Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание

Основной целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию деловой оценки педагогических кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретико - методологические основы деловой оценки кадров ………..…....7
1.1. Сущность деловой оценки кадров…….……………………………..... 7
1.2. Классификация критериев оценки………………………………….....13
1.3. Организационный и методический аспекты оценки кадров………...20
1.4. Особенности оценки работников по результатам труда……………..30
1.5. Основные направления повышения эффективности проведения деловой оценки персонала………………………………………………………...39

2. Анализ деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» ……………………………………………………………49
2.1. Характеристика кадрового состава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………..…………………… 49
2.2 Деловая оценка кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………..………………………….… 63
2.3. Выводы по результатам анализа системы управления кадрами и деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»……………………………………………..……………………………70
2.4.Задание на разработку проекта совершенствования деловой оценки кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма» …....72
2.5. Рекомендации по совершенствованию проведения деловой оценки кадров..…………………………………………………………………………….79

3. Разработка проекта по совершенствованию деловой оценки кадров МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»…………………..…….83
3.1. Разработка методики деловой оценки кадров……..…………………83
3 2. Функции и оргструктура, обеспечивающая проведение деловой оценки кадров………….…………………………………………………………..86
3.3. Социальная эффективность проекта………………………………......92
3.4. Мероприятия по рализации процесса оценки деловых качеств педагогических кадров в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9
г. Надыма»…………………………………………………………………………..93
Заключение ………………..……………………………………………………….99
Список использованных источников и литературы…………………………….102
Приложения………………………………………………………………………..106

Работа состоит из  1 файл

ДР. Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Для того чтобы система оценки персонала была наиболее эффективной, она должна базироваться на принципах объективности, своевременности, быстроты, регулярности, достоверности информационной базы, гласности и, наконец, на принципе демократии.

Оценка персонала, несомненно, является достаточно сложным процессом, как в организационном, так и в методическом плане. В настоящее время единой системы для решения всех возникающих проблем в ходе подготовки и проведения оценки не существует ни в России, ни за рубежом. Однако опыт успешно развивающихся российских компаний показал: только серьезно подходя к проблеме оценки на всех этапах - от приема на работу до момента плановой аттестации, можно достичь наиболее эффективного управления персоналом в организации.

В работе были рассмотрены задачи и принципы деловой оценки персонала. Был сделан вывод о том, что деловая оценка персонала выполнит поставленные задачи, если будут выполняться следующие требования – это объективность, оперативность, гласность, демократизм, простота и четкость, результативность и др.

При рассмотрении методов деловой оценки было выяснено, что самым распространенным является метод сравнения, при этом оценка качеств работников является ведущей. Кроме того, исходной базой для выбора качеств является характер выполняемой работы и требования к эффективности ее выполнения. Не менее важной является оценка по результатам труда.

Среди современных путей совершенствования оценки труда работников автором отмечается разработка профессионально – квалификационной модели для работников определенных категорий.

Рассматривая педагогические кадры школы, автором было выявлено, что их большую часть составляют педагоги среднего и пенсионного возраста, что в скором времени может привести к проблемам.

При анализе деловой оценки персонала был сделан вывод о том, что основным видом оценки в школе является аттестация. Были выявлены проблемы деловой оценки персонала больницы. В связи с этим были разработаны рекомендации.

 

 


Список источников и использованной литературы

1.      Магура М., Курбатова М. Оценка работы персонала. - Управление персоналом, 2005. -  224 с.

2.      Шнайдер Б., Шмитт Н. Персонал для организации: научный подход к поиску, отбору, оценке и удержанию сотрудников. - М.: Изд-во "Экономическая школа", 2007. –  195 с.

3.      Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие – М.: Аспект-пресс, 2002.–440 с.

4.      Ременников В.В. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2006. – 284 с.

5.      http://lib.kazsu.kz/Books/bk018/4.htm

6.      Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Юнити, 2003. – 421 с.

7.      Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2005.- 204 с.

8.      Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2004. - 253 с.

9.      Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с.

10. Ермаков В.В. Менеджмент организации: Учеб. пособие – 2-е изд. – М.: Издательство МПСИ, 2007. – 208 с.

11. http://www.jobtoday.com.ua/termins.php?gnm=706

12. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2005. - 296 с.

13. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с.

14. http://www.i-u.ru/biblio/archive/teorija_upravlenija/03.aspx

15. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2001. - 376 с.

16. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. – М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 2006. – 312 с.

17. Гасанов, А.З. Разработка управленческих решений: учеб. пособие / А.З. Гасанов. – М.: Аспект Пресс, 2005. 274 с.

18. Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента// Международный журнал (Проблемы теории и практики управления) – 2006. №3. С.16-21.

19. http://www.plan-org.ru/content/14/read75.html

20. Зайцева  И.Л. Менеджмент. Учебник 2-е издание – М.: Инфра-М, 2008. – 328 с.

21. Идельменов, С.В. Операционный менеджмент / С.В. Идельменов. – М.: Инфра-М, 2005 с.

22. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 2005. – 235 с.

23. Кабаков, В.С. Общий менеджмент / В.С. Кабаков, А.К. Казанцев. – М.: Инфра-М, 2005. – 252 с.

24. Генкин Б.М., Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий: учебное пособие/В.П. Галенко, О.А. Страхова, С.И. Файбушевич. – СПб.: СПбУЭФ, 2007. - 120 с.

25. Перачев В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 323с.

26. Морозова, Е.А. Экономика организации предприятий социально-культурной сферы: учебное пособие / Е.А. Морозова. – СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2003. – 183 с.

27. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник. М.: Экзамен, 2003. – 256 с.

28. Котлер, Ф. Маркетинг, менеджмент: учебник / Ф. Котлер. – СПб.: Питер Ком, 2005. – 896с.

29. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. – М.,2002.- 289 с.

30. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Учебник – М.: Прогресс М , 2006. – 405 с.

31. Мескон, М. Основы менеджмента  – М.: Инфра-М, 2002.  257 с.

32. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - М.: ДеКо, 2003. – 318 с.

33. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие / Под ред. А.Я. Кибанова, Л.В.Ивановской. – М.: ПРИОР, 2007. – 452 с.

34. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления: Учебник. - М.: Экзамен, 2003. – 213 с.

35. Магницкая Е.В. Управление организацией. 2-е изд. –М.: ИНФРА-М, 2008. – 273 с.

36. Шкатулла В.И. Управление персоналом. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2004. – 398 с.

37. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.

38. Вучкович-Стадник А. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. - М.: Эксмо, 2008. - 192 с.

39. Устав МУЗ «ЦРБ».

40. Краснопевцева Б.В. Теория управления. Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» - Москва: МИИГАиК, 2003.- 206 с.

41. Красностанова М.В., Осетрова Н.В., Самара Н.В. Assessment Centre для руководителей. - М.: Вершина, 2009 - 213 с.

42. Мотовилин О.Г., И. А. Мотовилина И.А. Оценка персонала в современных организациях. Ассесмент-технологии. . - М.: ИНФРА-М, 2009. – 429 с.

43. Линди Страдвик. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей: Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. – 280 с.

44. Скворцова М.В.  Опыт реализации процесса деловой оценки персонала в российской компании. // Бизнес-журнал. 2008. №5. С. 12-14.

45. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2004. – 398 с.

 

 


Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобрнауки России)
ПРИКАЗ
Зарегистрирован в Минюст России
от 26 апреля 2010 г.     N 16999

24 марта 2010 г.

 

N 209


О порядке аттестации педагогических работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений

     В соответствии с пунктом 5.2.12 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18 ст. 2007; 2008, N 25 ст. 2990; N 34 ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662),
     приказываю:
     1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
     2. Установить, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.
     3. Ввести Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в действие с 1 января 2011 года.
     4. Признать утратившим силу с 1 января 2011 г. приказ Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июля 2000 г., регистрационный N 2322. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 32).
     5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
 

 

Министр

А. Фурсенко

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства образования и
науки Российской Федерации
от 26 марта 2010 г. N 209
ПОРЯДОК
аттестации педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений

I. Общие положения

     1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников1 государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно – педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы)2 .
     2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
     3. Основными задачами аттестации являются:
     стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда;
     выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
     учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
     определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
     обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
     4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Формирование аттестационных
комиссий, их состав и порядок работы

     5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений - аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее - федеральные органы исполнительной власти).
     6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
     Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
     Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).
     7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям. предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
     8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
     9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
     10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
     11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
     При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
     Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
     12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
     13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
     В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
     При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
     14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.
     15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации3 .
     Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
     16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

III. Порядок аттестации педагогических работников с
целью подтверждения соответствия занимаемой должности

     17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
     18. Аттестации не подлежат:
     педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
     беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
     19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).
     20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
     С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
     21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
     22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
     23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
     соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
     не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
     24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3).

Информация о работе Организация процесса оценки деловых качеств педагогических кадров