Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций и предложений по повышению конкурентного статуса организации.
Объектом исследования в работе является конкурентный статс предприятия.
Предметом настоящего исследования: повышение конкурентного статуса предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ…………………………………..………..
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции...……………………………….........................
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы……………………………………………………...
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………................................
1.4 Исследование конкурентоспособности организации в целом...…………………………...
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия………………………………….....
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ ……………………..................
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»………………….................................
2.2 Оценка конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
2.3 Рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса
НПФ «УГМК-Перспектива» …………………………………
2.4 Экономическое обоснование и расчет эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Факультет менеджмента, повышения квалификации и
переподготовки кадров
Кафедра теории и практики управления организацией
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Повышения конкурентного статуса организации»
Допущена к защите:
«___» ____________2009г. _________________ подпись
Нормоконтроль пройден «___» ____________2009г. ________/ подпись специалист по УМР
| Исполнитель: Антропова Полина Николаевна
Специальность: «Управление персоналом» Группа: 501, очное отделение
Руководитель: Захарова Л.А.
__________________ подпись
«___» ____________2009г. |
Екатеринбург 2009
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции...………………………………....
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы……………………………………………………...
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………................
1.4 Исследование конкурентоспособности организации в целом...…………………………...
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия………………………………….....
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ ……………………..................
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»………………….....
2.2 Оценка конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
2.3 Рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса
НПФ «УГМК-Перспектива» …………………………………
2.4 Экономическое обоснование и расчет эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к теме «Повышение конкурентного статуса организации» не случайно, так как в настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу.
Конечная цель всякой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентного статуса товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм.
В стратегическом портфеле компании одной из самых важных является конкурентоспособность, которая предполагает разработку таких действий, которые бы обеспечивали фирме не только надежную защиту от конкурентов, но и создавали бы устойчивое конкурентное преимущество, т.е. те факторы, которые создают на рынке такую ситуацию, когда покупатели отдают предпочтение вашей продукции, а не товарам конкурентов, что обеспечивает повышение объемов сбыта и прибыли.
Некоторые предприятия не обращают внимание на конкуренцию, «отдавая» прибыль конкурентам, многие предприятия не имеют представления о том, как эффективно планировать конкурентную маркетинговую среду. Поэтому возникла острая необходимость преодолеть эти недостатки. При решении данного вопроса, перед автором данного дипломного проекта, будущим менеджером появляются естественные вопросы:
1)Когда и как выработать конкурентную политику работы предприятия на рынке?
2) Какие методы более эффективны?
3) Какие условия необходимо соблюдать при решении проблемы?
В поисках ответов на эти вопросы и заключается актуальность. Она обусловлена тем, что наша страна на данный момент является крупнейшим и одним из наиболее выгодных рынков вложении капиталов и имеет наибольшую емкость рынка различных товаров. Основной упор делается на привлечение новых клиентов и предоставление наиболее оперативной и разносторонней информации по интересующим клиента компаниям. В условиях достаточно жесткой конкуренции перед каждой из компаний стоит задача своего собственного имени, выработки основной концепции и политики, проводимой на рынке, а также как основная цель, привлечение инвесторов и партнеров.
Из сложившейся ситуации вытекает противоречие: между необходимостью сохранения и повышения конкурентного статуса и недостаточностью управления этими процессами на предприятии.
Проблема: необходимость в сохранении и повышении конкурентного статуса предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций и предложений по повышению конкурентного статуса организации.
Объектом исследования в работе является конкурентный статс предприятия.
Предметом настоящего исследования: повышение конкурентного статуса предприятия.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1) Изучить основы управления конкурентным статусом предприятия.
2) Проанализировать показатели конкурентоспособности предприятия
3) Оценить сложившийся уровень конкурентного статуса предприятия.
4) Разработать рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива». Сделать экономическое обоснование и расчёт их эффективности.
Методы исследования:
- анализ научной, исследовательской литературы;
- метод экспертных оценок;
- метод Монте-Карло;
Рассмотрение всех вышеуказанных задач по данной проблеме поможет добиться достижения поставленной цели.
Структура работы: Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы состоящего из 54 источника, 11 таблиц, 8 рисунков, 4 приложений. Текст работы изложен на 100 страницах. Во введении определен научный аппарат исследуемой темы. В первой главе изучены теоретические и технологические основы управления конкурентоспособностью. Во второй главе произведен анализ современного состояния конкурентоспособности компании по производству строительных материалов и разработаны рекомендации и предложения по повышению конкурентоспособности, произведена оценка экономической эффективности комплекса мероприятий и рекомендаций по повышению конкурентоспособности компании. В заключении сформулированы выводы и результаты работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение» «состязание». В экономическом словаре конкуренция определяется следующим образом: «Конкуренция – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Выполняет роль её мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации»[44, с.60].
Фатхутдинов Р. А. дает следующее определение: «Конкуренция - это процесс управления своими конкурентными преимуществами для одержания победы, а также достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение субъективных и объективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях»[38, с.107].
Из приведенных выше понятий можно заключить, что конкуренция является наиболее эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Она способствует творческой свободе личности и создает условия для её самореализации в сфере экономики [8, с.114]. Главная роль в этих процессах принадлежит разработке и созданию новых конкурентоспособных товаров и услуг. Нужно иметь ввиду и то обстоятельство, что в условиях развития процессов глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план. Большинство стран мира не только приняли законы о конкуренции, но и создали специальные национальные структуры, которые организуют работу в этой сфере.
К определению понятия и оценке конкурентного статуса фирмы известны разные подходы Ансофф И. трактует понятие конкурентного статуса как позицию фирмы в конкуренции, как своеобразный измеритель фирмы на рынке. В этом смысле конкурентный статус фирмы используется для определения сравнительных конкурентных позиций фирмы при формировании стратегических задач фирмы[2].
Трактовка Ансоффа И. по экономическому содержанию в какой-то мере близка к понятию конкурентного преимущества в трактовке Портера М. Е., поскольку и тот и другой полагают, что необходимо определить соотношение фактической и базовой продуктивности использования ресурсов фирмы. Однако Портер М. Е. не уточняет показателя продуктивности. Ансофф И. определяет этот показатель как рентабельность капитальных стратегических вложений, откорректированную на степень "оптимальности" стратегии фирмы и степень соответствия потенциала фирмы этой оптимальной стратегии [11].
Конкурентный статус фирмы должен характеризовать предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентного преимущества. Иначе говоря, конкурентный статус фирмы должен отвечать на вопросы: обеспечены ли ресурсами всех видов "способности" фирмы для захвата лидирующих позиций в отрасли и достаточно ли благоприятны и в какой мере используются фирмой условия внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества фирмы.
Таким образом, уровень конкурентного преимущества фирмы (КПФ) предопределяется его конкурентным статусом. Главной проблемой в определении конкурентного статуса фирмы становится проблема оценки степени развития стратегического потенциала фирмы и условий внешней среды для создания и поддержания на высоком уровне конкурентного преимущества фирмы. Заметим, что в зависимости от успеха новшества меняется статус подразделения фирмы, его непосредственного руководителя и подчиненных. В условиях рыночной экономики поддержание высокого конкурентного статуса фирмы связано с постоянной заботой о повышении эффективности ее функционирования.
Конкурентное преимущество характеризует продуктивность использования ресурсов и выявляется в сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами, уровень конкурентного преимущества нужно оценивать относительно соответствующей базы (идентичность характера удовлетворяемой потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентичность фаз жизненного цикла фирмы). Оценить конкурентное преимущество отрасли производства с помощью количественных показателей сложнее. Особенно, если учесть, что сами понятия отрасли, ее границы весьма неопределенны. Даже если воспользоваться данными официальной статистики, невозможно установить достоверно полную идентичность сопоставляемых объектов, именуемых отраслями.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по её методам на две основные группы: ценовая конкуренция и неценовая конкуренция[41, с.303].
Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определённой продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ассортимента и качества.
Неценовая конкуренция включает в себя: а) изменение свойств продукции; б) придание продукции совершенно новых качеств; в) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существовавших раньше; г) обновление свойств товара, являющихся символов моды, престижа; д) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт).
В условиях современной конкуренции наблюдается преобладание неценовых методов конкуренции над ценовыми методами [50].
В зависимости от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются несколько типов рыночных структур [29, с.156]:
1. Чистая (совершенная) конкуренция - это состояние рынка, когда большое количество фирм производит аналогичную продукцию, но ни размер самих фирм, ни другие причины не позволяют воздействовать на рыночную цену.
2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается монопольным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этому продукту нет близких заменителей в других отраслях. В условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают.
3. Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.
Информация о работе Повышения конкурентного статуса организации