Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:57, дипломная работа
К главным задачам системы управления персоналом относятся:
• обеспечение организации квалифицированными кадрами
• создание необходимых условий для эффективного использования знаний, навыков и опыта работников
• совершенствования системы оплаты труда и мотивации
• повышение удовлетворенности трудом всех категорий персонала
• представление работникам возможности для развития, повышения квалификации и профессионального роста
• формирование и сохранение благоприятного морально-психологического климата
• совершенствование методов оценки персонала, управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников
• участие в разработке организационной стратегии
Цели кадрового контроллинга:
поддержка кадрового планирования
обеспечение гарантии надежности и повышения качества информации о персонале
обеспечение координации в рамках функциональных подсистем системы управления персоналом и других подсистем (напр. управления производством)
повышение гибкости в управлении персоналом посредством своевременного выявления недостатков и рисков для кадровой работы
К задачам кадрового контрллинга относится создание кадровой информационной системы, а так же анализ имеющейся информации с точки зрения ее значимости для кадровой службы предприятия.
Кадровое планирование реализуется посредством осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.
Оперативный план работы с персоналом.
Оперативный план работы с персоналом – комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающий планирование всех видов работ с персоналом в организации.
Оперативный план работы с персоналом составляется, как правило, на один год. На рис. 2. представлена структура типового оперативного плана работы с персоналом в организации.
Планирование потребности в персонале – начальная стадия процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.
Планирование привлечения и адаптации персонала – планирование мероприятий по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Одной из проблем работы с персоналом является планирование трудовой адаптации. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда
Планирование высвобождения или сокращения персонала имеет существенное значение в процессе кадрового планирования. Вследствие рационализации производства или управления образуется избыток рабочей силы. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создание для этого персонала социальных трудностей.
Планирование использования персонала осуществляется с помощью плана замещения штатных должностей. Наряду с учетом квалификационных признаков при определении места работы учитывается так же психические и физические нагрузки на человека и возможности претендента в этой области.
Планирование в обучении, переподготовке и повышении квалификации, охватывает мероприятия по обучению внутри и вне организации и самоподготовке. Планирование обучения персонала позволяет использовать собственные производственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке. Такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника, оно ускоряет процесс адаптации к изменяющимися условиями производства на том же самом рабочем месте.
Планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения состоит в том, что, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы, необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей и рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то каких показателей должен добиться, что бы рассчитывать на продвижение по службе.
Планирование безопасности персонала и заботы о нем осуществляется с целью сохранения хорошего психофизического состояния, а так же профессиональных качеств персонала организации. Имидж организации и микроклимат в коллективе во многом зависит от успеха этой сферы кадрового планирования.
Планирование расходов на персонал в первую очередь следует иметь в виду следующие статьи затрат: основная и дополнительная заработная плата, отчисление в фонд социального страхования, расходы на командировки и служебные разъезды, расходы на переподготовку и повышение квалификации, и др. статьи расходов. Расходы на персонал являются основой для разработки производственных и социальных показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции имеет тенденции к росту. Это обусловлено: отсутствием прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал; внедрение новых технологий, предъявляющим более высокие требования к квалификации персонала, который становится более
Рис.2 Структура типового оперативного плана работы с персоналом
дорогим; изменение законодательства в области трудового права, появление новых тарифов, повышением цен на товары первой необходимости. По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат, связанные с участием работников в прибылях и капитале организации.
Технология управления персоналом
Практически любая организация постоянно испытывает потребность в персонале, на которую влияют различные факторы: рыночные (рост спроса на продукцию требует дополнительных работников для расширения производства); технологические (совершенствование оборудования обычно уменьшает число работников, необходимых для его обслуживания, и требует людей иных профессий); квалификационные (кадров высокой квалификации как правило необходимо меньше); организационные (рациональность структуры организации и управления уменьшает потребность в персонале); социальные (текучесть персонала требует его постоянного пополнения); государственная политика в области занятости (ограничение труда тех или иных категорий работников и продолжительности рабочего времени ставит вопрос о наборе кадров) [2.130]
Проблема обеспечения организации персоналом решается путем выполнения следующих мероприятий: набором и наймом.
