Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:57, дипломная работа
Цель исследования: анализ и разработка практических рекомендаций по внедрению в практику наиболее эффективных мотивационных сил управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность мотивационных сил управления предприятием.
2. Проанализировать формирование мотивационных сил управления в ООО «Проект- Север».
3. Разработать предложения развития мотивационных сил управления в ООО «Проект- Север».
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 10
1.2. Основные теории мотивации 15
1.3. Факторы и механизмы мотивации 23
1.4. Подходы к управлению мотивацией на предприятии 26
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ПРОЕКТ- СЕВЕР» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала 40
2.3. Особенности мотивации персонала в ООО «Проект- Север» 48
2.4. Проблемы и основные направления совершенствования системы материального стимулирования труда в ООО «Проект- Север» 52
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ПРОЕКТ- СЕВЕР» 58
3.1. Разработка системы оплаты труда специалистов и руководящих работников предприятия 58
3.2. Разработка образовательной системы как фактор участия работников предприятия в управлении мотивационными силами 68
3.3. Обоснование основных направлений совершенствования системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85
Обучение работников может проводиться как с отрывом, так и без отрыва от производства.
Планирование профессионального обучения работников может проводиться на основе потребности предприятия в специалистах и рабочих различной квалификации по соответствующим профессиям, исходя из политики руководства в области качества, бизнес-плана, с учетом перспективного развития торгового предприятия, согласно заявок от руководителей подразделений.
Руководитель
ООО «Проект- Север» должен заключить
договор с учебными заведениями Мурманска,
в свою очередь он будет получать проекты
планов повышения квалификации и знакомить с ними руководителей подразделений, далее разрабатывается
годовой план подготовки кадров.
Таблица 15
Годовой
план подготовки кадров
|
Если проекты планов поступают к генеральному директору после разработки годового плана, дополнительно в годовой план вносится изменение.
После составления годового плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих на предприятии, генеральный директор осуществляет организационную и учебно-методическую работу по реализации этого плана. Определяются:
Направление работников на обучение в учебные заведения осуществляет генеральный директор в соответствии с планами подготовки кадров и заявками руководителей подразделений с указанием фамилий лиц, направляемых на учебу.
Вновь принятые работники направляются к руководителю подразделения для заключения трудового договора (контракта), знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка, колдоговором, должностной инструкцией, с политикой в области качества обслуживания покупателей (для продавцов), с положениями по оплате труда. Руководитель подразделения проводит первичный инструктаж и направляет в работу.
Если особенное обучение профессии не требуется, то проводится двухнедельное обучение с целью адаптации работника по программе для вновь принятых работников в ООО «Проект- Север», затем работника допускают к самостоятельной работе. Рабочие, успешно заканчивающие полный курс обучения на рабочем месте, сдают квалификационные экзамены.
Обучение должно начинаться с руководства предприятий и, прежде всего - первых лиц. При этом вряд ли целесообразно «зацикливать» их обучение в рамках одного предприятия. Необходимо обучать их небольшими группами в среде таких же руководителей торговых предприятий региона.
Второй уровень обучающихся - это главные специалисты торгового предприятия.
Здесь целесообразно выявить возможности, скрытые во внутренней среде предприятия, например, те что связаны с сокращением внутренних издержек. При этом резервы здесь могут находиться как на поверхности (например, быть связаны с наведением элементарного порядка), так и зависеть от применения новых современных технологий.
Обучение специалистов (в отличие от обучения руководителей) не может носить эпизодического характера - оно должно быть постоянным.
Любой работник предприятия должен хорошо представлять, из чего складываются издержки предприятия, почему их надо уменьшать; иметь представление о бухгалтерском учете; собственных и заемных средствах предприятия. Следовательно, все работники ООО «Проект- Север», все члены трудового коллектива должны уметь считать издержки на своем рабочем месте и делать это постоянно. Разумеется, эффективность подобных подсчетов будет тем выше, чем больше внутренняя структура предприятия будет ориентирована на взаимодействие относительно самостоятельных бизнес-единиц, на развитие мотивационного механизма.
