Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа
Предмет исследования - способы, методы и пути повышения эффективности управления малым предприятием.
Объектом исследования является ИП Вдовиной - магазин «Товары для детей». Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предприятием.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов механизма управления, в том числе
малым предприятием;
- рассмотрение организационно-управленческого механизма и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы исследования механизмов управления
1.1 Сущность процесса управления
1.2. Особенности управления малым предприятием
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика
предприятия
2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности
предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности
организации
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
2.4. Проблемы и перспективы развития предприятия
3. Повышение эффективности управления малым
предприятием
3.1. Система показателей эффективности управления малым
предприятием
3.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
малым предприятием
3.3.1. Расчет экономической эффективности внедрения проекта
3.3.2. Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала
3.4. Оценка эффективности управления малым предприятием
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Теоретические основы исследования механизмов управления
1.1 Сущность процесса управления
1.2. Особенности управления малым предприятием
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика
предприятия
2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности
предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности
организации
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
2.4. Проблемы и перспективы развития предприятия
3. Повышение эффективности управления малым
предприятием
3.1. Система показателей эффективности управления малым
предприятием
3.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
малым предприятием
3.3.1. Расчет экономической эффективности внедрения проекта
3.3.2. Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала
3.4. Оценка эффективности управления малым предприятием
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Формирование в России рыночных отношений, развитие экономических реформ, создание новых организационно-правовых форм предпринимательской деятельности обуславливает необходимость знаний об управлении, предпринимательстве.
Даже в нынешних сложных и неблагоприятных условиях (высокие налоги, массовая неплатежеспособность, борьба за контроль над собственностью) можно работать с прибылью. Анализ работы успешных предпринимателей, действующих в реальных условиях, показывает, что главный ключ к их достижениям отнюдь не массированные инвестиции, а профессиональное эффективное управление как в производственных подразделениях, так и в верхних эшелонах.
Многие предприятия испытывают серьезные трудности из-за профессиональной некомпетентности их руководителей работать в условиях рынка.
Их мышление, стиль и методы управления не отвечают современным динамичным требованиям социально-экономического развития общества.
Управление - неотъемлемая часть производственных отношений, (сформировавшихся в обществе и определяющих формы собственности, принципы купли-продажи товаров и услуг и взаимоотношения производителей и потребителей. Изменение этих отношений в корне меняет и управление, и его основополагающие элементы - цели, принципы, законы и закономерности, методы.
За семьдесят лет принудительного управления экономикой из памяти российского народа полностью ушли знания о рыночной экономике. Весь свод законов рыночной экономики Российской Федерации необходимо создать заново - и их еще надо хорошо освоить, чтобы но ним жить. Российское общество находится в эволюционной стадии развития, на переходном этапе, характеризующемся стремительными темпами изменений во всех сферах общественной жизни.
Независимо от того, в какой сфере функционирует организация (предприятие), ее руководителям приходится решать множество общих управленческих задач. Это и проблемы распределения власти в организациях (разработка структур управления), и действия по управлению персоналом, и разработка эффективных процедур принятия и прохождения решений. Эти и другие проблемы составляют теоретическую основу науки управления, хорошо развитой и применяемой на Западе и явно недостаточно освоенной в нашей стране. Чтобы в ближайшие голы перейти к рынку грамотным, цивилизованным путем, российские управленческие кадры должны освоить новые методы управления, в полной мере соответствующие новым рыночным условиям.
Главная особенность процесса управления в современных рыночных условиях в том, что его осуществление происходит в динамичных условиях под воздействием таких факторов, как труд и собственность. Управление совместной деятельностью людей претерпевает изменения, ибо меняются их менталитет, степень активности, стремление к самовыражению, достижению успехов, отношения между людьми занятыми в производственно-хозяйственной деятельности. Система человеческих отношений и экономическое поведение членов трудового коллектива важнейшие предметы труда руководителя. На содержание управленческих взаимоотношений влияют отношения собственности, обуславливающие формирование новых интересов, следовательно, и новых мотивов поведения людей, новых потребностей, смену приоритетов в потребностях. Все это отражается на содержании к формах мотивации и воздействия, используемых в процессе управления. Так, новые теории управления строятся с учетом максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей человека.
