Повышение эффективности управления малым предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Предмет исследования - способы, методы и пути повышения эффективности управления малым предприятием.
Объектом исследования является ИП Вдовиной - магазин «Товары для детей». Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предприятием.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов механизма управления, в том числе
малым предприятием;
- рассмотрение организационно-управленческого механизма и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования механизмов управления
1.1 Сущность процесса управления
1.2. Особенности управления малым предприятием
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика
предприятия
2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности
предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности
организации
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
2.4. Проблемы и перспективы развития предприятия
3. Повышение эффективности управления малым
предприятием
3.1. Система показателей эффективности управления малым
предприятием
3.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
малым предприятием
3.3.1. Расчет экономической эффективности внедрения проекта
3.3.2. Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала
3.4. Оценка эффективности управления малым предприятием
Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Управление предприятием..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)


              К сожалению, в практике руководства российскими малыми предприятиями нередко имеет место случаи такие, что для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия, директор (менеджер) предприятия назначается исходя из субъективного фактора личных симпатий, исходя из родственных связей или как принято говорить, «по знакомству». И назначенный на управляющую должность, нередко, оказывается «удовлетворяющим» многим критериям второй колонки вышеуказанной таблицы, что просто губительно сказывается на развитии доверенной такому управленцу фирмы. Но есть и другой тип руководителя, более предпочтительный для малого предприятия, так как малая фирма должна быть, по определению, более гибкой (что способствует более быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды) - тип руководителя по результатам. Мудрые владельцы российских малых предприятий (к счастью автор встречал в своей работе таких немало, например, часто встречаются такие управляющие среди российских строительно-ремонтных организаций) подбирают управленческий персонал для фирмымы именно такого типа, и сами придерживаются такого типа руководства при совмещении  полномочий собственника и руководителя

Рассмотрим  основные элементы управления по результатам          Сущность концепции - целостная система управления, ориентированная на конечные результаты   и  основанная  на  использование  творческого  потенциала трудового коллектива, современных методов и техник управления.

Цели - это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не являются постоянными величинами, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий, при достижении целей или вследствие признания их ошибочными.

Стадии процесса управления:

- планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование (планы работы лиц, занимающих ключевые посты);

- достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего неопределенность и динамичность предприятия и его окружения. При этом обращается внимание на стиль управления, методы и технику руководства, настойчивость, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их дел;

- контроль с целью оценки достигнутых результатов, способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов завершается выводами, которые учитываются в дальнейшей работе

При управлении по результатам предполагается совершенствование структуры предприятия, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Само развитие выступает как процесс изменений, которыми можно управлять.

Таким   образом,   управление  по  результатам   ориентирует  на  достижение конкретных показателей вместо простого выполнения функций и, значит, дает возможность   оценить   способности   менеджера   как   руководителя   предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.

Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи управления. И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, хозяину следует  задуматься,   и,   может   быть,   заменить   не   рабочих,   а   управляющего менеджера.

Предпринимательское управление      

Российский   малый   бизнес,   действует   в   условиях   неустойчивой   среды. Добиться успеха здесь невозможно, если дожидаться изменений и затем на них реагировать. Руководители, менеджеры малого бизнеса должны действовать как предприниматели  Это означает, что предприимчивый  менеджер активно ищет возможности, добивается изменений и совершенствования работы фирмы, не боится
риска, связанного с организацией нового предприятия или разработкой новых идей, продукции, вида услуг.   

В этих целях менеджер не только сам должен быть предпринимателем, но и стремиться культивировать дух предпринимательства на предприятии, в коллективе, создавая атмосферу подлинно творческой деятельности, давая простор для использования индивидуальных способностей каждого сотрудника.

Почему бы российским управленцам не использовать опыт, например, японской компании «Омрон», использующей эффект малых предприятий. Перед каждым сотрудником каждого малого предприятия поставлены три лозунга: «Продает каждый», «Реагировать немедленно» и «Действовать молниеносно».

