Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 22:18, диссертация
Актуальность исследований проблем мотивации связана, в первую очередь, с интеграцией России в мировое сообщество и стремлением к достижению достойного уровня конкурентоспособности на мировом рынке. В современном менеджменте считается, что такой уровень невозможен без массового изменения в общественном сознании отношения занятого населения к своей трудовой деятельности для повышения ее эффективности (производительности труда, качества продукции, экологической безопасности и инноваций).
3) потребность в принадлежности и любви (например, потребность быть членом семьи или социальной группы);
4) потребность в признании/потребности «эго» (например, потребность в статусе, самоуважении);
5) потребность самоактуализации (например, потребность в личном росте и развитии).
Иерархия Маслоу обычно представляется в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности, а на вершине – потребность в самоактуализации.
Физиологические потребности и потребность в безопасности считаются базовыми потребностями низшего порядка. Это потребности, которые, как правило, удовлетворяются за счет внешних ресурсов – пищи, питья и тому подобного. В профессиональном контексте на эти низшие потребности будут влиять заработная плата, гарантия сохранения рабочего места и другие внешние условия работы. Влиять они будут либо напрямую (например, гарантия сохранения рабочего места), либо косвенно (например, заработная плата, которая дает возможность удовлетворять базовые потребности). И только после удовлетворения этих потребностей, как считает Маслоу, люди стремятся к удовлетворению таких потребностей, как потребности в принадлежности, признании и самоактуализации.
К потребностям к принадлежности и любви относится потребность любить и быть любимым. Маслоу утверждает, что когда эти потребности не удовлетворены, «человек будет жаждать отношений с людьми вообще – места в группе или семье, – и будет всеми силами стремиться достигнуть этой цели». Маслоу подчеркивает, что «в нашем обществе неудовлетворение этих потребностей является наиболее часто встречающейся причиной неспособности адаптироваться и более тяжелой патологии».
Маслоу отмечал, что потребность в признании бывает двух типов. К первому типу относятся «жажда силы, достижения, адекватности, превосходства и компетентности, уверенности невзирая ни на что, независимости и свободы». Второй тип включает в себя «жажду репутации или престижа… статуса, известности, значимости, достоинства или признательности». Продолжая развивать эту мысль, Маслоу утверждает, что «неудовлетворение этих потребностей вызывает чувство неполноценности, слабости и беспомощности. Эти чувства, в свою очередь, порождают либо общее базовое разочарование, либо компенсаторные и невротические тенденции»38.
В отличие от потребностей низшего порядка, потребности высшего порядка обычно удовлетворяются внутренним образом. Результатом тут является испытываемое человеком чувство принадлежности к чему–то, самоуважения и так далее. Кроме того, Маслоу констатирует, что потребности высшего порядка не столь важны для простого выживания, и они обычно являются не самыми неотложными, так что люди могут быть готовы надолго отложить их удовлетворение. В профессиональной сфере потребностями высшего порядка являются удовлетворенность работой, личное развитие и тому подобное.
Теория иерархии потребностей основана на предположении, что люди стремятся удовлетворить неутоленные потребности, и что они будут стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня чаще всего тогда, когда уже утолены потребности низшего уровня. Маслоу утверждает, что люди могут настолько сильно сосредоточиться на удовлетворении потребностей текущего уровня, что будут считать их какое–то время более приоритетными, нежели потребности низшего уровня. Например, если человек напряженно работает, дабы выполнить задание в жесткие сроки, он может делать это в ущерб удовлетворению основополагающих физиологических потребностей типа жажды или голода. Кроме того, потребности, которые удовлетворялись в течение длительного периода времени, могут стать менее значимыми. Например, если люди никогда не испытывали реального голода, то они могут считать еду чем–то относительно несущественным. Однако низшие потребности считаются более насущными – иными словами, угрожающие жизни голод или жажда и реальная потребность в крове всегда имеют преимущество над потребностями высшего порядка.
Теорию Маслоу часто представляют как негибкую в том плане, что переход от одного уровня иерархии к другому возможен только после полного удовлетворения более низкой потребности. Однако на самом деле Маслоу так не считал39.
Маслоу также указывал, что не каждый человек вписывается в данную иерархию. Хотя большинство людей, по–видимому, испытывает базовые потребности именно в указанном порядке, Маслоу все же сделал несколько исключений40:
Маслоу предостерегает, что есть многие вещи, движущие поведением. Он утверждает, что хотя его теория и провозглашает, что «человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он неудовлетворен в отношении их обеих», это не обязательно предполагает, что он будет действовать на основании своих желаний.
