Применение системы социально-психологических методов управления в Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Амурский государственный университет

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра М и П

 

 

 

 

 

                                            КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Применение системы социально-психологических методов управления в Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школе

По дисциплине Менеджмент

 

 

 

Исполнитель

студент 534 группы                                                                      Е.Г. Смирнова

 

Руководитель                                                                                

доцент.,к.э.н.            ___________________________________ Г.Ф.Чечета

 

Нормоконтроль                                                                             

доцент.,к.э.н.           ____________________________________Г.Ф.Чечета

 

 

 

Благовещенск 2008

 

 РЕФЕРАТ

 

Работа 63 с., 11 таблиц, 22 источника, 4 приложения, 6 рисунков.

 

Система социально-психологических  методов, коллектив, личность, психологический климат в коллективе, корпоративный дух, управление, менеджер, управленческая структура, стиль руководства, трудовой коллектив.

 

Цель работы – рассмотреть  систему социально-психологических  методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                       4               

1 Теоретические основные  системы социально-психологических методов    

    управления                                                                                       

    1.1 Сущность  и место социально - психологических  методов                           6                                                       

    1.2 Особенности  социальных - психологических методов  управления           14                           

2 Анализ применения  системы социально-психологических  методов 

   управления в  Усть-Ивановской МСОШ

   2.1 Краткая  финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской 

         МСОШ                                                                                                               20

  2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ                                25

   2.3 Оценка использования социально-психологических методов       

          управления в Усть-Ивановской  МСОШ                                                       33

3 Пути улучшения использования системы социально-психологических   

   методов                                 

3.1 Предложения  по улучшению использования социально  - психологических 

            методов                                                                                                             42

3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –

      психологических методов                                                                              45           

Заключение                                                                                                                  47                      Библиографический список                                                                                       49

Приложение  А Показатели       для   оценки         эффективности

                           аппарата управления   МСОШ                                                      51        

Приложение  Б Тест «Определение   стиля руководства»                                    52                                           

Приложение В  Тест «Оценка самоконтроля в общении»                                     60

Приложение  Г  Тест «Определение восприятие индивидом  группы»                  61                                                     

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление – это  системный процесс планирования, организации мотивирования и  контроля, позволяющий сформировать и достичь целей организации. Управлять – значит приводить  к успеху других.

Поэтому развитие общества на современном этапе требует выработки сбалансированного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем. И соответственно новой концепции менеджмента, которая интегрирует все современные подходы и системы. Менеджмент исследует, прежде всего, социально - экономические отношения людей, складывающиеся в процессе управления. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.

В связи с этим система социально-психологических методов играет огромную роль. В центре внимания современного менеджмента — человек, он рассматривается как основа организации, её главная ценность и источник её благополучия. В настоящее время исследователи и практики менеджмента большое внимание уделяют социальным и психологическим аспектам управления, вопросам охраны здоровья персонала, оценке соответствия интеллектуальных и физических возможностей человека возлагаемым на него ролям.

Установлено, что результаты труда зависят от целого ряда психологических  факторов. Умение учитывать эти факторы  и с их помощью целенаправленно  воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.

На основании вышеизложенного, считаем тему курсовой работы актуальной.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ социально-психологических методов управления, анализ и оценка применения систем социально-психологических методов управления в МСОШ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических  основ социально - психологических  методов управления в Усть-Ивановской  МСОШ;

- анализ применения  системы социально – психологических  методов управления в Усть-Ивановской  МСОШ;

- оценка использования социально - психологических методов управления в Усть-Ивановской МСОШ;

- предложить мероприятия по улучшению системы социально-психологических методов в менеджменте организации.

Объектом исследования курсовой работы является Усть-Ивановская муниципальная средняя общеобразовательная школа.

Предметом исследования — система социально-психологических методов, применяемых в школе.

Период исследования – 2005 - 2007 годы.

Теоретической базой исследования послужили учебная  и научная литература отечественных и зарубежных авторов.

Информационной  основой для выполнения курсовой работы явились  бухгалтерские отчетности, статистические отчетности Усть-Ивановской МСОШ.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО -

   ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Сущность и место социально – психологических методов

Социально-психологические  методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии.

Специфика этих методов  заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. 

Эти методы направлены как  на группу сотрудников, так и на отдельные  личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия; и психологические методы, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения. Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:

-диагностики профессиональной  пригодности работников;

-оптимального подбора  и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;

-регулирования межличностных  отношений в коллективе;

-повышение эффективности  стимулирования деятельности работников;

-повышение эффективности  воспитательной работы в коллективе  и укрепления дисциплины;

-рационализации трудовых  прочесов/7 с.119/.

Деятельность социально-психологических  служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:

-исследование коллективов  и отдельных групп, постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;

-социальное проектирование – разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;

-консультативная деятельность  – оказание помощи руководителям  производства, обучение персонала/7 с.120/.

Социально-психологические  методы предполагают два направления  воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого сотрудника, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности. Сегодня к этим методам можно отнести материальную мотивацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор и др. /4 с.215/.

Каждый метод управления персоналом имеет свои более сильные  и более слабые стороны, абсолютных, идеальных методов не существует. Поэтому перед руководителем встает несколько задач /10 с.110/:

•  стремиться найти  те методы управления, которые имеют  с точки зрения стоящей задачи наибольший потенциал воздействия;

•  умело сочетать те или иные методы управления, чтобы их комбинация максимально мотивировала подчиненных выполнить данное задание.

На рисунке 1 можно подробно рассмотреть методы управления персоналом /11 с.293/.

 

Социально-психологические методы управления персоналом



потребности

 

  мотивы

 

 

Учет личных харак-к

 

Способы псих-го воздействия

 

Социологические методы управления


 

-Физиолог-ие

-Безопасности

-Принадлежно

сти к соц-ой группе

-Признания и уважения

-Самовыраж-я

-Достижения

-Соучастия

-Властвования

-Статусные

 

-Условие труда

-Заработная плата

-Отношения в коллективе

-Степень контроля  за работой

-Политика фирмы

-Карьера

-Признание и одобрение

-Высокая степень ответственности

-Возмож-ти

повышения квалификации

 

-Тип личности

-Темперамент

-Направленность личности

-Характер

-Способности

-Привычки

-Поведение

-Чувства и эмоции

-Стрессы

-Личностные характеристики

 

-Внушение

-Убеждение

-Подражание

-Вовлечение

-Принуждение

-Побуждение

-Осуждение

-Требование

-Запрещение

-Командование

-Обманутое 

ожидание

-«Взрыв»

-Метод Сократа

-Намек

-Похвала

-Критка

-Просьба

 

-Социал-е потребности

-Соц-е планиер-е

-Установление норм

поведения

-Создание психологического климата

-Управление конфликтами

-Форм. и неформ отношения

-Профессиональный отбор

-Управление карьерой

-Участие в управлении

-Корпоративная

культура

Информация о работе Применение системы социально-психологических методов управления в Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школе