Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.
Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективною психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденции деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
К психологическим факторам относятся:
1) морально-психологический климат в коллективе;
2) сплоченность работников;
3) психологическая совместимость людей в коллективе;
4) уровень психологического давления коллектива на своих членов, степень конформизма (единства мнений). /2 с.62/:
Каждый человек, вступив в трудовой коллектив, сознательно или подсознательно начинает ощущать на себе влияние психологического климата, норм, порядка и правил, установленных в нем.
На формирование морально-психологического климата в коллективе воздействуют многие обстоятельства и побудительные мотивы деятельности людей. Среди них важное место занимают такие, как главные цели, ради которых создан к работает данный коллектив; способы и средства достижения поставленных целей; общепринятые нормы и правила взаимоотношений; справедливое, с точки зрения каждого работника, распределение работы и обязанностей и др. Все это составляет предмет каждодневной работы менеджера, в особенности с теми людьми, которые недавно вступили в коллектив /3 с.137/.
Важное значение для создания благоприятного психологического климата в коллективе имеет стиль руководства. Вежливый и демократичный руководитель возможен лишь в соответствующем коллективе, где морально-нравственные нормы находятся на высоком уровне. Это порождает определенные, устойчивые и прочные правила поведения членов коллектива, их внутренние убеждения по отношению к работе и своим товарищам.
Благоприятный климат в коллективе позволяет значительно поднять эффективность труда, создать атмосферу взаимной поддержки и помощи, где сообща вырабатываются пути решения проблем и добиваются их разрешения. Неблагоприятный климат, «плохое» настроение работников резко снижают результативность труда, создают множество проблем для руководителей.
Таким образом, морально-психологический климат трудового коллектива при его благоприятном характере способствует созданию такого психологического состояния его членов, при котором люди удовлетворены своей работой, а коллектив постепенно сплачивается, обретает все новые и новые силы.
Сплоченность зависит от множества причин. Трудно, а порой и невозможно сплотить коллектив за короткое время. В каждом отдельном случае этот период различен. Быстрее данный процесс протекает там, где руководитель коллектива энергичный, целеустремленный, знает, как повлиять на людей, чтобы они сплотилась. Еще лучше, если менеджер стал лидером коллектива, за ним идут, ему верят, подражают, объединяются вокруг него и его идей /9 с.85/.
Для достижения психологической
совместимости людей в
Учет таких условий важен, но недостаточен. Чтобы обеспечить такую совместимость, необходимы конкретные действия менеджера /17 с.69/:
Коллектив постоянно оказывает свое психологическое воздействие на каждого работника. Это происходит не только при личных контактах, когда товарищи непосредственно выражают свое отношение к действию или поступку коллеги, но и тогда, когда человек собирается поступить по-своему. Во всех случаях он должен учитывать то, что скажут или подумают о нем и его действиях сослуживцы.
В арсенале менеджера
среди множества средств
Психология изучает и прогнозирует поведение индивида, возможности изменения поведения личности, выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям или поступкам людей. Современная психология делает акцент на приемы восприятия, обучения и тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных методов, оценку степени удовлетворенности работой, психологические аспекты процессов принятия решений /15 с.59/.
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО -
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСТЬ -
ИВАНОВСКОЙ МСОШ
2.1 Краткая финансово - экономическая характеристика Усть –
Ивановской МСОШ
Усть - Ивановская муниципальная средняя общеобразовательная школа была открыта в ноябре 2004 года после окончания строительства нового здания школы, хотя свою историю школа начала с 1961 года как основная общеобразовательная. Основной вид деятельности обучение учащихся по общеобразовательным программам. Финансирование школы осуществляется за счет федерального фонда местного бюджета и спонсорских средств.
Федеральный фонд (субвенция) – 5151716 рублей или 71 %.
Администрация Благовещенского района (местный бюджет) – 2066666 рублей – 29 %. Итого 7218382 рублей – 100 %.
Спонсорских денег школа, в общем, собирает в среднем до 50000 рублей.
Школа имеет столовую на 80 мест, в которой питаются 110 ребят (в основном младшие классы - комплексный обед 10 рублей) и осуществляется лоточная торговля с доходом в среднем 54000 рублей в год. Данный вид дохода возвращается в столовую. Полученные от торговли деньги используются на приобретение бензина для подвоза продуктов питания, на покупку салфеток, одноразовых стаканов, дезинфицирующих и моющих средств, полотенец, ветоши, марли, посуды и др.
