Мотивационные силы в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание

Цель исследования: анализ и разработка практических рекомендаций по внедрению в практику наиболее эффективных мотивационных сил управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность мотивационных сил управления предприятием.
2. Проанализировать формирование мотивационных сил управления в ООО «Проект- Север».
3. Разработать предложения развития мотивационных сил управления в ООО «Проект- Север».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 10
1.2. Основные теории мотивации 15
1.3. Факторы и механизмы мотивации 23
1.4. Подходы к управлению мотивацией на предприятии 26
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ПРОЕКТ- СЕВЕР» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ системы мотивации и стимулирования персонала 40
2.3. Особенности мотивации персонала в ООО «Проект- Север» 48
2.4. Проблемы и основные направления совершенствования системы материального стимулирования труда в ООО «Проект- Север» 52
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННЫХ СИЛ УПРАВЛЕНИЯ В ООО «ПРОЕКТ- СЕВЕР» 58
3.1. Разработка системы оплаты труда специалистов и руководящих работников предприятия 58
3.2. Разработка образовательной системы как фактор участия работников предприятия в управлении мотивационными силами 68
3.3. Обоснование основных направлений совершенствования системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85

Работа состоит из  1 файл

диплом работа Мотивация.doc

— 793.00 Кб (Скачать документ)

     Обучение  работников может проводиться как с отрывом, так и без отрыва от производства.

     Планирование профессионального обучения работников может проводиться на основе потребности предприятия в специалистах и рабочих различной квалификации по соответствующим профессиям, исходя из политики руководства в области качества, бизнес-плана, с учетом перспективного развития торгового предприятия, согласно заявок от руководителей подразделений.

     Руководитель ООО «Проект- Север»   должен заключить договор с учебными заведениями Мурманска, в свою очередь он будет получать проекты планов повышения квалификации и знакомить с ними руководителей подразделений, далее разрабатывается годовой план подготовки кадров.  
 

     Таблица 15 

Годовой план подготовки кадров 

Наименование  деятельности Ответственный исполнитель Документ
1. Определение потребности в подготовке кадров 1. Руководитель подразделения.

2. Генеральный директор

1. Заявка.

2. Приказ.

2. Планирование подготовки и разработки программы 1. Генеральный директор 1 . План подготовки  кадров.

2. Программы  обучения.

3 Утверждение  плана и программы подготовки  кадров  1. Генеральный директор 1. Приказ.
4. Доработка  1. Генеральный директор

2. Руководители подразделений

1 . План подготовки  кадров.
5 Подготовка  к обучению и проведение обучения  1. Генеральный директор 
1. Приказ.

2. Учебный журнал.

3. Дневник производственного  обучения.

6. Контроль результатов подготовки 1. Генеральный  директор

2. Руководители  подразделений 

1. Протокол.

2. Журнал контроля

7. Доработка  дополнительного самостоятельного  обучения  1.  Руководитель подразделения. 1 . Протокол.
8. Анализ  обучения и корректирующие действия  1.  Квалификационная комиссия. 1. Приказ.
9 Документирование  результатов поучения  1. Генеральный  директор

2. Руководители  подразделений

1. Протокол.

2. Приказ.

3. Отчет.

 

     Если проекты планов поступают к генеральному директору после разработки годового плана, дополнительно в годовой план вносится изменение.

     После составления годового плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих на предприятии, генеральный директор осуществляет организационную и учебно-методическую работу по реализации этого плана. Определяются:

  • формы обучения (преимущественно заочно);
  • срок обучения (в зависимости от базового образования);
  • знания и навыки, которыми располагает обучающийся персонал;
  • методы и средства обучения, имеющиеся для подготовки и какие необходимо дополнительно иметь для подготовки;
  • подбор преподавателей теоретического обучения, инструкторов производственного обучения;
  • стоимость обучения.

     Направление работников на обучение в учебные  заведения осуществляет генеральный директор в соответствии с планами подготовки кадров и заявками руководителей подразделений с указанием фамилий лиц, направляемых на учебу.

     Вновь принятые работники направляются к руководителю подразделения для заключения трудового договора (контракта), знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка, колдоговором, должностной инструкцией, с политикой в области качества обслуживания покупателей (для продавцов), с положениями по оплате труда. Руководитель подразделения проводит первичный инструктаж и направляет в работу.

     Если  особенное обучение профессии не требуется, то проводится двухнедельное обучение с целью адаптации работника по программе для вновь принятых работников  в ООО «Проект- Север», затем работника допускают к самостоятельной работе. Рабочие, успешно заканчивающие полный курс обучения на рабочем месте, сдают квалификационные экзамены.

     Обучение должно начинаться с руководства предприятий и, прежде всего - первых лиц. При этом вряд ли целесообразно «зацикливать» их обучение в рамках одного предприятия. Необходимо обучать их небольшими группами в среде таких же руководителей торговых предприятий региона.

     Второй  уровень обучающихся - это главные специалисты торгового предприятия.

     Здесь целесообразно выявить возможности, скрытые во внутренней среде предприятия, например, те что связаны с сокращением внутренних издержек. При этом резервы здесь могут находиться как на поверхности (например, быть связаны с наведением элементарного порядка), так и зависеть от применения новых современных технологий.

