Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:57, дипломная работа
К главным задачам системы управления персоналом относятся:
• обеспечение организации квалифицированными кадрами
• создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников
• совершенствования системы оплаты труда и мотивации
• повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала
• представление работникам возможности для развития, повышения квалификации и профессионального роста
• формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата
• совершенствование методов оценки персонала, управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников
• участие в разработке организационной стратегии
увольнение по инициативе работника
увольнение по инициативе работодателя
выход на пенсию
Уход работника по собственному желанию – относительно беспроблемный с точки зрения организации. Этот уход в большинстве случаев рассматривается самим сотрудником позитивно. Его профессиональная деятельность и социальная среда либо ни изменятся существенным образом, либо сотрудник практически готов к подобным изменениям. Поэтому необходимость поддержки со стороны администрации, как правило, мала. Службой управления персоналом может быть предложен в этой ситуации один инструмент, который позволяет сотруднику, и организации более взвешено оценить происходящее событие. Таким инструментом является заключительное интервью. При его проведении сотруднику предлагается назвать истинные причины увольнения, а также оценить различные аспекты производственной деятельности. Однако необходимо принимать во внимание, что во многих случаях при увольнении сотрудник не склонен вообще давать каких-либо оценок, либо делает это с большой долей субъективности.
Увольнение по инициативе администрации – чаще всего вследствие сокращения персонала или закрытия организации – является неординарным событием для любого работника. Увольнение по инициативе работодателя переживается тяжело, потому что оно затрагивает вес важнейшие стороны труда – профессиональные, социальные, личностно-психологические. Поэтому от того, как организован сам процесс увольнения, зависит, какое воздействие окажет на работника это событие, - либо усугубит болезненность явления, либо смягчит его. Процесс увольнения оказывает влияние не только на высвобождаемых сотрудников, но и на тех, кто остается работать в организации, влияя на трудовую мотивацию. Благодаря профессиональным действиям в процессе высвобождения персонала администрация должна пытается, в максимальной возможной для данной ситуации степени увязать интересы кадровой политики с интересами работников. Система мероприятий по высвобождению персонала включает три этапа:
1) Подготовительный этап – создаются предпосылки для проведения программы мероприятий. Сюда относится решение вопросов о том, необходимо ли увольнение, необходимо ли использование данной системы мероприятий. Решение вопроса о проведении рассматриваемой системы мероприятий может зависеть, от той причины, по которой производится увольнение сотрудника. Администрация предприятия может не брать обязанности по поддержке сотрудника в случае увольнения по некоторым причинам (прогул, невыполнение работником своих служебных обязанностей, и т.п.)
2). Доведение до сотрудника сообщения об увольнении – делает процесс высвобождения официальным и представляет собой исходный пункт для дальней щей консультационной работы
3). Консультирования – является центральным звеном во всем процессе управления высвобождением персонала. Включает в себя три фазы:
консультации со стороны службы управления персоналом и самооценки со стороны сотрудника делается попытка проработать все неудачи работы на прежних должностях и наметить новые профессиональные и личные цели
формируется концепция поиска нового рабочего места
проведение поиска рабочих мест
Следует отметить, что одной из причин высвобождения персонала может быть окончание срока контракта. Увольнение сотрудника по этой причине может рассматриваться по-разному с точки зрения исходной классификации по видам увольнений. Если инициатива по прекращению действия контракта исходила от работодателя, то данное событие следует отнести к категории «увольнение по инициативе администрации».
Выход на пенсию. Увольнение из организации вследствие ухода на пенсию характеризуется рядом особенностей. Во-первых, выход на пенсию может быть заранее предусмотрен и спланирован с достаточной долей точности по времени. Во-вторых, это событие связано специфическими изменениями в личной сфере. В-третьих, значительные перемены в образе жизни человека весьма наглядны для его окружения. Поэтому процесс выхода на пенсию, а также нахождения человека в новой социальной роли являются в цивилизованных странах объектом достаточно пристального внимания. Это внимание исходит как от государства, так и от организации, где человек трудился и вносил свой вклад в общее дело. Конкретное выражение работа с сотрудниками пердпенсионного и пенсионного возраста находит в проведении определенных мероприятий.
