Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 09:59, дипломная работа
В результате структурной перестройки экономики в начале 90-х годов прошлого столетия произошел переход к рыночным отношениям, повлекший за собой изменения в сфере труда и занятости. В наиболее неблагоприятной ситуации оказались различные категории работников, в число которых входят менеджеры в возрасте 16 – 29 лет. В силу специфики своих социально-психологических характеристик они оказываются недостаточно подготовленными к современным рыночным условиям. Отсутствие опыта работы и недостаточное развитие их личностных и деловых качеств, востребованных на рынке труда, приводят к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими группами работников и вызывают проблемы с трудоустройством, что влечет за собой возникновение проблем в психологическом плане.
Приложение 7
Экспериментальная оценка конкурентноспособности студентов ВУЗов и анализ экспериментальных данных.
Экспериментальная оценка деловых
качеств студентов вузов
Таблица
Показатели вариации
Показатели вариации |
Всего |
Естествен-нонауч. |
Гумани-тарные |
Эконо-мические |
Максимальный балл |
133 |
121 |
133 |
131 |
Минимальный балл |
88 |
92 |
88 |
92 |
Размах вариации |
45 |
29 |
45 |
39 |
Средний балл |
111 |
105,5 |
111 |
118 |
Среднее линейное отклонение |
9,5 |
6,5 |
7,7 |
7,0 |
Дисперсия признака |
110 |
65,7 |
139,5 |
76,1 |
Среднее квадратическое отклонение |
10,5 |
8,1 |
11,81 |
8,7 |
Сравнивая показатели вариации по группам можно отметить следующие важные моменты:
1. Наибольший среди максимально
набранных баллов, равный 133, принадлежит
студентам гуманитарных
2. Наименьший среди максимально набранных баллов, равный 121, относится к группе, включающей студентов естественнонаучных специальностей. Размах вариации здесь оказался так же минимальным – 29 баллов.
3. Средний балл у студентов
естественнонаучных
4. Наибольшее среднее линейное
отклонение принадлежит к
5. Наименьшее значение дисперсии
признака, равное 65,7, оказался в группе,
состоящей из студентов
В результате проведения сравнительного анализа показателей вариации можно сделать выводы о степени однородности студентов в группах.
1. Наиболее однородный состав
имеют студенты
2. Менее однородная совокупность
принадлежит подгруппе, включаю
3. У студентов экономических
специальностей показатели
Рассчитанный критерий согласия Фишера F и сравненный с табличными граничными значениями привел к выводу о том, что дисперсии выборок при парном сравнении конкурентоспособности студентов естественнонаучных и экономических специальностей не отличаются друг от друга (F=1,16 < 1,8); гуманитарных и экономических (F=1,83 > 1,6), а так же гуманитарных и естественнонаучных (F=2,12 > 21,6) специальностей отличаются с вероятностью допустимой ошибки не более 0,05%.
Вследствие того, что конкурентоспособность представляет собой комплексный показатель, разумным было рассмотреть каждую его составляющую и сравнить по группам, включающим студентов разных специальностей (см. приложение 5).
Из приложения 5 видно, что почти половина студентов ТвГУ, принявших участие в тестировании, имеют нечеткие цели на ближайшие 1-1,5 гг, а их ценностные ориентации не вполне соответствуют условиям современной частной и деловой жизни – 48,20%. 13,25% респондентов -целеустремленные, столько же студентов не пытаются ставить перед собой цели, а каждый четвертый имеет не размытые, но и не вполне определенные ценностные ориентации.
Около 20%, принявших участие в исследовании, занимают в жизни активную позицию, 37,35% - в большинстве случаев находят силы и энергию для доведения начатых дел до конца. Примерно каждый четвертый студент ТвГУ активен по необходимости, а 15,66% вообще стремятся вести пассивный образ жизни.
Доля трудолюбивых студентов, уделяющих много внимания качеству выполняемой работы, достигает 21,65%. Достаточно работоспособными оказалось около 41% студентов. Каждый третий из опрошенных студентов не обращает должного внимания качеству своего труда, а 3,6% и вовсе безразличны к результатам своей работы.
Лишь каждый десятый протестированный студент имеет высокий уровень стрессоустойчивости, около 30% - умеют управлять своим состоянием и поведением в стрессовой ситуации. 38,55% студентов ТвГУ не умеют рационально использовать имеющиеся у них временные ресурсы, вследствии чего они часто подвергаются воздействию стресса из-за постоянной нехватки времени. И, к сожалению, каждый пятый студент сильно подвержен стрессам и не в состоянии противостоять им.
Очень предприимчивыми оказались 7,23% студентов, прошедших тестирование, почти каждый пятый – инициативными. Половина респондентов время от времени проявляют свою инициативу, а каждый пятый – относится к группе со средним уровнем предприимчивости. Лишь около 6% студентов ТвГУ оказались безынициативными.