Теория Маслоу очень популярна, хотя более поздние исследования лишь в незначительной степени подтверждают ее валидность. Она подвергалась критике в связи с положением о том, что люди переходят к удовлетворению потребностей более высокого уровня только после того, как удовлетворены все потребности более низкого уровня. Однако Маслоу указал, что возникновение различных потребностей совпадает с ключевыми стадиями жизни. Так, потребности в безопасности и физиологические потребности удовлетворяются в детстве, потребности в принадлежности и любви – в подростковом возрасте, потребности в уважении – в раннем зрелом возрасте и потребности в самоактуализации – при приближении к пятидесятилетию.
Главная проблема при использовании теории иерархии потребностей – как измерять потребности: насколько сильно они ощущаются и насколько они удовлетворены по мнению человека. Это особенно сложно для наблюдателей, которые пытаются оценить, удовлетворены ли потребности конкретного человека. Особенно это касается потребностей более высокого уровня, так как только сам человек может чувствовать, удовлетворены ли его потребности или нет41.
Признание некоего рода потребности на наиболее низком уровне данной иерархии может сильно снизить мотивационные эффекты от чего бы то ни было на более высоких уровнях. Кроме того, факторы, мотивирующие конкретного человека, могут измениться, если изменятся его или ее обстоятельства. Например, если человек озабочен серьезными финансовыми проблемами, то его вряд ли будут сильно мотивировать планы саморазвития.
Теория Макклелланда: Три потребности, мотивирующие человека – это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность).
В современных условиях особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены. Сравнивается тем самым с теорией А. Маслоу, где ценится факт удовлетворения низших потребностей для последующего удовлетворения потребностей высших уровней.
Теория Герцберга:
Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Рисунок 1 - Сравнение трех содержательных теорий
Все три содержательные теории мотивации имеют много общего между собой, данные представлены на рисунке 1. Однако они имеют и принципиальные отличия. Маслоу считал, что если работник удовлетворяет одну из первичных потребностей благодаря менеджеру, то после этого он будет работать лучше. Герцберг же считал, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы (первичные, базисные, по Маслоу) только в случае, если, по его мнению, реализация по отношению к нему неадекватна или несправедлива. Теория Макклелланда в части потребностей власти и успеха корреспондирует с вторичными потребностями, по Маслоу, и с мотивирующими факторами Герцберга. Что касается «потребности к принадлежности» по теории Макклелланда, то ей соответствуют «социальные потребности», по Маслоу, и «гигиенические факторы», по Герцбергу.
Анализируя представленные теории мотивации следует отметить о возможности применения на практике как содержательных, так и процессуальных теорий. Процессуальные теории являются эволюционным продолжением содержательных, первые изучают поведение людей, исследуя когнитивные предпосылки. Суть содержательных определить потребности людей побуждающих их к действию, особенно при определении объема работ. Каждая отдельная теория мотивации может выступать как самостоятельно, так и в сочетании с другими теориями как наглядно показано в данной работе.
Российские теории мотивации трудовой деятельности менее известны. Вместе с тем, можно выделить следующие: теории базовых потребностей НИИ труда Минтруда и социальной защиты РФ; теории определения мотивов отношения работников к труду Т.И. Заславской; теории формирования нормативных мотивов труда МГУ им. М.В. Ломоносова; теории анализа побудительных мотивов к труду А.Я. Кибанова; концепция мотивации управленческого труда в строительстве А. Резника.
В силу меньшей изученности рассмотрим российские методики более подробно.
Методика базовых потребностей НИИ труда Минтруда и социальной защиты РФ выявляет направленность рабочих на реализацию отдельных групп ценностей труда и работы, позволяет определить группы работников, по разному реагирующих на материальные, творческие, общегрупповые стимулы труда42.
Выделяется четыре группы базовых потребностей, удовлетворение которых может осуществляться посредством трудовой деятельности:
В данной методике мотивация рассматривается как противоречивое единство трех компонентов: ценностей, требований к работе и возможности реализации этих требований, которые в свою очередь имеют собственную анкету. На основе анкеты можно определить общий тип ориентации специалиста. Для этого необходимо сгруппировать ценности в блоки, подсчитать значимость доли трудовых ценностей по блокам, сравнить значимости и выявить преобладающие ценности, которые и будут характеризовать тип ориентации специалиста.
Изучение отношения к труду и его мотивов предполагает методика, разработанная Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ), под руководством академика Т.И. Заславской. На её базе произведено не одно исследование мнения работающего населения. Выборка репрезентативна, она контролировалась по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Исследование проводилось по следующим направлениям43:
1. Мотивы основной занятости. При изучении мотивации труда они воспользовались шкалой, применявшейся в некоторых международных исследованиях. Она состоит из четырех основных уровней:
2. Мотивы дополнительной занятости. В этом направлении исследования определяются респонденты, не нуждающиеся в дополнительном заработке.
3. Мотивы смены работы.
Исследования трудовой мотивации осуществляется путем социологических опросов значительного количества респондентов в различных стратах общества и получения обобщенных мотивов, стимулов, потребностей.
Методика формирования нормативных мотивов труда Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова выделяет 7 групп мотивов труда (табл. 1):