Предлагаемая схема обучения достаточно условна, ибо репродуцирование знаний начинается немедленно и происходит ежедневно, но как система - развивающее обучение может функционировать поэтапно, на уже достигнутой базе знаний. Только при этом условии прошедшие обучение ранее сами выступают в качестве обучающихся в производственном процессе. Образовательная система на предприятии способна выступать в качестве важнейшего фактора мотивационного механизма именно потому, что процесс обучения невозможен без желания самих обучающихся: нельзя насильно заставить учиться. Следовательно, если есть желание учиться - будет и результат.
Что же дает самому работнику развивающее обучение? Развивающее обучение способствует, помимо повышения профессиональной квалификации, возникновению креативного мышления, т.е. способностей не просто творчески мыслить, а самому воспроизводить новые нетрадиционные идеи.
Другими словами, развивающее обучение формирует особый профессиональный интеллект, а использование последнего в условиях предприятия превращает его в интеллектуальный капитал для руководителя и в интеллектуальную собственность для самого работника. Таким образом, развивающее обучение способно наделить работника интеллектуальной собственностью при его непосредственном участии. По сути, это означает формирование в обществе собственника нового типа, формирование и использование на предприятии трудового ресурса особого качества, а самому работнику дает возможность выбора в сфере приложения своих способностей, делая его профессионально более мобильным на рынке труда.
Текучесть
кадров является основной проблемой, с
которой сталкиваются современные
предприятия. Часть работников уходит
на пенсию, часть увольняется по
различным причинам. Высокий уровень
текучести кадров указывает на серьезные
недостатки в управлении персоналом и
управлении предприятием в целом, это
своего рода индикатор неблагополучия.
Предполагается, что благодаря новой системе
стимулирования труда, текучесть кадров
сократится до естественного уровня –
с 10,30% до 5% в год. Ниже представлен расчет
экономии средств за счет уменьшения текучести
кадров (таблица 16).
Таблица 16
Расчет экономии средств за счет сокращения текучести кадров
Количество сотрудников на предприятии | 38 человек |
Текучесть кадров – 10,3% в год | 4 человека |
Средняя заработная плата 1 рабочего (в 2010 году) | 17847руб. |
Стоимость замены 1 работника | 10719 руб. |
Сумма затрат на замену персонала в год | 42876 руб. |
При сокращении текучести на 5,3% в год | 2 человека |
Сумма
затрат на замену персонала при уровне
текучести
5% в год |
около 20000 руб |
Общая экономия (Эт) | около 20000 руб |
Эффект от производительности труда так же в составе «старого» опытного, обученного персонала в разы будет выше. Чем в составе «нового».
Увеличение производительности труда является средством удовлетворения постоянно растущих потребностей как материальных, так и культурных.
Таким образом, от внедрения предложенных мероприятий по стимулированию труда на предприятии уменьшится текучесть кадров и увеличится производительность труда.
Итак, на данном этапе разработке эффективной системы мотивации необходимо расписать факторы мотивации необходимые каждой группе работников.
1. Материальное стимулирование.
Помимо разработанной системы оплаты труда для работников и руководителей ООО «Проект- Север» представленной в пункте 3,2 дипломной работы, необходимо учитывать и следующее: самый первый способ, который начинают использовать при стимулировании качества обслуживания многие организации, – это материальная мотивация. Казалось бы, здесь существует простая и всем понятная схема: сделал правильно – получи премию, сделал неправильно – тебе штраф. Эта простая схема на практике предприятия может реализоваться в следующем виде:
1.
«Хорошее поведение – это
2. «Наработай на «хорошо». Следует устанавливать набор критериев, по которым оценивается взаимодействие работника с покупателями. Генеральный директор волевым решением должен определить недопустимый, допустимый и хороший уровень обслуживания покупателей. Затем по шкале «недопустимый – хороший уровень обслуживания» вводятся штрафы за общую оценку «ниже, чем N» и бонусы за общую оценку «выше, чем K». По результатам проверок (например, методом «таинственный покупатель») каждому сотруднику рассчитывается персональная оценка по всему списку критериев. Сотрудники в рамках такой системы вполне могут «вытягивать» хорошие оценки за счет особо качественного исполнения одних элементов обслуживания при некотором пренебрежении другими.
Информация о работе Мотивационные силы в управлении предприятием