Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:22, курсовая работа
Основной целью дипломной работы является теоретический анализ концепций и моделей потребностей и мотиваций, разработка на этой основе методологических и практических рекомендаций по организации мотивации и стимулирования труда социальных работников.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
анализ развития концепций потребностей и мотиваций, их актуальности и целесообразности использования в современных условиях;
анализ воздействия мотивационного механизма на трудовое поведение;
изучение опыта стимулирования труда социальных работников
анализ материальных, социальных и иных аспектов мотивации социальных работников.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ТРУДА. 6
1. Процесс мотивации труда и его сущность. 6
2. Содержание теории мотивации. 15
3. Процессуальные теории мотивации. 23
ГЛАВА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 29
1.Мотивационный механизм регулирования трудового 29
поведения. 29
2. Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение. 34
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. 44
1. Кадровый состав и особенности труда работников социальной сферы 44
2. Совершенствование мотивации труда социальных работников. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 63
Тема:
Мотивация труда
персонала учреждений
социального обслуживания
населения
СОДЕРЖАНИЕ
Истинные побуждения людей, которые заставляют отдавать работе максимум усилий, всегда были в центре внимания теории и практики управления. Несмотря на то, что исходные положения теории индивидуальной мотивации и группового поведения разработаны несколько десятилетий назад, реальный опыт использования в управлении выводов и конкретных результатов наук о поведении (социологии, психологии и других) постоянно обновляются. Мотивация труда работников социальных учреждений сегодня – одна из важных областей управленческой деятельности. Экономические реформы сопровождаются трансформацией отношения людей к труду, изменением их ценностных ориентации, появлением новых возможностей реализации жизненного потенциала. В этих условиях обеспечение заинтересованности работника в труде оказывается, с одной стороны, исключительно сложной, а с другой, - едва ли не главной задачей для организаций, имеющих давнюю историю и специфические традиции. К таковым относятся учреждения социальной сферы.
В этой связи для повышения эффективности функционирования системы социального обслуживания населения, особую актуальность имеет создание мотивационной среды, в которой в высоких результатах труда заинтересованы и отдельные работники, и коллективы, и регионы, и государство целом. Это не простая задача. Однако ее необходимо решать, ибо в противном случае сложно, по большому счету, говорить о возможности построения социального государства.
Все это и определило необходимость и целесообразность данного исследования.
Вопросы мотивации и стимулирования труда достаточно широко освещены в работах российских и зарубежных исследователей. Среди российских ученых следует, прежде всего, отметить труды Абалкина Л.И., Волгина Н.П., Катульского Е.Д., Колосовой Р.П., Обломской И.Я., Ржанициной Л.С. и др.
Фундаментальный вклад в разработку теории потребностей, интересов и стимулов, мотивационных моделей внесли Альдерфер, Маслоу, Герцберг, Врум, Лок, Лоулер, Адаме, Моррей, МакКлелланд, Портер, Шпангер и другие ученые.
Однако условия и социальная практика в современном мире столь динамичны, что самый серьезный и современный анализ социально-экономических проблем не может быть застывшим и статичным. Он требует новых научных взглядов и исследований.
Основной целью дипломной работы является теоретический анализ концепций и моделей потребностей и мотиваций, разработка на этой основе методологических и практических рекомендаций по организации мотивации и стимулирования труда социальных работников.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
Объектом исследования является система мотивации труда социальных работников в РФ на примере ЦСОН Питерского района Саратовской области.
В
качестве предмета исследования
рассматриваются социально-
Исследования проводились с применением методов сравнений и социологических исследований, статистического анализа.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одним из ключевых факторов успеха функционирования организации. Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу, не требующую творческого подхода и высокой квалификации, - даже и в этом случае механическое принуждение к труду не может дать высокого положительного результата.
Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а следовательно, "очеловечивает " ее, придавая ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им не возможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится. Выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующегося постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Путь к эффективному управлению поведением человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытать разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознано или не осознано совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Стадии процесса мотивации
Первая стадия.
