Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:27, дипломная работа
В изменчивом мире, где ресурсы иссякают, а фантазии людей возрастают, нужно создавать удивительные вещи при минимуме энергетических затрат, при этом точно угадывая, что захочется миру завтра. Суть концепции кайдзен – улучшение или совершенствование. Слово “кайдзен” состоит из двух иероглифов – «изменения» и «хорошо». Изменяй к лучшему, изменяйся к лучшему. Причем изменяться надо немедленно, и маленькое небольшое изменение лучше чем отложенное совершенствование.
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование управленческой технологии кайдзен
1.1 Технологии кайдзен: Сущность концепции и основные поняти…………......5
1.2. Классификация принципов технологии кайдзен………………………….
1.3. Функции и инструменты менеджмента в рамках технологии кайдзен
Глава 2 Анализ ситуации в ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общий организационно-управленческий анализ……………………..……...40
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Сбербанк России»
2.3 Анализ и выявления слабых сторон бизнес-процессов банка на примере Поволжкого банка Сбербанка России
Глава 3. Разработка организационных механизмов по трансформации бизнес-процессов ОАО «Сбербанк России»
3.1 Проект трансформации бизнес-процессов…………………………………...57
3.2 Внедрение проекта трансформации бизнес-процессов на примере процесса кредитования
3.3 Расчет экономической эффективности от внедрения проекта трансформации на примере процесса кредитования
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы
Приложения
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Самарский Государственный Экономический Университет
Кафедра
Менеджмента
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Организационные
механизмы трансформации
бизнес-процессов
по управленческой технологии
кайдзен на примере
ОАО «Сбербанк России».
Выполнил: студентка 5 курса
специальности
«Менеджмент организации»
Балашова Е.С.
Научный руководитель:
д.э.н. Чечин
О.П.
САМАРА
2011
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование управленческой технологии кайдзен
1.1 Технологии кайдзен: Сущность концепции и основные поняти…………......5
1.2. Классификация принципов технологии кайдзен………………………….
1.3. Функции и инструменты
менеджмента в рамках технологии кайдзен
Глава 2 Анализ ситуации в ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общий организационно-управленческий анализ……………………..……...40
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Сбербанк России»
2.3 Анализ и выявления
слабых сторон бизнес-процессов банка
на примере Поволжкого банка Сбербанка
России
Глава 3. Разработка организационных механизмов по трансформации бизнес-процессов ОАО «Сбербанк России»
3.1 Проект трансформации
бизнес-процессов………………………………….
3.2 Внедрение проекта трансформации бизнес-процессов на примере процесса кредитования
3.3 Расчет экономической
эффективности от внедрения проекта трансформации
на примере процесса кредитования
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Сиюминутное маленькое изменение лучше отложенного совершенствования. (Японская философия)
Путь в тысячу ли начинается с одного шага...
“Настоящий управленец должен делать вид, что не знает
как достичь цели”, — директор Sony Акио Морита
В современном бизнесе будущее компаний зависит от активного стремления к долгосрочным перспективам и достижению слаженных и умелых действий каждого сотрудника компании. По нашему мнению, японская стратегия кайдзен, основанная на непрерывном совершенствовании всех процессов в компании, – это ключ к успеху!
В
изменчивом мире, где ресурсы иссякают,
а фантазии людей возрастают, нужно создавать
удивительные вещи при минимуме энергетических
затрат, при этом точно угадывая, что захочется
миру завтра. Суть концепции кайдзен –
улучшение или совершенствование. Слово
“кайдзен” состоит из двух иероглифов
– «изменения» и «хорошо». Изменяй к лучшему,
изменяйся к лучшему. Причем изменяться
надо немедленно, и маленькое небольшое
изменение лучше чем отложенное совершенствование.
Актуальность- Сегодня на заседание комиссии
по модернизации Дмитрий Медведев заявил,
что для повышения конкурентоспособности
отечественных предприятий и эффективности
их деятельности крайне необходимо заниматься развитием
производственных систем. В этом смысле
его очень заинтересовала концепция «бережливого
производства и бережливого мышления»,
а философию постоянного совершенствования
Кайдзен он вообще «считает находкой».
«… небходимо полное исключение потерь – всего, что не добавляет ценности конечному продукту. Именно в таких потерях кроются причины низкой производительности и малой эффективности отечественных предприятий …»
Президент дал
указание в ближайшее время рассмотреть
возможность применения передовых
методов организации
«Думаю, что самое главное
в нашей жизни — это умение самосовершенствоваться,
постоянно изменяться. Наша стратегия
и задача: сделать наших клиентов нашими
фанатами. Не потому что у нас хороший офис,
а потому что у нас работают высокопрофессиональные
и светлые люди, — пояснил Греф. — Единственная
статья наших расходов, которая даже в пик
кризиса росла и за два года выросла в 20 раз —
это статья, связанная с обучением персонала.
Я, как человек, который большую часть
своей жизни занимался экономикой и макроэкономикой,
считаю, что самое безошибочное средство
борьбы с бедностью во всем мире — это образование.
Образованные и культурные люди бедными
не бывают»
Суть
концепции кайдзен – улучшение
или совершенствование, и само слово
кайдзен состоит из двух иероглифов
– «изменения» и «хорошо». Вроде бы все
просто: изменяй к лучшему, изменяйся к
лучшему. Весь кайдзен построен на здравом
смысле, и больше ни на чем. Но, почему-то
в нашей реальности зачастую получается
именно так, как говорил известный сатирик:
«Формула та же, С2Н5ОН, а не берет...»
Глава
1.Теоретическое обоснование
управленческой технологии
кайдзен
«Кайдзен» (от японских слов KAI — «изменение» и ZEN— «хороший», «к лучшему»). Кайдзен — это постоянное стремление к совершенствованию всего, что мы делаем, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Этот метод используют выдающиеся компании: Toyota, Nissan, Canon, Honda, Komatsu, Matsushita.
Кайдзен в бизнесе — постоянное улучшение, начиная производством и заканчивая высшим руководством, от директора до рядового рабочего. Улучшая стандартизованные действия и процессы, цель кайдзен — производство без потерь.
Впервые философия кайдзен была применена в ряде японских компаний (включая Toyota) в период восстановления после Второй мировой войны, и с тех пор распространилась по всему миру. Термин «кайдзен» стал широко известен благодаря одноимённой книге Масааки Имаи.
Начиная с 1986 года, когда была издана книга «Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success», термин «кайдзен» был принят в качестве обозначения одной из ключевых концепций менеджмента. В 1993 году он вошел в новое издание New Shorter Oxford English Dictionary, который определяет кайдзен как непрерывное совершенствование методов работы, личной эффективности и так далее, то есть как философию бизнеса.
Сущность концепции кайдзен очень проста: совершенствование. Более того, это непрерывный процесс совершенствования, в котором участвуют все — и менеджеры, и рабочие. Технология кайдзен предполагает, что наш образ жизни, будь то работа, общественная или семейная жизнь, заслуживает постоянного улучшения.1
Особого внимания заслуживает японское отношение к изменениям. Большинство японских компаний практикуют постепенный подход к переменам. С точки зрения кайдзен, развитие системы с помощью крупных взрывных изменений или инноваций подстерегает деградация. В действительности никакое постоянство не существует само по себе, для его поддержания надо прилагать ежедневные усилия. Иначе упадок неизбежен. Несмотря на то, что инновации могут изменить стандарт достижимых показателей, их уровень будет снижаться, если не заниматься постоянным пересмотром и совершенствованием нового стандарта. Инновация — одномоментный акт, тогда как кайдзен это постоянная работа с кумулятивным эффектом.
В концепции кайдзен приоритет отдается производственным процессам. Результат важен, но процесс его достижения значит ничуть не меньше. Несовершенные процессы не могут привести к поставленной цели. Кайдзен ставит перед предприятием цель “вписаться в рынок” (market-in) путем улучшения процессов на предприятии, а не “сбыть продукт” (product-out). Центральная задача кайдзен — повышение качества работы предприятия.2
В целом вся технология кайдзен построена на здравом смысле и не имеет ярких характерных черт, присущих исключительно данной технологии. Но если рассмотреть подходы кайдзен в сравнении с традиционными подходами в бизнес-процессах, то можно наглядно увидеть технологию кайдзен как отдельную концептуальную систему ведения бизнеса.