Курсы подготовки к выходу на пенсию. В зарубежных организациях проводятся курсы подготовки к выходу на пенсию. Тематика курсов охватывает большой круг вопросов: правовые нормы и положения, связанные с уходом на пенсию; экономические аспекты дальнейшей жизни; медицинские проблемы; возможности построения активного досуга и т.д.
«Скользящее пенисонирование» Система мероприятий по последовательному переходу от полноценной трудовой деятельности к окончательному уходу на пенсию, а также ряд мероприятий обеспечивающих сопричастность пенсионера с трудовой жизнью. Действие организационно-экономических мероприятий начинается с установленной даты и заканчивается в основном достижении пенсионного возраста.
Система мероприятий предусматривает главным образом постепенный переход к неполной занятости (неполной рабочей недели или неполному рабочему дню), а также определенные изменения в оплате труда. Следует особо подчеркнуть, что система «скользящего пенсионирования» отчасти продолжает свое действие по отношению к конкретному работнику даже после его ухода на пенсию. Пенсионер может приглашаться своей организацией как консультант, эксперт, в качестве инструктора для участия в процессе обучения персонала, наставничества, управление адаптацией новых сотрудников.
Технология управлением развитием персонала организации
Профессиональное развитие персонала
необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника с целью выживания организации
сохранение конкурентоспособности предприятия невозможно без новых технологий, а обучение работе с новой техникой невозможно без значительных инвестиций в развитие персонала
мероприятия по развитию персонала обеспечивают рост производительности труда, следовательно , их финансирование соответствует принципу экономической эффективности расходов. [4.144]
Наиболее важной частью в процессе развития персонала организации, является его обучение.
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования, Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, и навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, руководителей.
Различают три вида обучения:
1) Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров.
2) Повышение квалификации – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков.
3) Переподготовка кадров – обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Характеристика видов обучения представлена в табл. 4
Обучение подразделяется на внутрипроизводственное и вне производственное. Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой – внушительные расход.
Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответственная инфраструктура.
Характеристика видов обучения кадров
Виды обучения | Характеристика вида обучения |
1.Профессиональная подготовка кадров
1.1 Профессиональная начальная подготовка
1.2Профессиональная специализированная подготовка | Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки
Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. |
2. Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)
2.1.Совершенствование профессиональных навыков и способностей
2.2 Профессиональное совершенствование с целью продвижения по службе
| Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствии с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста
Приведение знаний и способностей в соответствии с требованиями времени, актуализация и углубление их
Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. (вертикальная мобильность) |
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация) | Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности. |
Обучение квалифицированных кадров на своем предприятии имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, обучение производится простым и наглядным способом, результаты легко контролируются. В противоположность этому внепроизводственное обучение производится как правило опытными преподавателями в широком диапазоне своих знаний и опыта, однако потребности предприятия не всегда учитываются. Задачей службы управления персоналом является грамотное и гибкое проведение организации обучения с учетом всех факторов и соответствующим целям и задачам организации в целом.
Аттестация персонала организации.
Аттестация персонала организации – процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков работников, деловых и личностных качеств, качества труда и его результатов и установления из соответствия (несоответствия) занимаемой должности. Целью проведения аттестации является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация персонала служит юридической основой для переводов, продвижения по службе, награждений, определение размеров заработной платы, а также понижений в должности и увольнения. Аттестация направлена на улучшение качественного состава персонала, определение степени загрузки работников и использования его по специальности, совершенствования стиля и методов управления персоналом. Она имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника в результатах своего труда всей организации, наиболее оптимальное использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамического и всестороннего развития личности.
Классификация целей аттестации персонала представлена в табл.4
Аттестация базируется на комплексной оценки персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места. Различают четыре вида аттестации: очередная аттестация, аттестация по истечении испытательного срока, аттестация при продвижении по службе и аттестация при переводе в другое структурное подразделение. Очередная аттестация – является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже раза в три года для специалистов и других служащих. Аттестация по истечении испытательного срока – проводится с целью обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе его адаптации на новом рабочем месте