Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:57, дипломная работа
К главным задачам системы управления персоналом относятся:
• обеспечение организации квалифицированными кадрами
• создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников
• совершенствования системы оплаты труда и мотивации
• повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала
• представление работникам возможности для развития, повышения квалификации и профессионального роста
• формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата
• совершенствование методов оценки персонала, управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников
• участие в разработке организационной стратегии
1.1. Управление персоналом организации: задачи, функции, этапы
Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является «одушевленным», обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна. Люди в современных условиях рассматриваются не как кадры, а как «человеческие ресурсы» и их ценность как фактора успеха все время возрастает. В результате на современных предприятиях постепенно стала складываться система управления человеческими ресурсами. Заменяющая систему управления кадрами. Она призвана сыграть ключевую роль в обеспечение условий конкурентоспособности и долгосрочного развития организации на основе регулирования отношений между ней и работниками в рамках стратегии бизнеса.
Движение от управления кадрами к управлению человеческими ресурсами характеризуется следующими основными изменениями деятельности кадровых служб:
- переходом от подбора и расстановки кадров к участию в формировании стратегии бизнеса
- оказанием наряду с выполнением традиционных функций помощи линейному руководству
- профессионализацией сферы управления персоналом и сокращением в ней роли технических исполнителей, призванных просто фиксировать состояние кадров
- участие в формировании и реализации политики социального партнерства
- ориентацией на развитие человеческих ресурсов в тесной связи с целями организации, не сводящееся лишь к тренингу и повышению их квалификации и обеспечивающее ее высококвалифицированными, всесторонне развитыми и образованными сотрудниками
Управление человеческими ресурсами (персоналом) направлено на решение принципиально новых, глобальных долгосрочных задач, повышение экономической и социальной эффективности работы организации, поддержание ее баланса со средой.
К главным задачам системы управления персоналом относятся:
обеспечение организации квалифицированными кадрами
создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников
совершенствования системы оплаты труда и мотивации
повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала
представление работникам возможности для развития, повышения квалификации и профессионального роста
формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата
совершенствование методов оценки персонала, управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников
участие в разработке организационной стратегии
В настоящее время число работников сферы управления персоналом достигает 30% состава организации, одной из важнейших функций, решаемых службой управления персоналом организации, является формирование оптимального управленческого аппарата, определение перспективной и текущей потребности в менеджерах.
Другая важная функция – контролинг персонала. Его задачами являются: изучения влияния, которое оказывает существующее распределение сотрудников по рабочим местам на результаты работы организации.
Функция кадрового маркетинга – следующая важнейшая функция, основная задача которого – обеспечение организации высококвалифицированными работниками. Он представляет собой совокупность мероприятий по : изучению внутреннего и внешнего рынка труда; анализу ожиданий сотрудников в области служебных перемещений; распространению в рамках одной организации информации о потребности в кадрах, возможностью повысить или изменять свою квалификацию; поиску и привлечению на работу необходимых специалистов.
Этапы управления персоналом показаны в табл. 1
Этапы процесса управления персоналом
Наименование этапа | Основные задачи этапа |
Определение потребности в персонале | Планирование качественной потребности в персонале. Выбор методов расчета количественной потребности в персонале. Планирование количественной потребности в персонале. |
Обеспечение потребности в персонале | Получение и анализ маркетинговой (в области персонала) информации. Разработка и использование инструментария обеспечения потребности в персонале |
Мотивация результатов труда и поведения персонала | Управление содержанием и процессом мотивации трудового поведения. Управление конфликтов. Использование монетарных и не монетарных побудительных систем. |
Обеспечение процесса управления персонала | Правовое регулирование трудовых взаимоотношений. Учет и статистика персонала. Информирование коллектива и внешних организаций по кадровым вопросам. Разработка кадровой политики |
Использование персонала | Определение содержания и результатов труда на рабочих местах. Производственная социализация. Введение персонала, его адаптация в трудовой деятельности. Упорядочение рабочих мест. Высвобождение персонала |
Развитие персонала | Проведение аттестации. Планирование и реализация карьеры и служебных перемещений. Организация и проведение обучения. |
1.2. Составляющие процесса управлением персонала предприятия.
