Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.
Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61
Развлекательную программу можно сделать с подарками для большего интереса. Расходы на приобретение сувениров потребуют примерно 1500 руб.
Таким образом, общие расходы на организацию этого мероприятия составят: 5760+1500=7260 руб. Такие расходы приемлемы для учителей и в полнее их устраивают.
Предполагаемый экономический
эффект от таких мероприятий можно
оценить после роста
Таким образом, попытаемся просчитать предполагаемый экономический эффект используя данные за 2006 год (приложение Е) и выясним насколько важно поднятие корпоративного духа.
По данным таблицы 20 видно, что недоработка составляет 2 день (план-факт). Рассчитаем потери: (план-факт) * число работников * продолжительность рабочего дня = (280-278)*42 *7,8=655,2 часов. Затем определим среднечасовую выработку продукции одним рабочим: ВП/число работников/число дней, отработанных одним работником по факту/ продолжительность рабочего дня = 4208,000/42/280/7,8 = 45,9 тыс.руб. Найдем резерв увеличения выпуска продукции: 45,9*655,2=30074 тыс.р. Следовательно, поднятие корпоративного духа приведет к увеличению производительности труда, что, несомненно, отразится на прибыли всего предприятия. А так как прибыль будет увеличена, то это прямо отразится на работниках предприятия в виде повышения заработной платы, премиальных и других выплат, что улучшит использование социально-психологических методов на предприятии в виде вознаграждения персонала. Если сравнить полученную величину (30074 тыс.р.) с той, которая необходима для организации мероприятий (12288 тыс.р.), то увидим, выгоду как для работников (здоровый климат коллектива, дружеские отношения, заинтересованность в общем результате, психологическая и физическая разрядка, дополнительные премии), так и для всего предприятия.
Основываясь на вышеизложенном, считаем, что поставленная цель достигнута, и исследование по теме курсовой работы носит законченный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе была рассмотрена
система социально-психологичес
В настоящее время на любом предприятии все больше внимания уделяется человеческим ресурсам. Доказано, что персонал, в частности его отношение к работе, к своей роли в организации и к ней самой, непосредственно влияет на эффективность всей компании.
Социально – психологические методы управления используются обычно в сочетании с экономическими и организационно распорядительными методами, что повышает эффективность их воздействия.
Практическая часть
исследования по теме выполнена на
примере Усть-Ивановской муниципальной
средней общеобразовательной
В ходе исследования по теме курсовой работы нами были рассмотрены все теоретические основы системы социально-психологических методов управления.
По управленческой структуре данной организации можно сделать следующие выводы:
1) структура предприятия
является линейно-функционально
2) степень централизации является достаточно низкой. Последствия ухудшения качества работы каждого отдельно взятого звена, для всей системы в целом, будут не очень значительны. Важнейшие позиции в управленческой структуре занимают директор и завуч школы, именно они являются главными элементами, координирующими работу всей системы;
3) система имеет минимальную избыточность, т.е. соотношение между эффективностью и надежностью оптимально;
4) данная система управления целостна, связи гармоничны, нет свободных несвязанных концов.
5) распределение связей между элементами равномерно.
Можно сделать вывод, что управленческая структура Усть-Ивановской МСОШ имеет высокие характеристики.
Проведя исследование системы
социально-психологических
1) стиль управления персоналом не является лучшим для данного коллектива и требует изменения и улучшения;
2) даже если коллектив сложился давно, он не достаточно общается между собой, каждый занят своими делами и времени на общения нет.
3) так же выявлен один человек, который набрал больше всех отрицательное влияние на психологический климат;
4) слабо развито моральное стимулирование работников.
Для решения этих проблем были предложены в третьей части следующие решения:
- провести мероприятия по смене существующего стиля руководства на коллегиальный;
- поднятия корпоративного духа.
После оценки эффективности предложений по улучшению использования
социально-психологических методов, в школе улучшился социально-психологический климат в группе, учителя стали больше общаться и уделять друг другу времени, выезды на природу и школьные мероприятия (КВН, спортивные игры и др.) благоприятно повлияли на взаимоотношения состава работников, также произошло сплочение между директором и учителями школы.
Таким образом, считаем, что тема работы раскрыта, а цель достигнута.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Абрютина М.С. Анализ финансово экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, О.В. Грачев — М.: Дело и сервис, 2002. — 272с.
2 Багриновский К.А., Бендиков
М.А., Исаева М.К., Хрусталев Е.Ю.
Корпоративная культура в
3 Белковский А.Н., Хачатуров А.Е. Эволюция человечества и социальное управление // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — №6 —С.136-139.
4 Вачугов Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова — М.: Высшая школа, 2003. — 376с.
5 Веснин В.Р. Менеджмент / В.Р.Веснин – М.: ТК Велби, 2007. – 504с.
6 Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н.Герчикова – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2005. - 511с.
7 Глухов В.В. Менеджмент / В.В.Глухов – СПб.: Питер,2007. – 608с.
8 Голубицкая Е.А. Экономика связи /Е.А. Голубицкая, Г.М. Жигульская — М.: Радио и связь, 2003. — 392с.
9 Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — №4 — С.84-95.
10 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин — М.: Новое знание, 2003. — 336с.
11 Королева В.И. Менеджмент / В.И.Королева – М.: Экономистъ,2005. – 432с.
12 Лукашевич В.В. Менеджмент / В.В.Лукашевич, Н.И.Астахова – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. – 255с.
13 Молодчик А.В. Менеджмент: стратегия, структура, персонал, знание / А.В.Молодчик – М.: ГУВШЭ, 2005. – 296с.
14 Попов В.П. Генезис мотивации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — №3 — С.52-55.
15 Потеряхин П.Л. Психология управления / П.Л. Потеряхин. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 359с.
16 Прокофьева Т.Н. Социономика. Алгебра и геометрия человеческих отношений / Т.Н. Прокофьева — М.: Гном-Пресс, 2002. — 108с.
17 Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480с.
18 Психология менеджмента / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова — С-П.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. — 572с.
19 Саханова А.Н.Исследование влияния социально-психологического климата коллектива на производительность труда // Менеджмент в России и за рубежом. —2005. – №2 – С.124-128.
20 Старобинский Э.Е. Психологические тесты для деловых людей / Э.Е. Старобинский — М.: Гном-Пресс, 2001. — 247с.
21 Струкова О.С., Пушных В.А. Деловая культура России: измерение по Г. Хофстиду // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — №2 — С.71-77.
22 Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом. — 2003. — №4 — С.73-81.
управления
Показатель |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Число работников МСОШ (чел.) |
25 |
25 |
26 |
Число работников аппарата управления МСОШ (чел.) |
2 |
2 |
2 |
Средняя заработная плата одного работника школы (в руб.) |
4400 |
4400 |
5790 |
Средняя заработная плата одного работника аппарата управления (в руб.) |
8250 |
8250 |
8250 |
Валовая продукция (тыс. руб.) |
64 |
65,5 |
65,5 |
Прочие расходы аппарата управления (тыс. руб.) |
45,5 |
44,3 |
45,8 |
Прибыль балансовая (тыс. руб.) |
50 |
45,2 |
45,1 |
Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.) |
43 |
43 |
45 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Тест «Определение стиля руководства»
1. Распределение полномочий между руководителями и подчиненными:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия руководителя
в критических (напряженных)
а) В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями,
руководитель начинает более тесно
взаимодействовать в
д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
3. Контакты руководителя с подчиненными:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с подчиненными, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы
коллектива в отсутствие
а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.
5.Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль деятельности подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7.Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношения людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;