Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:03, курсовая работа
Предмет исследования - способы, методы и пути повышения эффективности управления малым предприятием.
Объектом исследования является ИП Вдовиной - магазин «Товары для детей». Цель исследования - разработка мероприятий по повышению эффективности управления малым предприятием.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов механизма управления, в том числе
малым предприятием;
- рассмотрение организационно-управленческого механизма и анализ финансово-экономических показателей деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы исследования механизмов управления
1.1 Сущность процесса управления
1.2. Особенности управления малым предприятием
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика
предприятия
2.1. Особенности организации хозяйственной деятельности
предприятия
2.2. Финансово-экономические показатели деятельности
организации
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
2.4. Проблемы и перспективы развития предприятия
3. Повышение эффективности управления малым
предприятием
3.1. Система показателей эффективности управления малым
предприятием
3.2. Характеристика внутренней и внешней среды организации
3.3. Мероприятия по повышению эффективности управления
малым предприятием
3.3.1. Расчет экономической эффективности внедрения проекта
3.3.2. Анализ эффективности использования технологической
планировки торгового зала
3.4. Оценка эффективности управления малым предприятием
Заключение
Список использованных источников
Вывод:
Финансовое состояние анализируемого предприятия на начало периода характеризовалось как неустойчивое, но к концу отчетного периода положение становится абсолютно устойчивым. Это произошло в связи с изменением объема оборотных средств до излишка в сумме 56 тыс. руб., а также на конец периода образовался излишек собственных и долгосрочных, среднесрочных заемных источников формирования запасов и затрат в сумме 78 тыс. руб. В целом произошло увеличение основных источников формирования запасов и затрат на 28 тыс. руб. Предприятию важно поддерживать свое финансовое состояние на существующем уровне. т.е. абсолютно устойчивом, не только для хорошей репутации, но и для привлечения новых партнеров и для ведения без проблемной финансово- хозяйственной деятельности. Если же состояние предприятия начнет ухудшаться, то необходимо сразу же принимать меры для улучшения финансового состояния: увеличивать источников собственных средств либо дополнительно привлекать долгосрочные кредиты и заемные средства либо реализовать избыточные запасы товарно-материальных ценностей и др.
Анализ ликвидности баланса
В табл. 6 представлен анализ ликвидности баланса рассматриваемого предприятия.
Таблица 6 - Анализ ликвидности баланса
Актив | На начало периода | На конец периода | Пассив | На начало периода | На конец периода | Платежный излишек (+), недостаток (-) | |
На начало периода | На конец периода | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
А1 | 180 | 560 | П1 | 650 | 930 | - 470 | - 370 |
А2 | - | - | П2 | 100 | - | - 100 | - 100 |
А3 | 3031 | 3396 | П3 | 150 | 131 | + 2881 | + 3265 |
А4 | 3210 | 3000 | П4 | 5521 | 5895 | - 2311 | - 2895 |
Баланс | 6421 | 6956 | Баланс | 6421 | 6956 | 0 | 0 |
Соотношение на начало периода: А1 < П1 на конец периода; А1 < П1
А2>П2 А3>П3 А4<П4 | А2>П2 А3>П3 А4<П4 |
Текушая ликвидность:
ТЛн = (180 + 0)-(650+ 100)= -570
ТЛк=(560 + 0)-(930)=-370
Перспективная ликвидность:
ПЛн=3031 – 150=2881
ПЛк = 3396- 131 =3265 Общий показатель ликвидности:
fл(н)-(180 + 0,5 * 0 + 0,3 * 3031) /(650 + 0,5 * 100 + 0,3* 150)= 1,46
fл(к) = (5б0 + 0,5*0 + 0,3 * 3396)/(930+ 0,5* 0 + 0,3* 131)=1,62 Вывод:
По данным предприятия сопоставление итогов групп по активу и пассиву показывает, что баланс является абсолютно ликвидным. Поэтому ликвидность баланса можно охарактеризовать как достаточной. В конце периода ожидаемые поступления от дебиторов превышают величину краткосрочных кредита и заемных средств на 0 тыс. руб. Что обеспечивает равенство величины наиболее ликвидных и быстро реализуемых активов к величине краткосрочных обязательств.
Медленно реализуемые активы - АЗ превышают долгосрочные и
среднесрочные пассивы -ПЗ в конце на 3265 тыс. руб.
Показатели текущей ликвидности говорят о том, что предприятие рассматривается как платежеспособное. Перспективная ликвидность также показывает платежный излишек, который на основе будущих поступлений и платежей будет увеличиваться к концу периода.
Показатель общей ликвидности, его значение говорит о том, что предприятие надежный партнер, и его динамика является положительной.
В табл. 7 представлен анализ финансовых коэффициентов.