Если в организациях прошлого одно из основных требований состояло и том,
чтобы каждый сотрудник обладал необходимым объемом знаний, а сумму знаний
сотрудников составляло знание, которым организация (предприятие) обладает, то
сейчас каждый стремится знать как можно больше. Современные информационные
технологии позволяют это осуществить благодаря разветвленной сети банков
данных и баз знаний.
Все это усложняет процессы управления, повышает требования к квалификации руководителей, побуждает организации (предприятия) искать более совершенные системы управления персоналом, особенно в направлении мотивации труда на основе все большего удовлетворения разнообразных интересов и
потребностей работников.
Актуальность выпускной квалификационной работы выражается в следующем: Особенность настоящего этапа развития российского общества в том, что прежние управленческие схемы уже не работают, а современные западные школы и методы еще невозможно полностью использовать в наших переходных экономических и политических условиях. Поэтому каждый руководитель выбирает элементы управления, лучше всего отвечающие конкретной ситуации и наиболее полезные для успешной деятельности. Разработка на такой основе общей стратегии развития организации становится исключительно индивидуальным, творческим делом и во многом определяется опытом и знанием руководителя.
Предмет исследования - способы, методы и пути повышения эффективности управления малым предприятием.
Объектом исследования является ИП Вдовиной - магазин «Товары для детей». Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предприятием.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов механизма управления, в том числе
малым предприятием;
- рассмотрение организационно-
- оценка эффективности управления малым предприятием;
- разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению Эффективности управления малым предприятием.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых и данные годовых отчетов предприятия. В работе исследованы диалектический, синтетический, аналитический, экономико-статистический методы.
Работа включает в себя введение, 3 главы, заключение, список литературы в количестве 45 наименований.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Сущность процесса управления
Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, разорванную в функциональном подходе, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. Внимание фокусируется на взаимосвязанности и отдельных действий. Каждое из них, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой управленческие функции, цель которых решение проблем и задач организации¹.
Процесс и система управления
В общем виде процесс управлении по всех сферах деятельности можно
представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую
последовательность следующих этапов: прогноз - планирование - контролируемая
деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция
прогнозов и планов (рис. 1.).
¹ [6, 56]
Рис. 1 – Обобщенная схема управления
Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.
Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным), В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок².
Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. Система управления существует на любом предприятии независимо того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части - управленческие службы предприятия. Система управления
предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениям, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил. На каждом уровне иерархии системы управления в той или иной степени
реализуется набор функций управлении, входящих в рассмотренную выше «петлю управления».
На первый взгляд, может показаться, что приведенные рассуждения выглядят чересчур теоретизирование. Однако мы хотим подчеркнуть, что эти положения проверены практикой и лежат в основе методов совершенствования процесса управления и повышения его эффективности, которые мы будем рассматривать.
Что же касается практических аспектов, то попробуйте, например,
² [33, 118]
сформулировать количественно цель процесса управления вашим
предприятием в прошлом году и оценить се выполнение, А в текущем году? Теперь попробуйте прямо сейчас нарисовать структуру системы управления на вашем предприятии с явным определением правил», на основе которых она функционирует. Вполне возможно, что у многих возникнут определенные затруднения. Практика показывает, что эти затруднения могут свидетельствовать о недостаточно эффективной организации управления на предприятии и потенциальном наличии «внутренних резервов», которые при правильной организации дела, могут быть
использованы для достижения успеха в конкурентной борьбе.
Принципы формализации процесса управления
В настоящее время в России резко возрос интерес к общепринятым на Западе стандартам менеджмента, однако многих руководителей до сих пор поставит в тупик вопрос об организационной структуре компании или о схеме существующих бизнес-процессов3.
Многие предприятия уже ощутили сложности при попытках оптимизировать затраты, чтобы продукция оставалась одновременно и прибыльной, и конкурентоспособной. Как раз в этот момент четко проявляется необходимость иметь перед глазами модель деятельности ³ [33,124]
предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса. С помощью моделирования различных областей деятельности можно достаточно эффективно анализировать «узкие места» в управлении и оптимизировать общую схему бизнеса.
Содержание процесса управления
Процесс управления — деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов
управления4 .
Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис. 2).
Рис. 2 – Цикл управления
Место решения в процессе управления
Решение — центральный момент всего процесса управления. Можно сказать, что сутью профессии менеджера является принятие решений.
В широком смысле это понятие включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов — решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной.
На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение
(ЛПР).
Информация о работе Повышение эффективности управления малым предприятием