     Обучение специалистов (в отличие от обучения руководителей) не может носить эпизодического характера - оно должно быть постоянным.

     Любой работник предприятия должен хорошо представлять, из чего складываются издержки предприятия, почему их надо уменьшать; иметь представление о бухгалтерском учете; собственных и заемных средствах предприятия. Следовательно, все работники ООО «Проект- Север», все члены трудового коллектива должны уметь считать издержки на своем рабочем месте и делать это постоянно. Разумеется, эффективность подобных подсчетов будет тем выше, чем больше внутренняя структура предприятия будет ориентирована на взаимодействие относительно самостоятельных бизнес-единиц, на развитие мотивационного механизма.

     Предлагаемая  схема обучения достаточно условна, ибо репродуцирование знаний начинается немедленно и происходит ежедневно, но как система - развивающее обучение может функционировать поэтапно, на уже достигнутой базе знаний. Только при этом условии прошедшие обучение ранее сами выступают в качестве обучающихся в производственном процессе. Образовательная система на предприятии способна выступать в качестве важнейшего фактора мотивационного механизма именно потому, что процесс обучения невозможен без желания самих обучающихся: нельзя насильно заставить учиться. Следовательно, если есть желание учиться - будет и результат.

     Что же дает самому работнику развивающее  обучение? Развивающее обучение способствует, помимо повышения профессиональной квалификации, возникновению креативного мышления, т.е. способностей не просто творчески мыслить, а самому воспроизводить новые нетрадиционные идеи.

     Другими словами, развивающее обучение формирует особый профессиональный интеллект, а использование последнего в условиях предприятия превращает его в интеллектуальный капитал для руководителя и в интеллектуальную собственность для самого работника. Таким образом, развивающее обучение способно наделить работника интеллектуальной собственностью при его непосредственном участии. По сути, это означает формирование в обществе собственника нового типа, формирование и использование на предприятии трудового ресурса особого качества, а самому работнику дает возможность выбора в сфере приложения своих способностей, делая его профессионально более мобильным на рынке труда.

3.3 Обоснование основных направлений совершенствования системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия

 

     Текучесть кадров является основной проблемой, с  которой сталкиваются современные  предприятия. Часть работников уходит на пенсию, часть увольняется по различным причинам. Высокий уровень  текучести кадров указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия. Предполагается, что благодаря новой системе стимулирования труда, текучесть кадров сократится до естественного уровня – с 10,30% до 5% в год. Ниже представлен расчет экономии средств за счет уменьшения текучести кадров (таблица 16). 
 

     Таблица 16

     Расчет  экономии средств за счет сокращения текучести кадров

Количество  сотрудников на предприятии 38 человек
Текучесть кадров – 10,3% в год 4 человека
Средняя заработная плата 1 рабочего (в 2010 году) 17847руб.
Стоимость замены 1 работника  10719 руб.
Сумма затрат на замену персонала в год 42876 руб.
При сокращении текучести на 5,3% в год 2 человека
Сумма затрат на замену персонала при уровне текучести

5% в  год

около 20000 руб
Общая экономия (Эт) около 20000 руб
 

     Эффект  от производительности труда так  же в составе «старого» опытного, обученного персонала в разы будет  выше. Чем в составе «нового».

     Увеличение  производительности труда является средством удовлетворения постоянно растущих потребностей как материальных, так и культурных.

     Таким образом, от внедрения предложенных мероприятий по стимулированию труда  на предприятии уменьшится текучесть  кадров и увеличится производительность труда.

     Итак, на данном этапе разработке эффективной  системы мотивации необходимо  расписать факторы мотивации  необходимые каждой группе работников.

     1. Материальное стимулирование.

     Помимо  разработанной системы оплаты труда  для работников и руководителей ООО «Проект- Север»   представленной в пункте 3,2 дипломной работы, необходимо учитывать и следующее: самый первый способ, который начинают использовать при стимулировании качества обслуживания многие организации, – это материальная мотивация. Казалось бы, здесь существует простая и всем понятная схема: сделал правильно – получи премию, сделал неправильно – тебе штраф. Эта простая схема на практике  предприятия может реализоваться в следующем виде:

     1. «Хорошее поведение – это норма». То есть в торговом предприятии 2джинс Клуб» как и считали, так и будет считать, что действовать правильно – это естественное состояние персонала. Поэтому сотрудников штрафуют за отступление от нормы, выраженное в конкретном действии. Штраф обычно исчисляется либо в виде конкретной суммы, либо в каком ни будь проценте от заработка.

     2. «Наработай на «хорошо». Следует  устанавливать набор критериев, по которым оценивается взаимодействие работника с покупателями. Генеральный директор  волевым решением должен определить недопустимый, допустимый и хороший уровень обслуживания покупателей. Затем по шкале «недопустимый – хороший уровень обслуживания» вводятся штрафы за общую оценку «ниже, чем N» и бонусы за общую оценку «выше, чем K». По результатам проверок (например, методом «таинственный покупатель») каждому сотруднику рассчитывается персональная оценка по всему списку критериев. Сотрудники в рамках такой системы вполне могут «вытягивать» хорошие оценки за счет особо качественного исполнения одних элементов обслуживания при некотором пренебрежении другими.

Информация о работе Мотивационные силы в управлении предприятием