Кадровая политика организации
Важнейшей функцией службы управления персоналом на предприятии, является разработка кадровой политики.
Назначение кадровой политики – своевременно формулировать цели в соответствии со стратегией развития организации, ставить проблемы и задачи, находить способы и организовывать достижение целей. Для достижения поставленных целей особенно важно обеспечить требуемой организации производственное поведение каждого из ее сотрудников. Как и стратегия развития организации в целом, кадровая политика разрабатывается с учетом внутренних ресурсов и традиций организации и возможностей, предоставляемой внешней средой
Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющееся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
Кадровая политика тесно связана со всеми областями хозяйственной политики предприятия. С одной стороны, принятые решения в области кадровой политики происходит во всех комплексных функциональных подсистемах: управления научно-производственной деятельностью, управления производством, управления экономической деятельностью, управления внешнехозяйственной деятельностью, управлению персоналом организации. С другой стороны, решения в области кадровой политики влияют на решения в этих комплексных функциональных подсистемах. Поскольку главной целью кадровой политики является обеспечение этих функциональных подсистем, системы управления и производственной системы организации необходимыми работниками, очевидно, что решения по вопросам найма, оценки, трудовой адаптации, стимулирования и мотивации, обучения, аттестации, организации труда и рабочего места, использование персонала, планирование продвижения по службе, управления кадровым резервом, управление нововведениями в кадровой работе, безопасности и здоровья, высвобождения персонала, определения стиля руководства сильно влияют на принятия решения в области хозяйственной политики организации.
Следует учитывать, что не только организация имеет цели. Свои собственные, индивидуальные цели имеет каждый работник организации. Если исходить из необходимости соответствия индивидуальных и организационных целей, то можно сформулировать основной принцип кадровой политики. Он заключается в том, что одинаково необходимо достижение индивидуальных и организационных целей. Это означает, что при возникновении конфликтов нужно искать компромиссные решения, а не отдавать предпочтение целям организации.
Планирование работы с персоналом организации
Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест, в нужный момент времени, и в необходимом количестве в соответствии с их способностями, склонностями и требованием производства. Кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач и достижения целей. Работников организации привлекает, прежде всего, те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок. Кадровое планирование только тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования организации. Цели и задачи кадрового планирования представлены на рис.1
Создание систематического и по возможности охватывающего все функции кадрового планирования организации имеет большое значение для работодателей и работополучателей, а так же для государственных и региональных органов труда и занятости, для потенциальных работников организации. При систематическом планировании сокращается число ошибочных решений в будущем, ибо благодаря высокой интенсивности планирования значительно увеличивается качество решений по сравнению с тем, которые принимаются импровизированно, исходя из сложившихся
ситуаций. На кадровое планирование возлагается основополагающая задача создания предпосылок для осуществления целей работодателя и работников организации.
Без контроля кадровое планирование не может быть успешным. Контроль как функция руководства всегда направлен на конкретные задачи и является составной частью целенаправленного процесса принятия кадровых решений. Главной задачей контроля является фиксация результатов кадрового планирования. За сопоставлением запланированного
и полученного результатов следует анализ отклонений и разработка мероприятий по корректировке. В соответствии с этой интерпретацией кадровый контроль является регулярной заключительной фазой, процесса принятия кадровых решений
ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
|
КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ |
КАДРОВЫЕ СТРАТЕГИИ | КАДРОВЫЕ ЦЕЛИ | КАДРОВЫЕ ЗАДАЧИ | КАДРОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
Рис. 1 Цели и задачи кадрового планирования в организации
Наряду с информационной поддержкой кадрового планирования кадровый контроль в рамках общего организационного контроля направлен на оптимизацию использования персонала в организации. Контроль дает информацию для отчетности и позволяет документировать соблюдение трудовых и социально-правовых норм.
Расширенное традиционное понимание кадрового контроля корректирующего типа дает кадровый контроллинг. Функция контроллинга состоит в координации целепологания, планирования, контроля и информации. Координационная задача становится все более значимой, так как кадровая работа с ее функциями становится более комплексной и многогранные взаимозависимости целей и средств требуют целенаправленного согласования.