Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.
Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Амурский государственный
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра М и П
На тему: Применение системы социально-психологических методов управления в Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школе
По дисциплине Менеджмент
Исполнитель
студент 534 группы
Руководитель
доцент.,к.э.н. ______________________________
Нормоконтроль
доцент.,к.э.н. ______________________________
Благовещенск 2008
РЕФЕРАТ
Работа 63 с., 11 таблиц, 22 источника, 4 приложения, 6 рисунков.
Система социально-психологических методов, коллектив, личность, психологический климат в коллективе, корпоративный дух, управление, менеджер, управленческая структура, стиль руководства, трудовой коллектив.
Цель работы – рассмотреть
систему социально-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность
и место социально - психологических
методов
6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения
системы социально-
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской
МСОШ
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской
МСОШ
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения
по улучшению использования
методов
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов
Заключение
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ
Приложение
Б Тест «Определение
стиля руководства»
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении»
Приложение
Г Тест «Определение восприятие индивидом
группы»
61
ВВЕДЕНИЕ
Управление – это
системный процесс
Поэтому развитие общества на современном этапе требует выработки сбалансированного подхода к решению экономических, социальных и экологических проблем. И соответственно новой концепции менеджмента, которая интегрирует все современные подходы и системы. Менеджмент исследует, прежде всего, социально - экономические отношения людей, складывающиеся в процессе управления. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.
В связи с этим система социально-
Установлено, что результаты труда зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % - от умения работать с людьми.
На основании вышеизложенного, считаем тему курсовой работы актуальной.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических основ социально-психологических методов управления, анализ и оценка применения систем социально-психологических методов управления в МСОШ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение теоретических
основ социально - психологических
методов управления в Усть-
- анализ применения
системы социально –
- оценка использования социально - психологических методов управления в Усть-Ивановской МСОШ;
- предложить мероприятия по улучшению системы социально-психологических методов в менеджменте организации.
Объектом исследования курсовой работы является Усть-Ивановская муниципальная средняя общеобразовательная школа.
Предметом исследования — система социально-психологических методов, применяемых в школе.
Период исследования – 2005 - 2007 годы.
Теоретической базой исследования послужили учебная и научная литература отечественных и зарубежных авторов.
Информационной основой для выполнения курсовой работы явились бухгалтерские отчетности, статистические отчетности Усть-Ивановской МСОШ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии.
Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на две основные группы: социологические методы, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия; и психологические методы, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения. Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:
-диагностики профессиональной пригодности работников;
-оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;
-регулирования межличностных отношений в коллективе;
-повышение эффективности
стимулирования деятельности
-повышение эффективности
воспитательной работы в
-рационализации трудовых прочесов/7 с.119/.
Деятельность социально-
-исследование коллективов и отдельных групп, постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;
-социальное проектирование – разработка рекомендации в части социального развития коллективов и др.;
-консультативная деятельность
– оказание помощи
Социально-психологические методы предполагают два направления воздействия на поведение сотрудника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, а с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого сотрудника, что в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности. Сегодня к этим методам можно отнести материальную мотивацию, гуманизацию труда, профессиональный отбор и др. /4 с.215/.
Каждый метод управления персоналом имеет свои более сильные и более слабые стороны, абсолютных, идеальных методов не существует. Поэтому перед руководителем встает несколько задач /10 с.110/:
• стремиться найти те методы управления, которые имеют с точки зрения стоящей задачи наибольший потенциал воздействия;
• умело сочетать те или иные методы управления, чтобы их комбинация максимально мотивировала подчиненных выполнить данное задание.
На рисунке 1 можно подробно рассмотреть методы управления персоналом /11 с.293/.
Социально-психологические методы управления персоналом |
потребности |
мотивы |
|
Учет личных харак-к |
Способы псих-го воздействия |
Социологические методы управления |
-Физиолог-ие -Безопасности -Принадлежно сти к соц-ой группе -Признания и уважения -Самовыраж-я -Достижения -Соучастия -Властвования -Статусные |
-Условие труда -Заработная плата -Отношения в коллективе -Степень контроля за работой -Политика фирмы -Карьера -Признание и одобрение -Высокая степень -Возмож-ти повышения квалификации |
-Тип личности -Темперамент -Направленность личности -Характер -Способности -Привычки -Поведение -Чувства и эмоции -Стрессы -Личностные характеристики |
-Внушение -Убеждение -Подражание -Вовлечение -Принуждение -Побуждение -Осуждение -Требование -Запрещение -Командование -Обманутое ожидание -«Взрыв» -Метод Сократа -Намек -Похвала -Критка -Просьба |
-Социал-е потребности -Соц-е планиер-е -Установление норм поведения -Создание психологического климата -Управление конфликтами -Форм. и неформ отношения -Профессиональный отбор -Управление карьерой -Участие в управлении -Корпоративная культура |