Повышение эффективности управления малым предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа

Описание

Предмет исследования - способы, методы и пути повышения эффективности управления малым предприятием.
Объектом исследования является ИП Вдовиной - магазин «Товары для детей». Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предприятием.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов механизма управления, в том числе
малым предприятием;
- рассмотрение организационно-управленческого механизма и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы исследования механизмов управления
1.1 Сущность процесса управления
1.2. Особенности управления малым предприятием
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика
предприятия
2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности
предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности
организации
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
2.4. Проблемы и перспективы развития предприятия
3. Повышение эффективности управления малым
предприятием
3.1. Система показателей эффективности управления малым
предприятием
3.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
малым предприятием
3.3.1. Расчет экономической эффективности внедрения проекта
3.3.2. Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала
3.4. Оценка эффективности управления малым предприятием
Заключение

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Управление предприятием..doc

— 1.01 Мб (Скачать документ)

Все    виды    решений,    принимаемых    в    процессе    управления,    можно классифицировать по многочисленным признакам:

-    по    объекту    решения    (ориентированные    на    цели    или    средства,
основополагающие структурные или ситуационные);             

-  надежности  исходной   информации  (на  основе   надежной  информации, рисковые и ненадежные);

- срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- связи     с     иерархией     планирования     (стратегические,     тактические, оперативные);

- частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- производственному охвату (для всей фирмы, узкоспециализированные);

- числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);             

- ЛПР    (единоличные,    групповые,    со    стороны    менеджеров,    со    стороны исполнителей);

- учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- сложности (простые и сложные).

Наиболее   типичные   решения,   принимаемые   менеджерами   фирм,   можно классифицировать следующим образом (исследования в Германии в 1983 г.);

- ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

- решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения под стрессом и при давлении сроков, решения в исключительных случаях);

- инновационные и определяющие решения.             

Структура и процесс принятия решения

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью ею
структуры.             

Решение с четко выраженной структурой может быть представлено так, как показано на рис. 3.

Матрица решений

Матрица данных

D1    D2

D1

Альтернативы

А1

< 11    K12

 

K11

А2

< 21    K22

 

K21

 

 

 

Аn

< n1   Kn2

 

Kn1

Рис. 3 – Четко структурированное решение

По прогнозируемым пакетам данных D могут быть рассчитаны для альтернативных решений А прогнозируемые результаты К. Далее с учетом возможности риска выбирается альтернатива Aopt, которая наилучшим образом соответствует цели А.

Слабо структурированное решение представлено на рис. 4

 

Рис. 4 - Слабо структурированное решение

Принятое   решение   оказывает   воздействие   и   на   ЛПР   (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта).

Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс глет естественно уточнен и индивидуализирован (табл. 1).



На практике все проходит не так гладко:

- подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, вскакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;

- процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;

- ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет ль интуиции;

- предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;

- нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;

- участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок
прохождения подэтапов.             

- менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Наиболее часто встречаются следующие случаи:             

- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению

- определение круга лиц, участвующих в решении;

- участие ЛПР в его исполнении;

- определение момента решения и его места;

- определение методики и калькуляции решения;

- задание целей и их относительной важности;

- ограничение числа альтернатив;

- возложение ответственности за решения, и др.

Таблица 1 - Содержание

Фаза

Содержание фазы

1.              Сбор информации о возможных проблемах

1.1.            Наблюдение за внутренней средой фирмы

1.2.            Наблюдение за внешней средой

2.              Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1.            Описание проблемной ситуации

2.2.            Выявление организационного звена, где возникла проблема

2.3.            Формулировка проблемы

2.4.            Оценка ее важности

2.5.            Выявление причин возникновения проблемы

3.              Формулирование целей решения проблемы

3.1.            Определение целей фирмы

3.2.            Формулировка целей решения проблемы

4.              Обоснование стратегии решения проблемы

4.1.            Детальное описание объекта

4.2.            Определение области изменения переменных факторов

4.3.            Определение требований к решению

4.4.            Определение критериев эффективности решения

4.5.            Определение ограничений

5.              Разработка вариантов решения

5.1.            Расчленение задачи на подзадачи

5.2.            Поиски идей решения по каждой подзадаче

5.3.            Построение моделей и проведение подсчетов

5.4.            Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

5.5.            Обобщение результатов по каждой подзадаче

5.6.            Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

5.7.            Разработка вариантов решения всей задачи

6.              Выбор лучшего варианта

6.1.            Анализ эффективности вариантов решения

6.2.            Оценка влияния неуправляемых параметров

7.              Корректировка и согласование решения

7.1.            Проработка решения с исполнителями

7.2.            Согласование решения с функционально взаимодействующими службами

7.3.            Утверждение решения

8.              Реализация решения и реализованного решения

8.1.            Подготовка рабочего плана реализации

8.2.            Его реализация

8.3.            Внесение изменений в решение в ходе реализации

8.4.            Оценка эффективности принятого и реализованного решения

             

1.2. Особенности управлении малым предприятием

Особенности управления малым предприятием необходимо учитывать исходя из нескольких критериев их деятельности, а именно:

- малые предприятия являются только коммерческими, они самостоятельно
планируют свою деятельность, определяя перспективы развития;             

- деятельность малых предприятий направлена на результат, т.е. получение прибыли (направления использования чистой прибыли определяется учредителем);

- во многих случаях на российских малых предприятиях, директор (иногда и собственник в одном лице) является как руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем, и др.             

