Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций и предложений по повышению конкурентного статуса организации.
Объектом исследования в работе является конкурентный статс предприятия.
Предметом настоящего исследования: повышение конкурентного статуса предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ…………………………………..………..
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции...……………………………….........................
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы……………………………………………………...
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………................................
1.4 Исследование конкурентоспособности организации в целом...…………………………...
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия………………………………….....
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ ……………………..................
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»………………….................................
2.2 Оценка конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
2.3 Рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса
НПФ «УГМК-Перспектива» …………………………………
2.4 Экономическое обоснование и расчет эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Далее производится оценка значимости для потребителя каждого из параметров. В качестве удобного и надежного метода применятся метод экспертных оценок – метод попарного сравнения параметров: принимается шкала перевода качественных оценок в количественные оценки (пятибалльная шкала); далее по результатам опроса экспертов (экспертная группа состоит из специалистов в области строительства и производства стройматериалов), строится матрица попарных сравнений [18, с.98]. Производятся расчеты, по результатам, которых выводятся коэффициенты конкурентоспособности для каждого из рассматриваемых предприятий. Далее по результатам оценок строится многоугольник конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов, используется определенный масштаб измерений (в виде балльных оценок) [33, с.96]. Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам (рис. 2)
Рис.2 Многоугольник конкурентоспособности [38, с.520].
Далее разрабатываются план мероприятий по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест.
Результаты исследования всех аспектов деятельности конкурентов используются для определения, с кем из них можно конкурировать и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности [18, с99].
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия
Процесс управления конкурентоспособностью включает в себя анализ конкурентных позиций своего предприятия и предприятий-конкурентов, планирование и организация необходимых мер по повышению конкурентоспособности предприятия (в соответствии с результатами анализа). Возможными путями повышения конкурентоспособности предприятия могут быть следующие мероприятия:
1. Постоянное использование нововведений. Разработка и практическая реализация планов нововведений на сегодняшний день становится необходимым жизненным атрибутом и главным фактором получения конкурентных преимуществ и выживания российских предприятий в условиях жесткой конкуренции [47].
2. Поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара. Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству [46].
3. Выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам. Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие. Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях. Повышение качества продукции позволяет [32, с.201]:
- увеличить повышение качества товаров и услуг;
- улучшить структуру экспорта;
- осуществить на практике НТП и пр.
4. Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию. В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора, и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Новые рынки сбыта решающим образом могут изменить конкурентоспособность товара и рентабельность сбытовой деятельности [46].
5. Квалифицированный персонал. Персонал компании - важнейший источник конкурентных преимуществ. Компания должна быть ориентирована на рациональное использование внутрифирменных трудовых ресурсов, эффективное распределение людей по рабочим местам, обеспечение наиболее оптимальных условий для раскрытия природных дарований работников. Цель компании на рынке стройматериалов, быть лидером по качеству товара, обслуживанию клиентов и объёму продаж. Умение ее руководителей наделить должными полномочиями и заинтересовать сотрудников. К основным качествам сотрудников, которые производят товар высокого качества, относятся следующие:
- профессионализм. Приобретение требуемых навыков и знаний предполагает постоянное повышение квалификации персонала;
- осознание каждым сотрудником компании важности его участия в процессе производства;
- честность и порядочность. Сотрудники должны вызывать к себе доверие потребителей;
- коммуникабельность. Сотрудники фирмы должны понимать проблемы потребителей и эффективно предоставлять им всю необходимую информацию.
Наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности предприятия [37, с.85].
6. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
7. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей. Маркетинговые исследования фирмы - систематический сбор, анализ и отражение данных, необходимых для решения тактических и стратегических задач, стоящих перед фирмой на том или ином рынке в тех или иных условиях. Главной задачей маркетинговых исследований внешней коммерческой среды и внутренней деятельности самого предприятия является ответ на вопрос о том, какие меры следует предпринять фирме для завоевания или поддержания собственной конкурентоспособности. Для этого фирма должна знать о своих возможностях (сильных и слабых сторонах) и о сильных и слабых сторонах конкурентов. Таким образом, вопрос о конкурентоспособности фирмы и методах ее достижения является основным в рамках маркетинговых исследований фирмы, вообще, и маркетинговых исследований конкуренции на рынке в частности [17, с.227].
8. Анализ конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе [16, с.103].
9. Поддержание контактов с научно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции. При проведении НИОКР следует учесть [32, с.118]:
- маркетинговые характеристики рынка;
- конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении;
- конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов;
- социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.
10. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий. Эффективное планирование рекламной деятельности фирмы состоит в принятии решений, их осуществлении и оценке полученных результатов. Руководство должно обеспечить тщательное планирование взаимосвязанных элементов комплекса рекламной деятельности для получения максимально возможного эффекта [48].
