Мотивация труда персонала учреждений социального обслуживания населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:22, курсовая работа

Описание

Основной целью дипломной работы является теоретический анализ концепций и моделей потребностей и мотиваций, разработка на этой основе методологических и практических рекомендаций по организации мотивации и стимулирования труда социальных работников.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
анализ развития концепций потребностей и мотиваций, их актуальности и целесообразности использования в современных условиях;
анализ воздействия мотивационного механизма на трудовое поведение;
изучение опыта стимулирования труда социальных работников
анализ материальных, социальных и иных аспектов мотивации социальных работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ ТРУДА. 6
1. Процесс мотивации труда и его сущность. 6
2. Содержание теории мотивации. 15
3. Процессуальные теории мотивации. 23
ГЛАВА II. МОТИВАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 29
1.Мотивационный механизм регулирования трудового 29
поведения. 29
2. Стимулирование как метод воздействия на трудовое поведение. 34
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. 44
1. Кадровый состав и особенности труда работников социальной сферы 44
2. Совершенствование мотивации труда социальных работников. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 63

Работа состоит из  1 файл

КИСТАНОВ МОТИВАЦИЯ.doc

— 346.50 Кб (Скачать документ)

       В рамках теории стимулирования очень  важен вопрос о его классификации.  Возможно,  выделение достаточно большого количества видов стимулирования. В данной работе автор коротко  охарактеризует некоторые, наиболее общие из них.

       Пропорциональное,    прогрессивное    и    регрессивное стимулирование. При пропорциональном виде стимулирования трудовая активность основывается на постоянной мере стимула, которая изначально определена и принята как нормальная, удовлетворяющая; изменение затрат усилий в плане их длительности или интенсивности предполагает пропорциональное изменение меры стимула.

О прогрессивном  стимулировании можно говорить, если трудовая активность основывается на возрастающей мере стимула;

одинаковые  затраты трудовых усилий предполагают во времени все большую меру стимула, поскольку происходит адаптация к самому стимулу.

       В случае регрессивного стимулирования трудовая активность основывается на убывающей мере стимула, поскольку  во времени происходит адаптация к самой трудовой активности.

       Пропорциональное,    прогрессивное    и    регрессивное стимулирование - это прежде всего  определенные типы ожиданий оплаты труда, которые могут и не совпадать  с реальной оплатой.

       Жесткое   и   либеральное   стимулирование.   Жесткое стимулирование основано преимущественно на принуждении человека к затратам усилий. Механизмом принуждения является ориентация на некий ценностный механизм, т.е. страх неполучения, не достижения ценностного минимума, в том числе и оплаты труда.

       Либеральное стимулирование основано преимущественно на привлечении человека к затратам усилий. Механизмом привлечения является ориентация человека на некий ценностный механизм, т.е. привлекательная вероятность получения, достижения ценностного механизма, в том числе и оплаты труда.

       В едином стимулирующем воздействии  на реальную трудовую деятельность людей  момент принуждения и привлечения  часто неразличимы, одновременны, неразрывны; в то же время реальны ситуации, когда либо жесткое, либо либеральное  стимулирование доминирует, достаточно отчетливо опознается по конкретным признакам.

       Актуальное  и  перспективное  стимулирование.  Если актуальное стимулирование связано со знанием оплаты труда как источника   повседневного существования,   то   перспективное направлено на удовлетворение глубинных инстинктов собственности, богатства, власти, социального продвижения и стабильности.

       Стимулирование  не только и не столько экономическая, сколько   социальная   проблема,   поскольку   речь   идет   о  стимулировании  трудовой,   социальной по  своей природе деятельности людей.