Возникновение потребности
Вторая стадия.
| ||
Третья стадия.
| ||
Четвертая стадия.
| ||
' |
Пятая стадия.
Осуществление действия за получение
вознаграждения
Шестая
стадия.
Устранение потребностей
Любые конкретные виды деятельности, в том числе труд, осуществляется в силу внутренних причин, побуждений, в связи с потребностями, интересами, ожиданиями личности. Предметы актуальных для человека потребностей, интересов, ожиданий являются мотивами и во многом определяют тип и эффективность деятельности работника.
Наряду с этим деятельность работника обусловлена воздействием внешней среды существующей вне его и развивающейся по своим законам. Внешние воздействия, так или иначе влияющие на процесс и результаты трудовой деятельности являются для работника стимулами. Стимул это не любое внешнее воздействие, а лишь такое, побуждающий эффект которого опосредствован психикой человека, отвечает его взглядам, чувствам, настроениям и, конечно же, мотивам.
И мотивы, и стимулы, выступая факторами, определяющими конечные результаты человеческой деятельности, тем не менее нетождественны друг другу. Мотивы - это внутри личностные причины и движители, побуждающие человека действовать в неких направлениях в соответствии со структурой личности. Стимулы же, будучи внешними воздействиями, не всегда совпадают с личными устремлениями, приоритетами, предпочтениями работника. Более того, мотивы и стимулы в своих воздействиях на деятельность могут как взаимно усиливаться, так и быть разнонаправленными.
Отсюда, мотивация нередко осмысляется либо как комплекс определенным образом взаимосвязанных мотивов, либо как процесс побуждения человека к действию определенным мотивом,
<
направляющий и регулирующий деятельность во имя достижения специфических для данного мотива целевых состояний, признаваемых личностью комфортными. Стимулирование - это процесс регулирующего и регулируемого воздействия на работников факторов внешней среды с целью повышения его трудовой активности.1
Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.
Сложность управления мотивацией работников обусловлена сложностью ее носителя. Личность человека по природе своей уникальна и неповторима. Доминантами поведения человека, в том числе в сфере труда, выступают его собственные потребности, интересы, желания, ценности, целевые установки, ожидания. Все эти упорядоченные определенным образом элементы составляют структуру мотивации работника. Она является достаточно стабильной, хотя и поддается целенаправленному воздействию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обуславливается множеством факторов: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью и т.д. Это положение можно проиллюстрировать это положение данными из таблицы, составленной С. Виккерстафом и В. Герчиковым, в которой приводятся сведения о предпочтении тех или иных форм мотивации различными категориями работников управления.2
Таблица № 1. Предпочтения различных категорий работников управления
№ п/п | Менеджеры | Специалисты | Служащие |
1 | Оплата и премии | Продвижение по службе | Оплата и премии |
2 | Продвижение по службе | Оплата и премии | Продвижение по службе |
3 | Авторитет | Трудные задачи | Самостоятельность |
4 | Гордость | Новая квалификация | Уважение |
5 | Трудные задачи | Самостоятельность | Безопасность труда |
Кроме
того, для каждого конкретного
человека характерен индивидуальный набор,
персональный комплекс мотивирующих факторов.
Унифицировать его для
Потребности выступают внутренними, глубинными источниками развития личности и ее деятельности. Масштабы различия в поведении разных людей в одной и той же ситуации - это параметр, сигнализирующий о различиях их мотиваций. Пока потребность не удовлетворена, она активизирует деятельность и влияет на нее.
Более ярко выраженную, внешне заметную роль в мотивации играет интерес - особая форма проявления потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание и достижение определенных целей деятельности. Отличительным признаком действия интереса является видимое усиление мотивации, проявляющееся в повышенной эмоциональности, внимании к объекту и в динамике мышления, в интеллектуальном и ином направлении.
Стабильно
проявляемый интерес свидетельствует
о превращении его в
Информация о работе Мотивация труда персонала учреждений социального обслуживания населения