Цель работы столовой
– полноценное питание
Цель лоточной торговли – разнообразить рацион питания школьников, содержание столовой.
Процентная накрутка (торговая надбавка) на реализуемый товар – 15 %.
В ассортименте лоточной торговли такие продукты как: йогурт, соки, фрукты, бутерброды, молоко, сдоба, газ. вода и т.д.
Ассортимент реализуемой продукции формируется согласно санитарно – гигиенических норм и спроса учащихся и педагогов школы.
Помимо общеобразовательных
услуг, школа предоставляет
Так же в школе есть свой ансамбль «Мармеладки» состоящий из трех учениц, он существует уже 4 года и участвует в различных межрайонных конкурсах. Учитель музыки проводит кружок для ансамбля и также для всех желающих школьников.
В школе есть свой психолог, который не только преподает уроки, но и ведет бесплатные консультации ученикам в отведенное для этого время. Также МСОШ помогает малообеспеченным семьям (их детям), т.е. проводятся не большие денежные сборы либо помощь вещами.
В здании школы, точнее в подвале расположен тренажерный зал, где бесплатно преподает тренер различные виды занятий, таких как кик-боксинг, рукопашный бой, бокс и др. В тренажерном зале могут заниматься как школьники, так и желающие жители села. Школьные спортсмены участвуют в различных межрайонных соревнований от школы.
В школе проводятся различные
организаторские мероприятия. В
праздничные дни школьники
Так же в МСОШ в компьютерном классе есть платный интернет, где ученики могут воспользоваться услугами всемирной сети.
В школе помимо Усть - Ивановских школьников учатся, и дети с других близ лежащих сел. В школе есть автобус, который привозит и развозит школьников или предоставляет другие виды услуг по перевозке людей. МСОШ имеет свой живой уголок, состоящий из морских свинок, попугайчиков, рыбок, черепах и ящериц, за которыми ухаживают школьники.
На школьном участке имеется и свое небольшое поле, где школьники и учителя в предназначенные для этого дни сажают картофель, капусту, морковь и свеклу. Все сельскохозяйственные продукты используется в школьной столовой, что в свою очередь помогает сэкономить бюджет школы.
Учащиеся учатся в две смены, с 1-5 класс в первую смену, а с 6-11 класс во вторую смену.
Рассмотрим основные экономические показатели объекта исследования. Данные приведем в таблице 1. Источником информации являются показатели форм годовой отчетности за 2005,2006 и 2007 годы.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности Усть-Ивановской МСОШ
Показатели |
2005 год
|
2006 год |
2007 год |
Изменения в тыс. руб. |
Темп прироста в % | ||
2006 к 2005 |
2007 к 2006 |
2006 к 2005 |
2007 к 2006 | ||||
1.Выручка от реализации продукции, в тыс. руб. |
70 |
74 |
74,5 |
4 |
0,5 |
10,5 |
0,6 |
2.Себестоимость реализованной продукции в тыс. руб. |
43 |
43 |
45 |
- |
2 |
- |
0,4 |
3.Численность работников, чел. |
25 |
25 |
26 |
- |
1 |
- |
0,4 |
4.Численность школьников, чел. |
480 |
485 |
490 |
5 |
5 |
1,0 |
1,0 |
5.Средняя стоимость основных средств, в тыс.руб. |
4515 |
4514 |
4519 |
-1 |
-5 |
9,9 |
0,1 |
6.Фонд оплаты труда, в тыс. руб. |
150,5 |
150 |
150,6 |
-0,5 |
0,6 |
9,7 |
0,3 |
7.Прибыль от реализации продукции, в тыс. руб. |
54 |
55,2 |
55,5 |
1,2 |
0,3 |
2,2 |
0,5 |
8.Прочие расходы, в тыс. руб. |
45,5 |
44,3 |
45,8 |
-1,2 |
1,5 |
7,3 |
3,3 |
9.Прочие доходы, в тыс. руб. |
50 |
45,2 |
45,1 |
-4,8 |
-0,1 |
0,4 |
9,7 |