В этих принципах заключен весь секрет успешной работы малых предприятий. Что это значит? «Продает каждый» означает, что от каждого зависит эффективность его работы, качество и конкурентоспособность изделия, от которых зависит успех фирмы на рынке, ее прибыльность, а значит, и личное участие каждого работника в этом успехе, и его материально и моральное положение в коллективе. «Реагировать немедленно» значит внимательно следить за состоянием спроса, изменением запросов потребителей и оперативно реагировать на требования рынка.
«Действовать     молниеносно»     значит     быстро     принимать     решения,
направленные   на   обеспечение   стабильного   и   по   возможности   лидирующего положения  фирмы  на рынке,   что,   в конечном   счете, связано  с  непрерывной деятельностью.             

Таким образом, российское малое предприятие, рассчитывающее не только на выживание, но и на успешную деятельность, должно иметь предпринимательское управление, то  есть менеджера обладающего не просто хорошими качествами руководителя,   по   и   обладающего  достоинствами   предпринимателя,  творческим отношением   к   делу,    проявлением   инициативы,   постоянным   стремлением   к
новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, и, что особенно важно, постоянной готовностью к риску и изысканию способов его преодоления.

Факторы, определяющие особенности менеджмента на малом предприятии

Российский малый бизнес многообразен. Он различается по целому ряду факторов, и каждый из них в той или иной степени влияет  на особенности управления конкретной фирмой. Среди таких факторов следует отметить размер предприятия, численность и состав работающих, форму собственности, отрасль деятельности, объем и ассортимент выпускаемой продукции или услуг, организационную структуру предприятия и др.

Наибольшее влияние на определение конкретной организации управления оказывает, прежде всего, размер предприятия, а точнее, численность персонала. В зависимости от численности работающих на предприятии имеет свою специфику и менеджмент.             

В этой связи можно выделить три уровня управления: - неорганизованное управление; - организованное управление; - научно обоснованное организованное управление.             

Первый низкий уровень технологии управления соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, а само управление ведется на элементарном уровне и включает только ведение бухгалтерского учета, контроль за дельностью хозяйственной деятельности и руководство работой. Второй средний уровень технологии управления соответствует предприятиям численностью работающих от 21   до  80 человек.  В  них уже чаще  имеется специальное    управленческое    подразделение    способное,    более    или    менееорганизованно    управлять    хозяйством.    Практикуется    технология    управления производством, сбытом,  трудом, финансами.    

Третий высокий уровень технологии управления соответствует предприятиям численностью работающих более 80 человек. На таких предприятиях уже имеются хорошо организованные управленческие подразделения. А иначе просто нельзя. Каждое из таких подразделений обладает более высокой технологией управления в своей области.

К сожалению тип управления с низким уровнем технологии управления на российских малых предприятиях, часто переносится и на малые предприятия второго и даже третьего типа по вышеуказанной классификации и ведется прежде всего от желания владельцев (учредителей) сэкономить на управленческом персонале, и вес управление берет на себя сам собственник, либо в некоторых случаях приглашенный или назначенный директор и приглашенный бухгалтер. Естественно минимальный управленческий персонал не в состоянии взваливать на себя все, даже некоторые наиболее актуальные, с точки зрения необходимости их решения, задачи менеджмента, В лучшем случае результат неэффективного управления - недополучение возможной прибыли, упущенные выгоды.

Если ситуацию идеализировать, то нетрудно увидеть, что в таком делении предприятий по уровню управления присутствует своя логика. Понятно, что в небольшом магазине, кафе, парикмахерской и т. д. нет необходимости иметь специалистов-менеджеров, да это и накладно. Обычно функции управления в маленьких предприятиях берет на себя его владелец или один единственный приглашенный специалист по управлению делами, то есть происходит своего рода совмещение должностей. Хотя, в то же время указанные размеры предприятия по численности работающих не являются единственным критерием применения соответствующего уровня управления. Необходимость создания тот или иного подразделения управления или привлечение специалиста менеджера может зависеть целого   ряда   других    факторов,    характеризующих    условия    деятельности конкретного предприятия.

