Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:12, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка комплекса рекомендаций и предложений по повышению конкурентного статуса организации.
Объектом исследования в работе является конкурентный статс предприятия.
Предметом настоящего исследования: повышение конкурентного статуса предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ…………………………………..………..
1.1 Понятие конкуренции и виды конкуренции...……………………………….........................
1.2 Конкурентный статус товара и фирмы……………………………………………………...
1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………................................
1.4 Исследование конкурентоспособности организации в целом...…………………………...
1.5 Пути повышения конкурентного статуса предприятия………………………………….....
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОГО СТАТУСА НПФ «УГМК-ПЕРСПЕКТИВА» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ПОВЫШЕНИЮ ……………………..................
2.1 Общая характеристика НПФ «УГМК-Перспектива»………………….................................
2.2 Оценка конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
2.3 Рекомендации и предложения по повышению конкурентного статуса
НПФ «УГМК-Перспектива» …………………………………
2.4 Экономическое обоснование и расчет эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентного статуса НПФ «УГМК-Перспектива»………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера. Они имеются в значительном количестве стран.
Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих факторах, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства [38, с.309].
Из сказанного выше можно сделать вывод, что в наибольшей степени, возможно, повысить конкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.
И, наконец, еще один принцип классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую [40, с.20].
Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М.Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон
Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности предприятия, западные специалисты предлагают всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.
При этом под внешними факторами следует понимать:
Во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики, государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания, государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.
Во-вторых, факторами конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.
К третьей группе внешних факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности [9, с.204].
К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются [16, с.467].
1.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом
В настоящее время отсутствует общепринятая методика исследования конкурентоспособности предприятия. В промышленно развитых странах действуют различные методики оценки конкурентоспособности фирм и компаний. Эти методики носят не описательный, а конкретно-экономический, количественный характер [23, с.68].
Целью проведения исследования позиций фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий, а также разработки комплекса мероприятий по повышению своей конкурентоспособности[36, с.234]. Для этого необходимо провести исследования следующих двух кругов проблем. Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе. Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы по сравнению с другими фирмами данной отрасли.
Прежде всего, требуется определиться с перспективами данного бизнеса, то есть рассмотреть первый круг проблем.
Для этого мы используем модель «пяти сил конкуренции» М. Портера, определяющую привлекательность отрасли, а также помогающую определить, какие конкурентные силы являются доминирующими в этой отрасли, и оценить позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в данной отрасли. Согласно исследованиям, известного английского учёного, авторитета в области конкуренции М. Портера состояние конкуренции на определённом рынке можно охарактеризовать пятью конкурентными силами [5, с.78]: 1. Угроза вторжения новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4. Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли. Кратко рассмотрим эти конкурентные силы. (рис.1)
Потенциальные конкуренты |
конкурентов
Поставщики |
| Конкуренты в отрасли |
| Покупатели |
Способность Способность
поставщиков покупателей
торговаться торговаться
Товары- заменители |
Рис. 1. Модель пяти сил конкуренции М. Портера [38, с.423]
Угроза появления новых конкурентов насколько серьёзной является эта угроза, зависит от наличия барьеров для входа и реакции существующих конкурентов. Если барьеры входа высоки, и претенденты сталкиваются с мощным противодействием прочно укоренившихся в отрасли конкурентов, очевидно, что новички не будут представлять серьезной опасности в плане вторжения. Существуют шесть основных предпосылок, создающих барьеры для входа
1. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Компании, относящиеся к этой категории, сдерживают вторжение претендентов, вынуждая их либо входить в отрасль в большом масштабе производства, либо заранее согласиться с завышенными издержками (и, соответственно, с низкой прибыльностью). Экономия, обусловленная ростом масштабов в производстве, исследовании, маркетинге и сфере услуг, является, вероятно, основным барьером для входа в отрасль.
2. Привычность марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача.
3. Потребность в капитале. Чем больше величина необходимых инвестиций для обеспечения успешного входа на рынок, тем меньше желающих проникнуть на этот рынок, особенно если эти инвестиции связаны с невозвратными затратами, такими как предварительная реклама или научно-исследовательские работы.
4. Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты, безусловно, должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров или услуг. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль
5. Более высокие издержки. Фирмы, занимающие прочные позиции, могут иметь преимущество по издержкам, недоступное для потенциальных конкурентов, независимо от их размеров и возможных масштабов производства.
6. Политика правительства. Правительство может лимитировать или даже вовсе исключить вторжение в отрасли такими методами, как лицензирование и ограничения в доступе к источникам сырья (пример: розничная торговля спиртными напитками).
Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену, переключения на использования нового продукта которая, может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и так далее. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов[6, с.143].
Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.
Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
2. Наличием возможности смены поставщиков.
3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:
1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.
2. Затратами, связанными с этим переключением.
3. Объемом закупаемых продуктов.
Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов [37, с. 85].
Информация о работе Повышения конкурентного статуса организации