а} Общие вопросы управления малым  предприятием

 

Прежде чем преступить к работе нал вопросами управления на малом предприятии, неплохо будет разобраться, какие же предприятия согласно российскому законодательству являются малыми. Как будущим, так и настоящим руководителям (собственникам) малых предприятий необходимо точно знать попадает ли их предприятие в разряд малых. Это необходимо, чтобы определится со стратегией управленческой деятельности на предприятии и с его финансово-экомической политикой. Ведь отнесение предприятия к разряду малых изменяет него как внешние так и внутренние условия хозяйствования. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N в) субъекты малого предпринимательства для получения соответствующего статуса обязаны пройти специальную государственную регистрацию в органах исполнительной власти, установленных законодательством. Однако, в связи с тем, что Правительство РФ не разработало образны документов, необходимых для такой регистрации, в большинстве субъектов РФ она не осуществляется и статус малого предприятия определяется исходя из критериев, установленных ст.3 Закона N 88-ФЗ, В соответствии с указанной статьей к малым предприятиям относятся коммерческие организации. Это означает, что некоммерческие организации не могут быть признаны малыми предприятиями. Кроме того, доля участия государственных органов РФ или субъектов РФ, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных или иных фондов в уставном капитале (фонде) малого предприятия не может превышать 25 процентов. Также не должна превышать 25 процентов доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства. В связи с этим не относятся к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых являются административные органы муниципальных образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ. Таким образом, если доля участия в российской организации иностранного юридического превышает   25   процентов,   то   эта   организация   не   относится   к   малым предприятиям,   даже   если   учредитель   имеет   такой   статус   по   зарубежному законодательству.   Например,   если   доля   участия   в   российской   организации предприятия,    зарегистрированного    в    Украине    и    имеющего    статус    малого предприятия по законодательству Украины, составляет 26 процентов, то российская организация не может быть отнесена к субъектам малого предпринимательства. Кроме ограничения по долевому участию учредителей в уставном капитале (фонде) малого   предприятия,    установлены    и    предельные    размеры   численности    их работников,     которые     за     отчетный     период     не     должны     превышать:     в )в промышленности,   строительстве   и   на   транспорте   -   100   человек;   в   сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;  в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Многопрофильные    малые    предприятия    (осуществляющие    несколько    видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме

прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем выручки от реализации или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Менеджмент в малом бизнесе

Общие    вопросы    регулирования    хозяйственной    и    иной    деятельности предприятия     

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных и    отпусков,    их    продолжительность.   

Предприятие    в   соответствии    с действующим    законодательством    осуществляет    социальное    и    обязательное медицинское   и    иное    обязательное    страхование.    Руководство    предприятия
обеспечивает    работникам     безопасные    условия    труда     в    соответствии     с установленными правилами и нормами.      

Руководство   предприятия   может   заключать   договора   о   приобретении водимых   предприятию  ресурсов.  Предприятие  может  реализовывать  свою продукцию и услуги любым, не противоречащим законодательству способом по не противоречащим   законодательству     ценам.     Предприятие    вправе    открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных  кассовых   и   иных   операций.   Предприятие   может   самостоятельно осуществлять      внешнеэкономическую      деятельность      в      соответствии      с законодательством  РФ,   входящих в  нее республик и  иметь  валютный  счет  в соответствующем банке.

Высший орган управления (руководитель) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль,   остающаяся   у   предприятия   после   уплаты   налогов   и   других платежей   в бюджет  (чистая  прибыль)  поступает в  полное   его  распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем.

Управление, направленное на результат

Мы определили, кто управляет малым предприятием в целом. Теперь можно обсудить, кто же осуществляет функциональное управление на малых
предприятиях. Во многих случаях на российских малых предприятиях, директор (иногда и собственник в одном липе) является как руководителем предприятия в общем, так и функциональным руководителем. Но все больше становится случаев, когда, руководители (собственники) малых предприятий понимают, что для лучшего функционального управления целесообразно привлекать профессиональных менеджеров.             

Определимся,     как     можно    охарактеризовать     менеджмент    на    малом предприятии. Вообще, менеджмент определяется как система принципов, методов, средств и форм управления, направленная на рациональное использование всех ресурсов   предприятия   во   имя   достижения   поставленных   целей.   На   малом
предприятии добавляется еще и своя специфика, исходя из того, например, круг вопросов,  охватываемых руководителем  весьма богат,  или  из того, что хочет руководитель или нет, ему приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они    продуктивнее    работали.    Именно    достижение   продуктивности    работы предприятия,    получение    конкретных    результатов    характеризуют    менеджера (руководителя) как специалиста по управлению.

В этой связи различают менеджера (руководителя) по вкладу (выполнение соответствующих  функций)  и по результатам  (иногда такой  подход называют «управление   по   целям»).   Различия   подходов   к   управлению   тех   и   других руководителей приведены в таблице 2.       

Таблица 2 – Подходы к управлению

 

Руководитель по результатам

Руководитель по вкладам

В своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего предприятия, так и внешнее

Активность концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе

Вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия

Осуществляет принципы деятельности, выработанные другими

Делегирует значительную долю другим, выступая хорошим «тренером»

Стремится держать все ниточки управления в своих руках, выступая в качестве «игрока»

Принимает во внимание требования сложившейся ситуации

Действует схематично даже в изменяющихся условиях

Дает подчиненным возможность показать себя

Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи

Побуждает подчиненных ставить перед собой высокие цели

Заинтересован в основном только своей карьерой

Способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени)

Застревает в рутинных вопросах, на решение которых уходит большая часть его времени

Стремится совершенствоваться в областях, которые ему малоизвестны

Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практической работе

Прибегает к конструктивной критике деятельности организации

Критикует методы работы

Не боится риска и ответственности

Боится риска и стремится действовать наверняка

Информация о работе Повышение эффективности управления малым предприятием