Мы рассмотрели общие рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия. Но все организации индивидуальны, и те мероприятия, которые подходят одному предприятию повысить свой конкурентный статус, могут совершенно не подойти другому предприятию. Поэтому в разработке плана по повышению конкурентного статуса, необходимо учитывать индивидуальные особенности предприятия, его слабые и сильные стороны.
Таким образом, изучив теоретические основы таких понятий, как конкуренция и конкурентоспособность, мы пришли к выводу, что конкуренция это самый эффективный метод взаимной координации действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Выяснили, что конкурентоспособность можно рассматривать на следующих уровнях: конкурентоспособность товара, предприятия, отрасли, страны. Конкурентоспособность предприятия - это понятие сложное и весьма неоднозначное, и может быть определено, как его сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны, так и за её пределами.
Конкурентный статус предприятия напрямую зависит от конкурентоспособности товара. Существуют следующие факторы, которые определяют конкурентоспособность товара: это качество товаров/услуг, цена товаров/услуг, уровень квалификации персонала и менеджмента, уровень технологии на предприятии, насыщенность рынка, спрос и предложение.
Также выяснили, что все предприятия делятся на четыре уровня конкурентоспособности. Предприятия первого уровня рассматривают маркетинг как функцию, чуть более важную, чем другие функции (финансы, кадры, производство). Предприятия второго уровня - для этих предприятий маркетинг, основная функция управления. Предприятия третьего уровня – у этих предприятий удовлетворение нужд, запросов потребителя главная контрольная функция управления. У предприятий четвертого уровня удовлетворение нужд запросов потребителя главная контрольная функция предприятия, маркетинг главная интегрирующая функция.
Существуют множество факторов влияющие на конкурентоспособность предприятия, среди них можно выделить следующие факторы: финансовое положение предприятия, передовые технологии, квалифицированные кадры, эффективная маркетинговая деятельность. Для исследования конкурентоспособности мы рассмотрели модель «пяти сил конкуренции» М. Портера, которая поможет выяснить нам, какие конкурентные силы являются доминирующими в данной отрасли и оценить позиции своего предприятия в конкурентной борьбе.
Для анализа конкурентоспособности своей фирмы в сравнении с конкурентами, а также выявления слабых и сильных сторон предприятия, наиболее удобным и показательным методом является сравнительный анализ с построением многоугольника конкурентоспособности, представляющего собой графическое отображение оценок положения своего предприятия и предприятий – конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности. Для построения многоугольника собирается информация о конкурентах, информация обрабатывается службой маркетинга во взаимодействии с другими службами предприятия, далее составляется экспертная группа. Экспертная группа оценивает деятельность своего предприятия и конкурентов, по результатам опроса строится матрица попарных сравнений, далее производится расчет коэффициента конкурентоспособности каждого предприятия и строится многоугольник конкурентоспособности, который помогает выявить сильные и слабые стороны своего предприятия. Затем разрабатывается план мероприятий по закреплению сильных сторон и ликвидации слабых мест. Мы предложили возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия. На основании изученного теоретического материала в следующей главе мы рассмотрим конкурентоспособность предприятия на примере конкретной фирмы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»
Согласно Федеральному закону №75-ФЗ от 07.05.1998 г., НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.
Соответственно, НПФ будет выплачивать как минимум два вида пенсий: накопительную часть будущей трудовой пенсии и негосударственную (дополнительную) пенсию, которая формировалась за счет личных средств граждан или дополнительных взносов работодателя по корпоративным пенсионным программам. В первом случае выплата накопительной части будет производиться пожизненно согласно положениям статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» по формуле: НЧ=ПН/Т, где ПН - сумма всех пенсионных накоплений застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости. Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии (19 лет или 228 месяцев). По такой формуле выплата накопительной части будет рассчитываться для всех, независимо от того, где размещалась эта часть - в НПФ или ПФР, и выплачиваться она будет ежемесячно. Во втором случае негосударственная пенсия, сформированная за счет личных средств граждан (вкладчиков фонда), будет выплачиваться согласно условиям пенсионного договора, заключенного между фондом и вкладчиком.
При наступлении пенсионных оснований фонд на основании заявления вкладчика о назначении ему негосударственной пенсии назначит и будет выплачивать негосударственную пенсию. Выплата пенсии может осуществляться в зависимости от выбранной пенсионной схемы: в определенном размере до исчерпания средств на пенсионном счете или в течение определенного периода времени (от 5 лет и более). Выплачиваться негосударственная пенсия будет ежемесячно.
Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.
Однако заработная плата в России обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой обеспечения их же, но в будущем. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Трудящиеся граждане в настоящее время совершенно не представляют, какую пенсию они будут получать через 3-5 лет, не говоря о 10-15, причем размер пенсии практически не связывается с их вчерашними, сегодняшними и завтрашними трудовыми усилиями.
Размер этой будущей платы и условия ее получения существенно влияют на мотивацию работников уже сегодня, через посредство лояльности по отношению к своему работодателю и правительству.
Информация о работе Повышения конкурентного статуса организации