Оценка деловых качеств менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа

Описание

В результате структурной перестройки экономики в начале 90-х годов прошлого столетия произошел переход к рыночным отношениям, повлекший за собой изменения в сфере труда и занятости. В наиболее неблагоприятной ситуации оказались различные категории работников, в число которых входят менеджеры в возрасте 16 – 29 лет. В силу специфики своих социально-психологических характеристик они оказываются недостаточно подготовленными к современным рыночным условиям. Отсутствие опыта работы и недостаточное развитие их личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда, приводят к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими группами работников и вызывают проблемы с трудоустройством, что влечет за собой возникновение проблем в психологическом плане.

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО.doc

— 533.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Экспериментальная оценка конкурентноспособности студентов  ВУЗов и анализ экспериментальных  данных.

Экспериментальная оценка деловых  качеств студентов вузов представляет собой сравнение реальных деловых качеств молодежи с психологической моделью «идеального» молодого специалиста, отвечающего требованиям современных социально-экономических условий, при помощи разработанной методики количественной оценки качественных показателей конкурентоспособности. В результате определим степень соответствия деловых качеств молодежи требуемому уровню.


 

 

Таблица

Показатели вариации

Показатели вариации

Всего

Естествен-нонауч.

Гумани-тарные

Эконо-мические

Максимальный балл

133

121

133

131

Минимальный балл

88

92

88

92

Размах вариации

45

29

45

39

Средний балл

111

105,5

111

118

Среднее линейное отклонение

9,5

6,5

7,7

7,0

Дисперсия признака

110

65,7

139,5

76,1

Среднее квадратическое отклонение

10,5

8,1

11,81

8,7


 

Сравнивая показатели вариации по группам  можно отметить следующие важные моменты:

1. Наибольший среди максимально  набранных баллов, равный 133, принадлежит  студентам гуманитарных специальностей. Наименьший среди минимальных набранных баллов, равный 88, оказался у студентов этой же группы. В результате наибольший размах вариации – 45 баллов – у выборки, состоящей из студентов гуманитарных специальностей.

2. Наименьший среди максимально  набранных баллов, равный 121, относится к группе, включающей студентов естественнонаучных специальностей. Размах вариации здесь оказался так же минимальным – 29 баллов.

3. Средний балл у студентов  естественнонаучных специальностей, равный 105,5 баллам, является наименьшим по сравнению с двумя другими группами: 111 и 118 баллов.

4. Наибольшее среднее линейное  отклонение принадлежит к группе  студентов гуманитарных специальностей – 7,7 балла. Дисперсия признака здесь так же максимальна – 139,5, соответственно и среднее квадратическое отклонение имеет наибольшее значение – 11,8 балла.

5. Наименьшее значение дисперсии  признака, равное 65,7, оказался в группе, состоящей из студентов естественнонаучных  специальностей, соответственно и среднее квадратическое отклонение здесь также минимально – 8,1 балла.

В результате проведения сравнительного анализа показателей вариации можно сделать выводы о степени однородности студентов в группах.

1. Наиболее однородный состав  имеют студенты естественнонаучных  специальностей: здесь наименьшее  значение размаха вариации, среднего линейного отклонения, дисперсии и среднего квадратического отклонения. 68,42% студентов этой группы имеют уровень конкурентоспособности выше среднего, 31,58% - средний. Как видно из приведенных выше данных большинство студентов имеют одинаковый уровень конкурентоспособности, но, к сожалению, этот уровень далек от высокого.

2. Менее однородная совокупность  принадлежит подгруппе, включающей студентов гуманитарных специальностей: здесь наибольшее значение размаха вариации, среднего линейного отклонения, дисперсии и среднего квадратического отклонения. 51% студентов этой группы имеют уровень конкурентоспособности выше среднего, 21% - средний и 28% - высокий.

3. У студентов экономических  специальностей показатели вариации  занимают среднее положение. 72% студентов этой группы имеют уровень конкурентоспособности выше среднего,  15,5% - высокий, что ниже, чем у студентов гуманитарных специальностей, 12,50% - средний, что свидетельствует о наименьшей доле студентов с таким уровнем конкурентоспособности.

Рассчитанный критерий согласия Фишера F  и сравненный с табличными граничными значениями привел к выводу  о том, что дисперсии выборок при парном сравнении конкурентоспособности студентов естественнонаучных и экономических  специальностей не отличаются друг от друга (F=1,16 < 1,8); гуманитарных и экономических (F=1,83 > 1,6), а так же гуманитарных и естественнонаучных (F=2,12 > 21,6) специальностей отличаются с вероятностью допустимой ошибки не более 0,05%.

Вследствие того, что конкурентоспособность представляет собой комплексный показатель, разумным было рассмотреть каждую его составляющую и сравнить по группам, включающим студентов разных специальностей (см. приложение 5).

Из приложения 5 видно, что почти  половина студентов ТвГУ, принявших участие в тестировании, имеют нечеткие цели на ближайшие 1-1,5 гг, а их ценностные ориентации не вполне соответствуют условиям современной частной и деловой жизни – 48,20%. 13,25% респондентов -целеустремленные, столько же студентов не пытаются ставить перед собой цели, а каждый четвертый имеет не размытые, но и не вполне определенные ценностные ориентации.

Около 20%, принявших участие в  исследовании, занимают в жизни активную позицию, 37,35% - в большинстве случаев находят силы и энергию для доведения начатых дел до конца. Примерно каждый четвертый студент ТвГУ активен по необходимости, а 15,66% вообще стремятся вести пассивный образ жизни.

Доля трудолюбивых студентов, уделяющих  много внимания качеству выполняемой  работы, достигает 21,65%. Достаточно работоспособными оказалось около 41% студентов. Каждый третий из опрошенных студентов не обращает  должного внимания качеству своего труда, а 3,6% и вовсе безразличны к результатам своей работы.

Лишь каждый десятый протестированный студент имеет высокий уровень стрессоустойчивости, около 30% - умеют управлять своим состоянием и поведением в стрессовой ситуации. 38,55% студентов ТвГУ не умеют рационально использовать имеющиеся у них временные ресурсы, вследствии чего они часто подвергаются воздействию стресса из-за постоянной нехватки времени. И, к сожалению, каждый пятый студент сильно подвержен стрессам и не в состоянии противостоять им.

Очень предприимчивыми оказались 7,23% студентов, прошедших тестирование, почти каждый пятый – инициативными. Половина респондентов время от времени проявляют свою инициативу, а каждый пятый – относится к группе со средним уровнем предприимчивости. Лишь около 6% студентов ТвГУ оказались безынициативными.

В ходе исследования выяснилось, что  абсолютными лидерами являются 7,23% студентов, около 30% - стремятся занимать лидирующие позиции. Почти каждый второй респондент не желает быть ведомым, а 12% - не хотят быть лидером. И лишь 3,6% студентов  не имеют основных черт лидера и являются ведомыми.

Подавляющее большинство опрошенных студентов ТвГУ (88,31%) чрезмерно осторожны, 15,66% - предпочитают идти на разумный риск и только 6% постоянно рискуют.

Полностью независимы при принятии ответственных решений 8,43% студентов, принявших участие в исследовании, 18% почти всегда полагаются на собственное мнение. Каждый второй респондент может посоветоваться с 1-2 близкими ему людьми и друзьями, каждый десятый – не только выслушивает совет, но и часто принимает чужую точку зрения. 9,64% студентов полностью зависимы при принятии ответственных решений.

По результатам тестирования выяснилось, что новаторами являются лишь 1,2% будущих  молодых специалистов, 7,23% - восприимчивы к нововведениям, 14,46% респондентов не чуждо все новое. Более 21% опрошенных считают себя скорее консерваторами, нежели новаторами, каждый четвертый – не восприимчив к новшествам и, к сожалению, 30,12% студентов ТвГУ оказались убежденными консерваторами.

Лишь четверть опрошенных студентов  имеют способность к постоянному совершенствования в профессиональном плане, каждый десятый время от времени занимается развитием своих профессиональных качеств. Почти 2/3 респондентов не уделяют никакого внимания своему развитию в профессиональном плане.

Что касается самосовершенствования  в личностном плане, то примерно каждый пятый студент ТвГУ постоянно самосовершенствуется, 41% - время от времени занимается самообразованием. Каждый четвертый опрошенный студент не уделяет должного внимания развитию личностных качеств, а 15,66% - имеют остановленное саморазвитие.

Проведем сравнительный анализ составляющих конкурентоспособности по группам студентов различных специальностей.

1. Четкость целей и ценностных  ориентаций, целеустремленность.

