Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 13:04, курсовая работа
Причины, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, трудно определить, они очень разнообразны и сложны. Различные внутренние и внешние силы вызывают у разных людей далеко не одинаковую реакцию. Одни люди выполняют легкую работу и остаются недовольны, а другие делают трудную работу и получают удовлетворение. Что нужно делать для того, чтобы люди работали качественнее и производительнее? Каким образом можно сделать работу привлекательнее?
Введение
Глава 1.
1.1.
1.2. Мотивация на казахстанских предприятиях
1.4. Зарубежный опыт в управлении персоналом
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала на примере салона
красоты «Львица»
2.1. Анализ рынка услуг
2.2. Анализ деятельности салона красоты «Львица»
2.3. Анализ службы управления персоналом в салоне
2.4. Организация мотивации сотрудников салона красоты «Львица»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию существующей
системы управления
3.1. Совершенствование системы мотивации персонала в Казахстане
3.2. Программа мотивации для салона красоты «Львица»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Двухфакторна теория Герцберга
Во второй половине 50-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?».
Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал «гигиеническими факторами» и «мотиваторами» (таблица 1).
Гигиенические факторы | Мотиваторы |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результатов работы |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчинёнными | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой | Возможности творческого и делового роста |
Таблица 1. Теория мотивации Ф.Герцберга
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется
работа, а МОТИВАЦИИ — с самим
характером и сущностью работы. Согласно
Герцбергу, при отсутствии или недостаточной
степени присутствия
Вот как Герцберг описывал соотношение между удовлетворенностью и неудовлетворенностью работой:
«Результаты
нашего исследования, а также результаты,
полученные мною в ходе обсуждений
с другими специалистами, использовавшими
совершенно иные методы, позволяют
заключить, что факторы, вызывавшие
удовлетворение работой и обеспечивавшие
адекватную мотивацию — это иные
и существенно отличные факторы,
чем те, которые вызывают неудовлетворение
работой. Поскольку при анализе
причин удовлетворенности или
Теория потребностей МакКлелланда.
Другой
моделью мотивации, делавшей основной
упор на потребности высших уровней,
была теория Дэвида МакКлелланда. Он считал,
что людям присущи три
Таким
образом, если вы хотите мотивировать
людей с потребностью успеха, вы
должны ставить перед ними задачи
с умеренной степенью риска или
возможностью неудачи, делегировать им
достаточные полномочия для того,
чтобы развязать инициативу в
решении поставленных задач, регулярно
и конкретно поощрять их в соответствии
с достигнутыми результатами. Мотивация
на основании потребности в
Сопоставление
различных теорий мотивации. Теория
мотивации Герцберга имеет
Теория Маслоу | Теория Герцберга |
Самовыражение | Мотивирующие факторы |
Социальные
потребности
Безопасности и уверенности в будущем |
Гигиенические факторы |
Таблица 2. Соотношение теорий потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга
Но в
одном пункте эти две теории резко
расходятся. А.Маслоу рассматривал гигиенические
факторы, как нечто, что вызывает
ту или иную линию поведения. Если
менеджер дает рабочему возможность
удовлетворить одну из таких потребностей,
то рабочий в ответ на это будет
работать лучше. Ф.Герцберг напротив
считает, что работник начинает обращать
внимание на гигиенические факторы
только тогда, когда сочтёт их реализацию
неадекватной или несправедливой.
Содержательные
теории мотивации базируются на потребностях
и связанных с ними факторах, определяющих
поведение людей. Процессуальные теории
рассматривают мотивацию в ином
плане. В них анализируется то,
как человек распределяет усилия
для достижения различных целей
и как выбирает конкретный вид
поведения. Процессуальные теории не оспаривают
существования потребностей, но считают,
что поведение людей
Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория
ожиданий, часто ассоциирующаяся
с работами Виктора Врума, базируется
на положении о том, что наличие
активной потребности не является необходимым
единственным условием мотивации человека
на достижение определенной цели. Человек
должен также надеяться на то, что
выбранный им тип поведения действительно
приведет к удовлетворению или приобретению
желаемого. Ожидания можно рассматривать
как оценку данной вероятности определенного
события. Большинство людей ожидают,
например, что окончание колледжа
позволит им получить лучшую работу и
что, если работать с полной отдачей,
можно продвинуться по службе. При
анализе мотивации к труду
теория ожидания подчеркивает важность
трех взаимосвязей: затраты труда
— результаты; результаты — вознаграждение
и валентность (удовлетворенность
вознаграждением). Ожидания в отношении
затрат труда — результатов (З-Р)
— это соотношение между
Если
значение любого из этих трех критически
важных для определения мотивации
факторов будет мало, то будет слабой
мотивация и низки результаты
труда. Соотношение этих факторов можно
выразить следующей формулой (она
показана и на рисунке 2).
Рисунок
2. Модель мотивации по Вруму
Теория справедливости.
Другое
объяснение того, как люди распределяют
и направляют свои усилия на
достижение поставленных целей,
Модель Портера-Лоулера.
Лайман
Портер и Эдвард Лоулер разработали
комплексную процессуальную теорию
мотивации элементы теории ожиданий
и теории справедливости. В их модели,
показанной на рисунке 5, фигурирует пять
переменных: затраченные усилия, восприятие,
полученные результаты, вознаграждение,
степень удовлетворения. Согласно модели
Портера-Лоулера, достигнутые результаты
зависят от приложенных сотрудником
усилий, его способностей и характерных
особенностей, а также осознания
им своей роли. Уровень приложенных
усилий будет определяться ценностью
вознаграждения и степенью уверенности
в том, что данный уровень усилий
действительно повлечет за собой
вполне определенный уровень вознаграждения.
Более того, в теории Портера-Лоулера
устанавливается соотношение
Рисунок
3. Модель Портера-Лоулера
Для того
чтобы лучше понять, как Портер
и Лоулер объяснили механизм мотивации,
давайте последовательно
1.3. Значение мотивации персонала
При планировании
и организации работы руководитель
определяет, что конкретно должна
выполнить данная организация, когда,
как и кто, по его мнению, должен
это сделать. Если выбор этих решений
сделан эффективно, руководитель получает
возможность координировать усилия
многих людей и сообща реализовывать
потенциальные возможности