В ходе исследования выяснилось, что абсолютными лидерами являются 7,23% студентов, около 30% - стремятся занимать лидирующие позиции. Почти каждый второй респондент не желает быть ведомым, а 12% - не хотят быть лидером. И лишь 3,6% студентов не имеют основных черт лидера и являются ведомыми.
Подавляющее большинство опрошенных студентов ТвГУ (88,31%) чрезмерно осторожны, 15,66% - предпочитают идти на разумный риск и только 6% постоянно рискуют.
Полностью независимы при принятии ответственных решений 8,43% студентов, принявших участие в исследовании, 18% почти всегда полагаются на собственное мнение. Каждый второй респондент может посоветоваться с 1-2 близкими ему людьми и друзьями, каждый десятый – не только выслушивает совет, но и часто принимает чужую точку зрения. 9,64% студентов полностью зависимы при принятии ответственных решений.
По результатам тестирования выяснилось, что новаторами являются лишь 1,2% будущих молодых специалистов, 7,23% - восприимчивы к нововведениям, 14,46% респондентов не чуждо все новое. Более 21% опрошенных считают себя скорее консерваторами, нежели новаторами, каждый четвертый – не восприимчив к новшествам и, к сожалению, 30,12% студентов ТвГУ оказались убежденными консерваторами.
Лишь четверть опрошенных студентов
имеют способность к постоянном
Что касается самосовершенствования в личностном плане, то примерно каждый пятый студент ТвГУ постоянно самосовершенствуется, 41% - время от времени занимается самообразованием. Каждый четвертый опрошенный студент не уделяет должного внимания развитию личностных качеств, а 15,66% - имеют остановленное саморазвитие.
Проведем сравнительный анализ составляющих конкурентоспособности по группам студентов различных специальностей.
1. Четкость целей и ценностных ориентаций, целеустремленность.
Четкие цели и ценностные ориентации имеет каждый пятый студент, обучающийся по гуманитарным специальностям и каждый одиннадцатый – по экономическим. Большая половина студентов, имеющих размытые цели, проходят обучение на естественнонаучных (64,7%) и экономическом (52,17%) факультетах, а также 40% - на гуманитарных. Нечеткие цели преобладают у 28% студентов гуманитарных, 22% - у экономических и 18% – у естественнонаучных специальностей. Наибольшее число студентов с размытыми ценностными ориентациями обучаются на естественнонаучном факультете – 18%, немногим меньше – 17,4% - на экономическом и 11,6% - на гуманитарном.
2. Коммуникабельность, общительность, неконфликтность.
Каждый третий студент экономических и гуманитарных специальностей, а также каждый четвертый, обучающийся по естественно-научным специальностям, оказался очень коммуникабельным. В меру общительными являются 23,53% студентов естественнонаучных специальностей и 23,26% - гуманитарных, что примерно в 2,6 раза больше по сравнению со студентами – экономистами. В основном же большинство студентов всех специальностей не имеют серьезных проблем в общении.
3. Активность, энергичность.
Наиболее активными и
4. Трудолюбие, работоспособность,
стремление к повышению
Большинство студентов естественнонаучных факультетов (65%) имеет средний уровень работоспособности и не всегда уделяет должного внимания качеству своего труда и лишь 17,6% студентов стремятся к повышению качества своей работы. Примерно один студент из шести, обучающийся по гуманитарным специальностям, имеет высокий уровень работоспособности, что в 2 раза меньше по сравнению со студентами экономических специальностей. Почти половина студентов гуманитарных и экономических специальностей ( 46,5% и 47,8% соответственно) трудолюбивы и их работоспособность зависит от важности выполняемой работы, а 4,5% студентов этих же специальностей безразличны к качеству своего труда.
5. Стрессоустойчивость.
В ходе исследования выяснилось, что
достаточно стрессоустойчивым является
каждый десятый студент
6. Предприимчивость, инициативность.
Наибольшая доля очень предприимчивых и инициативных студентов проходит обучение на гуманитарных факультетах – 30%, что на 4% больше, чем у студентов экономических и на 13% больше, чем у студентов естественнонаучных специальностей. 61% студентов-экономистов имеет уровень предприимчивости выше среднего, что в 2 раза выше, чем аналогичный показатель у студентов естественнонаучных и в 1,2 раза больше, чем у студентов гуманитарных специальностей. Велика доля безынициативных студентов, обучающихся на естественнонаучных факультетах (18%), что в 9 раз больше по сравнению со студентами гуманитарных и в 4,5 раза больше по сравнению со студентами экономическими специальностями. Число студентов экономических специальностей с низким уровнем предприимчивости составляет 13%, что в 1,5 раза больше, чем у студентов гуманитарных и в 4 раза больше, чем у студентов естественнонаучных факультетов.