированной и механизированной складской сети.
Логистика,
с учетом транспортных расстояний, формирует
хозяйственные связи «поставщик – покупатель»,
определяет потребности в транспорте
и последовательность перемещения и складирования
товара, осуществляет управление товарными
запасами и т.д.
Каналы товародвижения
Производитель, приступая к планированию сбыта своих товаров, выбирает оптимальный путь товародвижения, который называется каналом товародвижения.
Канал товародвижения (КТД) – ряд юридических и / или физических лиц (посредников), занимающихся передвижением и обменом товара; путь товара от производителя к потребителям.
Различают несколько типов каналов товародвижения.
По числу уровней, т.е. посредников (звеньев), которые образуют канал, различают: