Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 23:27, дипломная работа
В изменчивом мире, где ресурсы иссякают, а фантазии людей возрастают, нужно создавать удивительные вещи при минимуме энергетических затрат, при этом точно угадывая, что захочется миру завтра. Суть концепции кайдзен – улучшение или совершенствование. Слово “кайдзен” состоит из двух иероглифов – «изменения» и «хорошо». Изменяй к лучшему, изменяйся к лучшему. Причем изменяться надо немедленно, и маленькое небольшое изменение лучше чем отложенное совершенствование.
Введение
Глава 1.Теоретическое обоснование управленческой технологии кайдзен
1.1 Технологии кайдзен: Сущность концепции и основные поняти…………......5
1.2. Классификация принципов технологии кайдзен………………………….
1.3. Функции и инструменты менеджмента в рамках технологии кайдзен
Глава 2 Анализ ситуации в ОАО «Сбербанк России»
2.1 Общий организационно-управленческий анализ……………………..……...40
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Сбербанк России»
2.3 Анализ и выявления слабых сторон бизнес-процессов банка на примере Поволжкого банка Сбербанка России
Глава 3. Разработка организационных механизмов по трансформации бизнес-процессов ОАО «Сбербанк России»
3.1 Проект трансформации бизнес-процессов…………………………………...57
3.2 Внедрение проекта трансформации бизнес-процессов на примере процесса кредитования
3.3 Расчет экономической эффективности от внедрения проекта трансформации на примере процесса кредитования
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы
Приложения
Рис. Старый
процесс кредитования
4. Анализ
Проблема | Причины |
|
Доведение кредитного
решения до клиента занимает много
времени
Слишком медленная реакция на ухудшение качества кредита Реализация залогов по проблемным кредитам слишком медленна Качество услуг страдает от недостатка времени работы клиентских менеджеров с проблемами клиентов Кредитные решения по «специфическим вопросам» и неясные уровни делегирования полномочий увеличивают время, затрачиваемое на принятие решений по кредитным заявкам |
Ресурсы и затраты слишком дорогие | Большое количество
часто дублирующих друг друга
уровней принятия решений
Слишком большой упор на сбор и ввод данных Клиентские менеджеры обычно слишком заняты административными вопросами и кредитными заявками, остается мало времени на продажи Значительный расход ресурсов (время и усилия, соответствующие расходы) на этапах, дающих незначительную добавленную стоимость IT определяет процессы и рабочие этапы, а не наоборот |
Плохая политика рисков | Недостаточное
качество с точки зрения рисков
Большое количество неприбыльных клиентов в портфеле (в точки зрения доходности с учетом рисков) Слишком много кредитных заявок которые анализируются (или должны анализироваться) сотрудниками с недостаточным опытом Решения блокируются / передаются на более высокий уровень из-за недостаточной информации и отсутствия доверия Непоследовательная работа с рисками и ликвидностью |
Повысить производительность труда в кредитном процессе
Повысить
качество кредитного портфеля
5. Улучшение
Для повышения эффективности и производительности процесса предлагается разделить функции КП по основным направлениям кредитного процесса (рисунок): взаимодействие с Заемщиком, анализ ситуации Заемщика, анализ и оптимизация кредитных рисков. Взаимодействует с Заемщиком - подразделение клиентских менеджеров, анализирует ситуацию - кредитное подразделение, анализирует и оптимизирует кредитные риски – подразделение андеррайтинга.
Также из функций КП выделяются отдельные направления, такие как залоговая служба и подразделение мониторинга.
Благодаря
такой расстановке рабочих
Основные задачи нового кредитного процесса:
Рис.
Новый кредитный процесс
В новом кредитном процессе улучшение качества кредита достигается путем оптимизации кредитных рисков. Оптимизация кредитных рисков осуществляется вследствие их комплексной и глубокой оценки специализированной службой андеррайтинга, которой в новом кредитном процессе присвоена роль независимого эксперта.
Также увеличивается ответственность за принятое решение по кредиту, вследствие того, что ответственность несут три службы (подразделение клиентских менеджеров, кредитное подразделение, андеррайтинг), в отличие от старого процесса, где основная ответственность по сделке лежала на кредитующем подразделении. Также такое разделение полномочий дает возможность принять решение более объективное и взвешенное, что соответственно позитивно отражается на качестве кредита.
6. Контроль
Величина кредитного портфеля,
доля просроченных кредитов,
расходы по резервам,
чистая
прибыль банк.
3.3 Расчет экономической эффективности от внедрения проекта трансформации на примере процесса кредитования
Внедрение универсального проекта в рамках модернизации управленческих и технологических процессов обеспечивает рост инвестиционной привлекательности банка.
Стандартизация бизнес - процессов и повышение доступности сложных продуктов создает основу для продвижения уникальных услуг на массовые рынки, обеспечивает рост объема продаж, позволяет эффективно обслуживать различные клиентские группы в условиях углубления дифференциации их потребностей и предпочтений, что в полной мере отражает клиентоориентированность деятельности банка.
Решение задач по оптимизации бизнес-процессов обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала. Оптимизация банковских издержек позволит выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.
В
рамках трансформации бизнес-
Новый оптимизированный кредитный процесс способствует снижению просрочки по кредитам, что дает весомый экономический эффект для Банка. Процесс оптимизируется за счет снижения потерь в действиях подразделений, а также автоматизации и стандартизации подавляющего числа операций.
Также одним из основных показателей является улучшение качества кредита, как продукта на выходе в рамках кредитного процесса. Под качеством кредита подразумевается его возвратная способность. Чем качественнее кредит, тем меньше доля просроченной задолженности в кредитном портфеле и соответственно меньше фонд резервирования, который также в значительной степени влияет на прибыль банка.
Более строгий и выборочный подход к выдаче кредита на первый взгляд может вызвать процесс снижения доли кредитного портфеля в активах банка. Но рынок достаточно насыщен нуждающимися в кредитовании предприятиями различных уровней и данный процесс маловероятен. В рамках оптимизации вероятнее лишь перераспределение кредитного портфеля на сторону более кредитоспособных заемщиков, что определяет кредитному портфелю более высокий уровень качества.
Проект нацелен на качественное усовершенствование процесса и имеет долгосрочную перспективу. Эффективность от внедрения проекта в полной мере будет виден приблизительно через 2-3года.
Основными контрольными показателями по реализации проекта трансформации кредитного процесса являются:
Данные показатели напрямую связаны с кредитным процессом и являются количественными индикаторами качества организации процесса кредитования.
Под качеством процесса кредитования понимается рациональная оптимизация рисков, рациональное распределение рабочей нагрузки, а также высокая производительность труда с исключением всех потерь по совершению операций.
От качества процесса зависит доля просроченных кредитов и величина кредитного портфеля в целом. В частности доля просроченных кредитов зависит от рациональной оптимизации и грамотной оценки рисков по кредиту.
Чистая прибыль Банка напрямую
зависит от показателей величины кредитного
портфеля, доли просроченных кредитов
и расходов по резервам. Это видно по формуле
№1 вычисления чистой прибыли Банка:
ЧП = ОД - Р - ОР
Формула №1
ОД
= КД + НД
ЧП – чистая прибыль
ОД - операционные доходы
Р – резервы
ОР – операционные расходы
КД – доходы по кредитам
НД –
некредитные доходы
Чистая
прибыль обратно
Рис. Расходы по резервам под обесценение кредитного портфеля (млрд.руб)
Рис. Чистая
прибыль (млрд.руб)
Рис. Взаимосвясь чистой прибыли и расходов по резервам
Операционные доходы банка, т. е. валовая прибыль от его деятельности, складываются из нескольких элементов: 1) доходы от учетно-ссудных операций (процент по кредитам); 2) проценты и дивиденды от инвестиций в ценные бумаги; 3) прибыль от учредительства, спекулятивных сделок с биржевыми ценностями и т. п.; 4) комиссионное вознаграждение по расчетным, переводным и другим аналогичным операциям; 5) комиссия по доверительным операциям; 6) доходы от иностранных операций (заграничные кредиты, валютный арбитраж и т. п.).
Структура операционных доходов отражена на Рисунке
Рис. Структура операционных доходов (млрд.руб)
В первую очередь нас интересует доход по кредитам. Для прогнозирования результатов внедрения проекта были взяты прочие равные условия, т.е. изменение рассматривается только в отношении доходов по кредитам, остальные слагаемые взяты по среднему приросту по итогам деятельности за последние 5 лет.
Доход по кредитам зависит от процентных ставок и размера кредитного портфеля. Размер процентных ставок также берется средний за последние 5 лет. Размер кредитного портфеля прогнозируется уже с учетом влияния нового кредитного процесса. На величину кредитного портфеля может влиять производительность труда (т.е. сроки принятие решения по выдаче кредита). Чем короче сроки, тем большее количество заявок может рассмотреть Банк. Следует обратить внимание, что сжатие сроков достигается рациональным путем оптимизации и автоматизации процессов. Процесса без обоснованного установления жестких временных рамок быть не должно. Процесс должен как оптимизироваться, так и улучшать качество, так как качество один из целеполагающих факторов во всем проекте.
Исходя из теоретического обоснования кредитного процесса, можно сделать некоторые количественные расчеты: