Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.
Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.
8. Характер приказов руководителя:
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьба руководителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение руководителя
к критике со стороны
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику
только со стороны вышестоящих
д) не реагирует на критику.
10. Поведение руководителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что руководитель не стремиться пополнить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11. Распределение ответственности
между руководителем и
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает
ответственность вышестоящих
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12. Отношение руководителя
к своим заместителям и
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом
очень квалифицированных
13. Эмоциональная
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;
г) в начале исполнители довольны, что отсутствует руководитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходиться уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15. Характер обращения руководителя с подчиненными:
а) всегда обращается к
подчиненным вежливо и
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16. Участие членов коллектива в управлении:
а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко руководитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива.
17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) руководитель стремиться к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные бояться руководителя;
д) руководитель недостаточно
пресекает нарушения
18. Характер общения руководителя с исполнителями:
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает и о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять в общении с ними.
19. Характер принятия решений по руководству коллективно:
а) руководитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;
в) "старается решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решения;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21. Предоставление
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели
г) исполнители предоставлены самим себе;
д) предоставляет подчиненными самостоятельность лишь время от времени.
22. Отношение руководителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляет ни сам, ни его подчиненные.
24. Характер требовательности руководителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) он требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
25. Отношение руководителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26. Привлечение членов
коллектива к выработке
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в
27. Отношение руководителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Таблица 10 — Ключ к тесту по определения стиля руководства
Вариант |
а |
б |
в |
г |
д |
1 |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
К-2 |
2 |
Д-3 |
К-2 |
П-1 |
К-3 |
П-3 |
3 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1;П-2 |
К-2 |
4 |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5 |
К-3 |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-3 |
Д-2 |
7 |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8 |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-3 |
9 |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10 |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12 |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-3 |
13 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
К-3 |
15 |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
16 |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-3 |
— |
17 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
18 |
Д-3 |
К-3 |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19 |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
П-3 |
20 |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21 |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22 |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
24 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
П-3 |
К-2 |
25 |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26 |
К-2 |
К-3 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
27 |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-3 |
Сумма |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тест «Оценка самоконтроля в общении»
1.Мне кажется трудным искусством подражать привычкам других людей.
2.Я бы, пожалуй, мог
свалять дурака, чтобы привлечь
внимание или позабавить
3.Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4.Другим людям иногда
кажется, что я переживаю, что-
5.В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6.В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному
7.Я могу отстаивать только то в чем я искренне убежден.
8.Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть.
9.Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
Оценка результатов: по одному баллу начисляется ответ «Н» за 1,5,7 вопросы и ответ «В» - на все остальные.
0-3 балла - показывают низкий коммуникационный контроль, т.е ваше поведение устойчиво и вы не считаете нужным меняться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему раскрытию в общении от чего некоторые считают вас «неудобными» по причине вашей прямолинейности.
4-6 баллов - говорят о среднем коммуникативном контроле. Вы искренне, но не сдержаны в своих эмоциональных проявлениях. Однако считаетесь в своем поведении с окружающимися людьми.
7-10 баллов указывают на высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Тест «Определение восприятия индивидом группы»
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:
А - знает больше, чем я;
Б - все вопросы стремится решать сообща;
В - не отвлекает внимания руководителя.
2. Лучшими руководителями являются те, которые:
А - имеют индивидуальный подход;
Б - создают условия для помощи со стороны других;
В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.
3. Я рад, когда мои коллеги:
А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;
Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;
В - помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
А - некому помогать;
Б - мне мешают при выполнении задачи;