       При построении новой системы стимулирования нельзя обойтись без учета общественного  сознания людей, а образующий его  набор мотиваций и предпочтений создает достаточно пеструю картину. В последнее время, однако, особенно четко обозначился один мотив, который невозможно не заметить: колоссальная неудовлетворенность распределительно - бытовой стороной жизни. Самой острой для себя работники признают жилищную проблему, низкие доходы и высокие цены, продовольственные и промтоварные нехватки. Меньше волнует людей социальные приоритеты:

загрязнение окружающей среды, несправедливое распределение, зависимость от чиновников в решении  жизненно важных вопросов. И, наконец, совсем мало беспокоят людей общечеловеческие ценности:

плохая  медицина, недостаточная помощь пожилым  людям, низкий уровень воспитания и  обучения подрастающего поколения. Чрезвычайность данной ситуации не может  быть объяснена иначе, как наличием принципиальных недостатков в новом  хозяйственном механизме управления и несовершенства методов воздействия на заинтересованность работника в частности. Система экономического стимулирования действенна при соблюдении, по крайней мере, трех важнейших условий.

       Во-первых, формы и методы экономического стимулирования должны максимально отражать эффективность трудового процесса. Поэтому нельзя сказать, что какая-то форма стимулирования сама по себе более эффективна, чем другие. Так, эффективность различных форм заработной платы зависит от того, насколько они учитывают характер труда, его организацию и результативность.

         Во-вторых, важным условием эффективности  системы стимулирования является  правильный выбор критериев оценки  производственной деятельности  и показателей стимулирования. Непродуманно  установленные показатели работы, неправильно выбранные способы поощрения за труд могут заставить людей действовать вопреки интересам организации и общества.

       Наконец, в-третьих, необходим достаточно высокий  размер вознаграждения, чтобы отдельный  работник (коллектив)   был заинтересован получить это вознаграждение.18 

       Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ  ТРУДА РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ.

       1. Кадровый состав  и особенности  труда работников  социальной сферы

    Актуальность  разработки проблем кадрового обеспечения  и  объективности оценки мотивации труда работников социальных служб России обусловлены рядом фундаментальных причин.

    В их многообразном спектре, конечно, на первое место входят внутренние причины. Попытка разрешить проблему перехода к рыночной экономике с  помощью финансовых, банковских инструментов, независимо от других, в том числе таких, как человеческий фактор, потерпели неудачу. Они привели к дестабилизации не только различных сфер экономики, но прежде всего обострили проблему социальной сферы. И так в истории России было всегда, когда реформаторы забывали о главном – о человеке.  

    Сегодня стало, наконец, очевидным, во-первых, что  внимание к человеку, его потребностям и нуждам, проблемам, социально-психологическому  состоянию  – не второстепенное дополнение к реформам, а то главное условие,   без которого невозможны никакие прогрессивные изменения в стране.

    Если  мы хотим понять причины  бурного  становления и развития системы  социальных служб России во второй половине 90-х годов и острую потребность  ее кадрового обеспечения сегодня, мы неизбежно отметим следующее:

  • во – первых, этого требует социальная безопасность государства, общества и личности. Социальные опасности (и их источники) направлены прежде всего  против объектов социальной сферы. Социальные службы создаются и развиваются не только под влиянием бедности, голода, безработицы, разгула, самых грубых форм насилия и преступности, появление большого числа дезадаптированных  групп населения, возникновения множества вооруженных конфликтов, техногенных катастроф и аварий.  Сеть социальных служб формируются вследствие деформации системы здравоохранения, образования, соцкультбыта, отдыха и т.п. Нередко учреждением социального обслуживания различных категорий населения приходится брать на себя функции образовательных, лечебных и социально – бытовых учреждений.
  • во-вторых, социальные службы России развиваются под влиянием тех изменений, которые произошли  в социально –культурной  сфере общества. По существу, центры социальной помощи населению являются опорными базами сохранения национальной  культуры России.
  • в-третьих, трудное функционирование системы социального обслуживания обусловлено необходимостью сохранения и развития «человеческого потенциала страны» - социального здоровья, охраны жизни, создания условий и стимулов для результативного труда, выживания и развития социально уязвимых слоев населения, утверждение высокой духовности и нравственности народа. 

    Как никто другой специалисты по социальной работе могут сыграть заметную роль на федеральном, региональном и местном  уровне в решении проблем социальной безопасности народа, в защите прав и свобод человека при наличии у них высокого профессионализма и общей культуры.