Четкие цели и ценностные ориентации имеет каждый пятый студент, обучающийся по гуманитарным специальностям и каждый одиннадцатый – по экономическим. Большая половина студентов, имеющих размытые цели, проходят обучение на естественнонаучных (64,7%) и экономическом  (52,17%) факультетах, а также 40% - на гуманитарных. Нечеткие цели преобладают у 28% студентов гуманитарных, 22% - у экономических и 18% – у естественнонаучных специальностей. Наибольшее число студентов с размытыми ценностными ориентациями обучаются на естественнонаучном факультете – 18%, немногим меньше – 17,4% - на экономическом и 11,6% - на гуманитарном.

2. Коммуникабельность, общительность, неконфликтность.

Каждый третий студент экономических  и гуманитарных специальностей, а также каждый четвертый, обучающийся по естественно-научным специальностям, оказался очень коммуникабельным. В меру общительными  являются 23,53% студентов естественнонаучных специальностей и 23,26% - гуманитарных, что примерно в 2,6 раза больше по сравнению со студентами – экономистами. В основном же большинство студентов всех специальностей не имеют серьезных проблем в общении.

3. Активность, энергичность.

Наиболее активными и энергичными  среди опрошенных стали студенты экономических и гуманитарных специальностей: 26% и 23% соответственно. Около 42% студентов естественонаучных  и экономических специальностей, а также почти каждый третий студент гуманитарных факультетов способен доводить начатые дела до конца. Средний уровень активности преобладает у каждого третьего студента естественнонаучных специальностей, каждого четвертого – гуманитарных и каждого пятого – экономических специальностей. Наибольшая доля студентов, стремящихся занимать в жизни пассивную позицию, относится к группам, включающим в себя студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям (18,6%) и естественнонаучным (17,6%), в отличии от группы, состоящей из студентов экономического факультета, где данный показатель почти в 2 раза ниже и составляет 8,7%.

4. Трудолюбие, работоспособность,  стремление к повышению качества  своего труда.

Большинство студентов естественнонаучных факультетов (65%) имеет средний уровень  работоспособности и не всегда уделяет должного внимания качеству своего труда и лишь 17,6%  студентов стремятся к повышению качества своей работы. Примерно один студент из шести, обучающийся по гуманитарным специальностям, имеет высокий уровень работоспособности, что в 2 раза меньше по сравнению со студентами экономических специальностей. Почти половина студентов гуманитарных  и экономических специальностей ( 46,5% и 47,8% соответственно) трудолюбивы и их работоспособность зависит от важности выполняемой работы, а 4,5% студентов этих  же специальностей безразличны к качеству своего труда.

5. Стрессоустойчивость.

В ходе исследования выяснилось, что  достаточно стрессоустойчивым является каждый десятый студент естественнонаучных и гуманитарных специальностей, что примерно в 3 раза больше, чем у студентов экономических специальностей. Пытаются противостоять воздействию стрессовых ситуаций 39% студентов-экономистов, что на 9% больше, по сравнению со студентами гуманитарных специальностей и на 21% больше по сравнению со студентами естественнонаучных специальностей. Сильно подвержены стрессам 17,5% студентов экономического и естественно-научных факультетов, что в 1,5 раза выше показателя, соответствующего группе студентов гуманитарных факультетов. Подавляющее большинство студентов естественнонаучных специальностей (64,7%) имеет средний уровень стрессоустойчивости, что в 2 раза больше, чем у студентов гуманитарных  специальностей и в 1,5 раза больше, чем у студентов- экономистов.

6. Предприимчивость, инициативность.

Наибольшая доля очень предприимчивых и инициативных студентов проходит обучение на гуманитарных факультетах – 30%, что на 4% больше, чем у студентов экономических и на 13% больше, чем у студентов естественнонаучных специальностей. 61% студентов-экономистов имеет уровень предприимчивости выше среднего, что в 2 раза выше, чем аналогичный показатель у студентов естественнонаучных и в 1,2 раза больше, чем у студентов гуманитарных специальностей. Велика доля безынициативных студентов, обучающихся на естественнонаучных факультетах (18%), что в 9 раз больше по сравнению со студентами гуманитарных и в 4,5 раза больше по сравнению со студентами экономическими специальностями. Число студентов экономических специальностей с низким уровнем предприимчивости составляет 13%, что в 1,5 раза больше, чем у студентов гуманитарных и в 4 раза больше, чем у студентов естественнонаучных факультетов.

Информация о работе Оценка деловых качеств менеджера