Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций и предложений по повышению конкурентного статуса организации.
Объектом исследования в работе является конкурентный статс предприятия.
Предметом настоящего исследования: повышение конкурентного статуса предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ…………………………………..………..
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции...……………………………….........................
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы……………………………………………………...
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………................................
1.4 Исследование конкурентоспособности организации в целом...…………………………...
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия………………………………….....
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ ……………………..................
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»………………….................................
2.2 Оценка конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
2.3 Рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса
НПФ «УГМК-Перспектива» …………………………………
2.4 Экономическое обоснование и расчет эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда на нем имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он является создателем цены.
5. Монополия, практикующая дискриминацию. Под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей.
6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец - монополист.
7. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополия.
8. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит основную часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.
Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения на рынке. Считается, что наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Чистая же монополия представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она сейчас является скорее научной абстракцией, чем реальным состоянием современного рынка [44, с.201]. В зависимости от масштабов конкуренцию на отраслевом уровне разделяют на отраслевую и внутриотраслевую конкуренцию. Межотраслевая конкуренция - борьба между организациями разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между организациями, производящими межродовые товары-конкуренты. Например, межотраслевая конкуренция существует между предприятиями пищевой промышленности и сферой услуг общественного питания, легкой промышленностью и сферой бытового обслуживания. Но это не означает, что все предприятия конкурирующих отраслей вступают в конкурентную борьбу. Так отдельные предприятия разных отраслей, могут связывать партнерские отношения. Внутриотраслевая конкуренция - борьба между организациями одной отрасли за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между организациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые товары-конкуренты. При рыночных отношениях, когда ведомственная подчиненность предприятий не предполагает жесткого регулирования их хозяйственной деятельности со стороны государства, внутриотраслевая конкуренция становится мощным стимулом для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции [4, с.78]. На уровне предприятий различают межфирменную и внутрифирменную конкуренцию. Межфирменная конкуренция - это борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.
Между предприятиями первой группы возникает внутриотраслевая конкуренция, а первой и второй групп - межотраслевая.
Внутрифирменная конкуренция - это конкуренция, возникающая между различными видами и торговыми марками товаров, выпускаемыми одним предприятием. Такие товары относятся к внутривидовым конкурентам. В качестве примера можно привести парфюмерную продукцию разных наименований (более 100), производимых ОАО Концерн «Калина» [12, с.174]. Указанные виды конкуренции характерны не только для предприятий изготовителей продукции или исполнителей услуг, но и для торговых организаций, которые реализуют товары развернутого ассортимента от разных поставщиков. В целом совокупность фирм-конкурентов, производящих товары или предоставляющих услуги-конкуренты, и составляет конкурентную среду фирм. Однако, эта среда обусловлена конкурентными отношениями не только между фирмами (межфирменная конкурентная среда), но и между товарами-конкурентами (товарная конкурентная среда) [29, с.98].
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы
Конкурентный статус является сложной экономической категорией, которую можно рассматривать на следующих уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей (предприятий), отраслей и страны. Все эти уровни взаимосвязаны, и оценка их состояния определяется в первую очередь способностью конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В дальнейшем под влиянием состояния дел на первом уровне складывается конкурентоспособность на всех других уровнях: предприятий, отраслей и страны.
По мнению М. Портера: «Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта, рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [28, с.324].
Понятие конкурентного статуса предприятия трактуется неоднозначно. Конкурентоспособность фирмы может быть определена, как её сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за её пределами. Это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции [45, с.235]. Так же конкурентный статус предприятия предполагает его способность осуществлять эффективный контакт с потребителями, поставщиками, партнерами и конкурентами. Взаимодействие с потребителями осуществляется через куплю-продажу товара, с поставщиками через куплю-продажу ресурсов, необходимых для производства, взаимодействие с партнерами через торговлю услугами и взаимодействие с конкурентами через систему организационных мер, текущих и перспективных, реализующих активность фирмы в конкурентной среде.
Конкурентный статус предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара. «Конкурентоспособность товара» (услуги) означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик, требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [19, с.146].
Для того, чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определённых характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара [4, с.105].
Технические параметры. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному классу (виду). Они включают в себя:
- параметры назначения - характеризуют полезный эффект от эксплуатации и использования продукции, и обуславливающие область её применения.
- эргономические параметры - характеризующие систему «человек-изделие-среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых условиях.
- конструктивные параметры – отражают конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надёжность, долговечность, ремонтопригодность).
- эстетические параметры - характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю и т. п.
Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам, он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.
Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся цена товара, затраты на транспортировку и хранение, а также все текущие эксплуатационные затраты [4, с.89].
Факторами, определяющими конкурентоспособность товара, являются:
Качество товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество - это основа конкурентоспособности.
«Качество продукции» – это совокупность свойств товара, характеризующих степень его пригодности удовлетворять определенные потребности населения, в соответствии с назначением продукции» [35, с.645]. Товар должен удовлетворять потребности покупателей, а если он ещё и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей - статусных, психологических, возрастных, духовных, то успех ему на рынке обеспечен.
На качество товаров (услуг) влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, то есть зависят от деятельности самого предприятия. Их разделяют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.
Технические факторы существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новых технологий, применение новых материалов, более качественного сырья.
Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала [39, с.178].
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию товара, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования за производство высококачественной продукции.
Социально-психологические факторы влияют на создание здоровых условий работы, гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников[32, с.495].
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним можно отнести: требования рынка, то есть покупателей, конкуренцию и т. д. Цена товаров и услуг. «Цена - это денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины, затраченного на производство товара общественного необходимого рабочего времени» [44, с.69]. Установление правильной цены на товар (услугу) - это залог настоящей и будущей рентабельности организации, поскольку последствия ценовых решений для текущей рентабельности могут оказаться самыми существенными, как в смысле получения дополнительной прибыли, так и понесения денежного ущерба [30, с.54].
Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий [2, с.169].
Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой стороны создается платёжеспособный спрос на продукцию производителей оборудования [45, с.267].
Насыщенность рынка, спрос и предложение - это последний фактор, оказывающий влияние на конкурентоспособность товара.
Конкурентный статус является важной интегральной характеристикой деятельности предприятия, но ее повышение не должно становиться само целью. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, располагаемых ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной конкурентной стратегии в целях получения желаемых результатов деятельности [24, с.396].
Но, чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке.
В целях своевременного наличия приоритетов и эффективной стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, руководство фирмы должно постоянно осуществлять текущий контроль и анализ конкурентных преимуществ на рынке своего предприятия и конкурирующих фирм, предлагающих аналогичные по потребительскому спросу товары или услуги [20, с.147].
Распознавание, определение характера, признаков, выявление причин отклонений в состоянии конкурентной среды осуществляются с помощью диагностики, которая является средством, методом и инструментарием всестороннего исследования маркетинговых и, в частности, конкурентных отношений [33, с.96].
Диагностика, как процесс выявления сильных и слабых сторон, как своей фирмы, так и фирм конкурентов, дает возможность избежать антагонистических конфликтов в процессе взаимодействия конкурентов и более эффективно планировать и использовать свои силы и ресурсы.
Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества фирмы являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.
Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные конкуренты, является существенным фактором конкурентной ситуации на рынке. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [48].
Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним [13, с.7].
Информация о работе Повышения конкурентного статуса организации