    Постановлением  Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года. №92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был дополнен характеристикой «Специалист по социальной работе».

    Кадры – главная составляющая социальной работы. Различают социальных работников и специалистов по социальной работе.

    Социальный  работник – лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.

    Специалист  по социальной работе– лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. 

    Кадры социальной работы можно классифицировать по признакам трудовой занятости в определенной структуре и занимаемым должностям.

  1. Аппарат республиканских, краевых областных и окружных органов социальной защиты: руководители органов соцзащиты республик, краев, областей, округов и их заместители; специалисты различных отделов.
  2. Аппарат центров по начислению и выплате пенсий и пособий: начальники центров и их заместители; начальники отделов и их заместители;  специалисты отделов.
  3. Аппарат районных и городских органов социальной защиты: руководители районных и городских органов соцзащиты, их заместители; начальники отделов и их заместители; специалисты.
  4. Стационарные учреждения социального обслуживания: руководители – директор и его заместители, заведующие отделениями; специалисты – врачи, медицинские сестры, фельдшеры, бухгалтеры, инструкторы по труду, воспитатели, учителя, ортопеды, психологи и др.
  5. Врачебно – трудовые экспертные комиссии: главные эксперты; председатели республиканских, краевых, областных, межрайонных, районных, городских ВТЭК  врачи – эксперты, медицинские сестры, психологи, специалисты по реабилитации, программисты.
  6. Службы социальной помощи, в том числе:
    • центр социального обслуживания – центра и его заместители; главный бухгалтер и бухгалтер; инспектор; специалист по социальной работе;
    • отделение дневного пребывания – заведующий отделением, медицинская сестра, культорганизатор, инструктор по трудовой терапии;
    • служба срочной социальной помощи – заведующий службой, психолог, юрист, специалист по социальной работе, социальные работники;
    • отделение социальной помощи на дому – заведующий отделением, социальные работники

            

      Социальная  работа – это профессиональная деятельность, направленная на регулирование и  развитие системы социальных отношений  и общения людей, управления государственными и общественными институтами, содействующими жизнеобеспечению и развитию всех членов общества.

      Это одна из помогающих профессий. Однако помогающие профессии стоят занимающимися им людям довольно дорого. Воздействие это не всегда заметно со стороны, но настоящую цену знает каждый специалист. Сегодня мы констатируем несколько важных аспектов этой платы:

      - угроза психических нарушений,  профессиональной невротизации  из – за постоянных столкновений  с «темными» сторонами жизни  и психической патологией;

      - отрицательные последствия могут  сказаться в личной жизни (семья, друзья), в нарушении или разрушении интимных, межличностных непрофессиональных контактов;

      - постоянная текучесть кадров  из – за напряженности работы.

      Социальным  работникам по роду своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно, как и другим специалистам системы «человек – человек», профессиональное заболевание, называемое синдромом эмоционального «сгорания». Это связанно с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором», что также относится к факторам профессионального риска. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению. В результате, появляются беспокойство, тревога, раздражение, гнев, наличие негативных чувств по отношению  к клиентам, депрессии, негативная самооценка, неврозы; физиологические нарушения: головные боли, пониженное или повышенное кровяное давление, желудочно – кишечные расстройства, нарушения сна и др.

      Проблемы  социальной деформации в социальной работе в нашей стране изучены мало, в связи с недолгой историей социальной работы в России, хотя и  представляют значительный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

      Профессиональная  деятельность – это сложное социокультурное  явление со своей историей и традициями, ценностями, со своим  мировоззрением. Процесс вхождения в это пространство, процесс овладения профессией – это достаточно длительное и сложное явление, требующее от социального работника определенных жертв и многих усилий. Профессия овладевает человеком, захватывая при этом его не только чисто субъективные качества – специальные способности, но и его личностные свойства. При этом человек часто становится «рабом» своих профессиональных знаний об окружающем мире.

Информация о работе Мотивация труда персонала учреждений социального обслуживания населения