Различают понятия «набор» и «найм персонала». Набор кадров – массовое привлечение на работу, персонала в организацию. Набор кадров предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма персонала.
Этот процесс включает:
общий анализ потребности (настоящей и будущей) в кадрах
формулирование требований к персоналу – точное определение того, кто нужен организации, путем анализа работы (рабочего места и должности), подготовки описания этой работы, а также источников поступления кандидатов
определение основных источников поступления кадров
выбор методик оценки и отбора кадров
Найм на работу – это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающими качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. Это комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также оценку, отбор кадров и прием сотрудников на работу.[3.178] Существует два возможных источника найма: внутренний и внешний.
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала показано в табл. 2 [1.313]
Задача службы управления персоналом организации состоит, в наиболее рациональном и строго обоснованном выборе из внутренних и внешних источников привлечения персонала, с акцентом на использование внутренних кадровых резервов предприятия
Организация процесса отбора претендентов на вакантную должность
Конечное решение при отборе обычно формируется на нескольких этапах, которые проходит претенденты. На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются сами, принимая другие предложения. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рис. 3
Предварительная отборочная беседа. Предпочтительно что бы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы, в таких случаях специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ним предварительную беседу. При этом в организациях применяются, общение правила беседу, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личных качеств
Преимущества и недостатки внутренних и внешних источников привлечения персонала
Преимущества привлечения | Недостатки привлечения |
Внутренние источники привлечения персонала | |
Появление шансов для служебного роста Повышение степени привязанности к организации Улучшение социально-психологического климата на производстве Низкие затраты на привлечение кадров Претендентов на должность хорошо знают в организации. Претендент на должность хорошо знает данную организацию Сохранение уровня оплаты труда, сложившегося в данной организации Освобождение занимаемой должности для молодых кадров данной организации Быстрое заполнение освободившейся штатной должности без длительной адаптации «Прозрачность» кадровой политики Высокая степень управляемости сложившейся кадровой ситуации Возможность целенаправленного повышения квалификации персонала Появление возможности избежать всегда убыточной текучести кадров Рост производительности труда (если перевод на новую должность совпадает с желанием претендента) Решается проблема занятости собственных кадров Повышается мотивация, степень удовлетворенности трудом
| Ограничение возможности для выбора кадров Возможны напряженность или соперничество в коллективе в случае появления нескольких претендентов на должность руководителя Появление панибратства при решении деловых вопросов Снижение активности работника, претендующего на должность руководителя, так как автоматически преемником становится заместитель руководителя Количество переводов на новую должность не удовлетворяет потребность в кадрах Удовлетворяется потребность только качественная, но через переподготовку или повышение квалификации, что связано с дополнительными затратами |
Более широкие возможности выбора Появление новых импульсов для развития организации Новый человек, как правило, легко добивается признания Прием на работу покрывает абсолютную потребность в кадрах Меньшая угроза возникновения интриг внутри организации | Более высокие затраты на привлечение кадров Высокий удельный вес работников, привлекаемых со стороны, способствует росту текучести кадров Ухудшается социально-психологический климат в организации среди давно работающих Высокая степень риска при прохождении испытательного срока Плохое знание организации Длительный период адаптации Блокирование служебного роста |
Заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность.
Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющие на производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы , включая возможность отказа в ответе. Анкетирование является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. Назначение метода двоякое. Наряду с решением задач отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих мотивов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете являемся основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).
Анализ анкетных данных в комплексе с другими методами отбора выявляет следующую информацию:
1) Соответствие образование заявителя минимальным квалификационным требованиям.
2) Соответствие практического опыта характеру должности
3) Наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей
4) Готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках)
5) Круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получение дополнительной информации.
Рис. 3 Процедура процесса отбора персонала
Существуют несколько видов беседы по найму:
проводимые по схеме
слабоформализированные
выполняемые на по схеме
При проведение беседы проводится личной знакомство с и получают первичное представление о кандидате, которое не может быть решающим при принятии окончательного решения о приеме на работу.