Отличия традиционных систем управления от системы кайдзен
Характеристики | Традиционный подход | Система кайдзен |
Основная цель | Победить конкурентов | Завоевать потребителей |
Рынок | Компания производит всё, что может произвести | Компания производит то, что нужно потребителям |
Приоритет менеджмента | Ориентация на результат | Ориентация на процесс и результат |
Культура менеджмента | Проблемы решаются после их возникновения («тушение пожаров») | Действия предпринимаются до того, как возникает проблема, чтобы предотвратить её появление |
Подход к решению проблем | При возникновении проблем ставится вопрос: «Кто это сделал?» | При возникновении проблем ставится вопрос: «Как это произошло?» |
Отношение к изменениям | Изменения должны происходить как можно реже | Изменения должны происходить постоянно |
Производство и продажи | Производство и продажи рассматриваются как отдельные области | Производство и продажи неразрывно связаны |
Роль руководителей | Босс | Тренер |
Отношение к персоналу | Сотрудники рассматриваются как одна из статей затрат | Сотрудники рассматриваются как основные активы |
Решение проблем | Поиск решения проблем ведется в комнате для переговоров | Поиск решения проблем ведется на гембе |
Регламенты, процедуры | Пишутся «раз и навсегда» | Динамичны и рассчитаны на постоянные изменения |
Гемба | Рассматривается как источник проблем | Рассматривается как источник улучшений |
Обучение сотрудников | Проводится только для определенного круга сотрудников | Проводится для всех сотрудников |
Оценка работы сотрудников | Сотрудников оценивают по их слабым сторонам | Сотрудников оценивают по сильным сторонам |
Методы работы | Ориентированы на рутину | Ориентированы на улучшения |
Развитие менеджмента | Руководители концентрируются на узкой специализации | Руководители владеют широким спектром навыков |
Управленческая информация | Доступ к внутрикорпоративной информации ограничен | Доступ к информации открыт |
Сущность большинства «уникальных для Японии» методов менеджмента, будь то повышение производительности, мероприятия по TQC (всеобщему контролю качества), кружки КК (контроля качества) или трудовые отношения, можно свести к одному слову: кайдзен. Заменив такие слова, как производительность, SQC (статистический контроль качества), НД (нуль дефектов), канбан, термином кайдзен, мы сможем получить куда более четкое представление о том, что происходит в японской промышленности. Кайдзен — это «зонтик», под которым укрылась большая часть этих «уникальных для Японии» практик, снискавших в последнее время мировую известность (см. Рисунок 1).
Рис. 1.
"Зонтик" кайдзен
Всеобщий
контроль качества (Total quality control, TQC) —
организованная деятельность кайдзен
по качеству, в которую вовлечены все менеджеры
и рабочие компании в рамках полностью
интегрированных усилий в направлении
достижения капдзен на каждом уровне.
Предполагается, что эти действия в конечном
счете приведут к росту удовлетворенности
клиента и успеху в бизнесе. В Японии термин
«всеобщий менеджмент на основе качества»
становится все более и более популярным,
и теперь он заменяет «всеобщий контроль
качества». (Total quality management, TQM).
Кружки
качества (Quality Circles, QC Circles) — учебные
группы по улучшению качества или самосовершенствованию,
состоящие из небольшого числа людей (десять
и менее). Кружки качества появились в
Японии и стали называться кружками «контроля
качества». Их члены добровольно выполняют
действия по совершенствованию на рабочем
месте, делая свою работу на постоянной
основе в рамках корпоративной программы
взаимного образования, контроля качества,
саморазвития и повышения производительности.
Система
подачи предложений (Suggestion system) — в Японии
система предложений — это высокоинтегрированная
часть кайдзен, ориентированная на человека.
Самое пристальное внимание уделяется
ответственности высшего менеджмента
и разработке системы обратной связи и
вознаграждений.Японская система предложений
подчеркивает выгоды, которые дают использование
моральных стимулов и соучастие работников,
в отличие от систем западного типа, где
основное внимание уделяют экономическим
и финансовым стимулам. (О масштабах внедрения
японской системы говорит количество
ежегодноподаваемых предложений. В 1985
г. Самое большое количество предложений
подали служащие компании Matushita. Оно превысило
6 миллионов)
Автономизация/
Дзидока (Jidohka/autonomation) — слово, обозначающее
одну из характерных особенностей производственной
системы Toyota, при которой станок останавливается
всякий раз, когда появляется дефектная
продукция. Это приспособление играет
существенную роль при внедрении системы
«точно вовремя»