Таблица 7 - Анализ финансовых коэффициентов
Показатели | Нормальное значение | Период | Изменения | ||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2007 г. к 2006 г. | 2008 г.к 2007 г. | 2008 г. к 2006 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Коэффициент автономии | ≥0,5
| 0,64
| 0,77
| 0,81
| +0,13
| +0,04
| +0,17
|
2. Коэффициент заемного капитала | ≤0,5
| 0,36
| 0,23
| 0,19
| -0,13
| -0,04
| -0,17
|
3. Коэффициент соотношения заемныхсредств и собственных средств | ≤1
| 0,57
| 0,3
| 0,23
| -0,27
| -0,07
| -0,34
|
4. Коэффициент мобильности собственных средств | ≥ 0,5 /0,2
| 0,11
| 0,06
| 0,03
| -0,05
| -0,03
| -0,08
|
5. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками | ≥0,6 / 0,8
| 0,47
| 0,61
| 0,37
| +0,14
| -0,24
| -0,10
|
6. Коэффициент финансирования | ≥1
| 25,78
| 13,37
| 12,89
| -12,41
| -0,48
| -12,9
|
7. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | ≥0,1
| 0,16
| 0,16
| 0,11
| -0,01
| -0,04
| -0,05
|
8. Коэффициент соотношения внеоборотных и собственных средств | ≈ 0,5 / 0,8
| 0,89
| 0,94
| 0,97
| +0,05
| +0,03
| +0,08
|
9. Коэффициент абсолютной ликвидности | ≥ 0,2 /0,5
| 0,05
| 0,21
| 0,28
| +0,16
| +0,07
| +0,23
|
10. Коэффициент быстрой ликвидности | ≥ 0,8/1
| 0,84
| 1,16
| 1,19
| +0,32
| +0,03
| +0,35
|
11. Коэффициент текущейликвидности | ≥2
| 1,29
| 1,57
| 1,67
| +0,28
| +0,10
| +0,38
|
12. Коэффициент общей ликвидности | ≥ 1
| 0,57
| 0,74
| 0,77
| +0,17
| +0,03
| +0,20
|
В результате проведенного анализа финансовых коэффициентов можно сделать вывод о том, что:
1) Коэффициенты финансовой устойчивости: коэффициент автономии и коэффициент соотношения заемных и собственных средств увеличиваются за анализируемый период и удовлетворяют нормальным ограничениям; коэффициент мобильности собственных средств и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами удовлетворяют нормальным ограничениям, но уменьшаются за три года, что негативно сказывается на финансовой устойчивости предприятия,
2) Анализ коэффициентов ликвидности показал, что предприятие способно погашать свои краткосрочные обязательства: значение коэффициентов быстрой и абсолютной ликвидности, превышающие нормальные ограничения, отражают платежеспособность предприятия на данный момент за счет текущих активов (расчетов с дебиторами) и абсолютно ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных вложений). А коэффициенты общей и текущей ликвидности увеличиваются за анализируемый период, но не удовлетворяют нормальным ограничениям.
2.3. Анализ устройства и технологической подготовки магазина
Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.
Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.
Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; паркинга индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина,
Устройство и планировка торгового зала.
Основным торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в торговой площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям, В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контроллеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам
их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и
удобств для ориентации покупателей.
Рациональное планировочное решение торгового зала легче всего обеспечивается при соотношении его сторон 1:1 при максимальном шаге колонн. Торговый зал должен иметь по возможности больший периметр глухих стен и перегородок, что очень важно для расширения возможности установки торгового оборудования- Как и в нашем случае, для расширения зоны торгового зала сносится стена, за счет чего можно установить дополнительное торговое оборудование (в нашем случае это стеллажи для детских колясок), способствовать более свободному потоку покупателей и лучшей просматриваемости представленных на реализацию товаров.
Торговый зал делится на следующие зоны или площади: установочную, проходов для покупателей, рабочих мест для продавцов и площадь зоны расчетного узла.
Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по формуле:
Ку = Sу/Sт.з.,
где Ку – коэффициент установочной площади;
Sу – установочная площадь, м²;
Sт.з. – площадь торгового зала, м².
В нашем случае:
Ку = 32/120 = 0,276
Низкое значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудовании. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), |то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Следовательно, можно сказать, что установочная площадь составляет 27% от площади торгового зала, что говорит о достаточно эффективном ее использовании (норматив составляет 27 - 30%).
Однако эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового чала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки. Площадь выкладки (демонстрационная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудовании (полок, корзин, и др.) на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Показателем, характеризующим степень использования площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:
Квыкл = Sвыкл/Sт.з.,
где: К выкл - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;
S выкл – площадь выкладки товаров, м²;
Sт.з. – площадь торгового зала, м².
Этой показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшится обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала являются 70-75%.
В нашем случае данный коэффициент составляет:
Квыкл= 96/120 = 0,8.
Следовательно, 0,8 > 0,75, показатель говорит о том, что под выкладку товара в магазине приходится больше площади, чем положено.
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. Ширина проходов устанавливается строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т.е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 м² торговой площади на покупателя. В анализируемом нами магазине на покупателей приходится - 24 м². , следовательно, в единицу времени в магазине должно находиться от 6 до 3-х человек. Естественно бывает время, когда в магазин заходит большее число покупателей, что непосредственно ведет за собой тесноту, столпотворение, неудобство, невозможность рассмотреть и выбрать нужный товар.
Вывод, необходимо расширяться, или увеличивать площадь для покупателей, или уменьшать площадь для выкладки товара и оборудования, что не является выходом в нашем конкретном случае. Проанализировав все плюсы и минусы, предприятие приняло решение расширить площадь торгового зала, что даст возможность не только увеличить покупательский поток, но и установить дополнительное оборудование и расширить ассортимент предлагаемого для продажи товара.
Предпосылки к разработке мероприятий по увеличению прибыльности предприятия
В настоящее время магазин «Товары для детей» осуществляет продвижение на рынке мягких, электромеханических, надувных игрушек, настольных, инерционных, развивающих игр, кукол, сувениров.
Целью организации является достойное служение обществу путем удовлетворения его потребности на территории г. Перми. Дальнейшее развитие розничной торговли в среднем сегменте потребительских товаров, и за счет полученной прибыли удовлетворение разумных потребностей сотрудников фирмы.
Информация о работе Повышение эффективности управления малым предприятием