Это может зависеть от ассортимента продукции (услуг), состава работающих, организационной структуры предприятия, отрасли деятельности и других.

Итак, перечислим факторы, в той или иной степени, влияющие на организацию управления предприятием: размер предприятия (численность работающих); состав работающих; организационная структура предприятия; отрасль деятельности; ассортимент продукции (услуг); форма собственности; особенности спроса и потребления, производства и предоставления услуг.

Однако такой расчет не всегда оправдан. Отказ о делегирования полномочий (или их части) влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на результатах работы предприятия. К тому же руководителю фирмы необходимо заниматься не только текущей работой фирмы, но и смотреть вперед, видеть перспективу ее деятельности. Поэтому целесообразно потратить определенное время на обучение подходящего для этого работника делегировать ему полномочия, чем постоянно выполнять эту работу. Но почему-то некоторые российские предприниматели, собственники малых предприятий не хотят соглашаться с вышеуказанными доводами, во многих случаях, даже, например, по причине своей гордыни, которая им подсказывает, что он полный хозяин, сам единолично должен управлять своей «вотчиной». Самолюбию такое положение дел может и льстит, но вряд ли такая лесть стоит тех выгод, которые безвозвратно упускаются.

По мере роста масштабов деятельности предприятия появляется потребность в привлечении специалиста по управлению, то есть менеджера или даже в создании специальной управленческой группы. Если организационная структура предприятия становится разветвленной, то есть коллектив делится на ряд групп, может возникнуть необходимость выделения линейных и функциональных специалистов по управлению.  Роль управляющего предприятием в таком  случае во многом сводится к координации действий линейных и функциональных служб.

Словом, целый ряд факторов накладывает серьезный отпечаток на способы, формы и стиль управления на малом предприятии.

Задача менеджера (руководителя) фирмы заключается в том, чтобы с учетом всей совокупности специфических факторов конкретного предприятия определить оптимальную систему управления в целях достижения успеха.



2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности предприятия

16   января   2006    года    в   соответствии   с   Федеральным   законом    «О государственной       регистрации       юридических       лиц       и       индивидуальных предпринимателей     в     единый     государственный     реестр     индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации физического лица Вдовиной В.Т.) в качестве индивидуального предпринимателя.      

ИП Вдовиной был открыт магазин «Товары для детей».   

Юридический адрес организации, ИП - г, Глазов, ул. Кирова, дом 56, кв. 88. Адрес объекта потребительского рынка - ул. Ленина, 42.

Общая площадь (кв. м.)- 282,8, в том числе торговая - 120.  

Ассортимент реализуемых товаров (виды услуг) - детские игрушки.

В настоящее время магазин «Товары для детей» осуществляет продвижение на рынке мягких, электромеханических, надувных игрушек, настольных, инерционных, развивающих игр, кукол, сувениров.     

Целью    организации    является    достойное    служение    обществу    путем удовлетворения его потребности  на территории  г. Глазова. Дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров,     и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы. Основными задачами службы менеджмента организации является:

- формирование   условий   наиболее   полного   удовлетворения   спроса покупателей в рамках среднего сегмента потребительского рынка;

- обеспечение высокого уровня торгового обслуживания; обеспечение     достойной     экономичности     осуществления    торгово-технологического и торгово-хозяйственного процесса в организации;

- максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении фирмы,   и обеспечение ее эффективного использования.

 

       Маркетинговая    стратегия    ИП   основывается    на    нескольких    основных принципах:

-  наиболее полное изучение потребителя и рынка;

-  определение оптимального ассортимента товара;

Информация о работе Повышение эффективности управления малым предприятием