Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:04, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть систему социально-психологических методов, выявить недостатки в существующей системе социально-психологических методов, используемых в МСОШ, предложить мероприятия по их оптимизации. Результат работы — проведение анализа управленческой структуры Усть-Ивановской муниципальной средней общеобразовательной школы и системы социально-психологических методов, используемых в МСОШ, разработка рекомендаций по их улучшению.
Введение 4
1 Теоретические основные системы социально-психологических методов
управления
1.1 Сущность и место социально - психологических методов 6
1.2 Особенности социальных - психологических методов управления 14
2 Анализ применения системы социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ
2.1 Краткая финансово – экономическая характеристика Усть-Ивановской
МСОШ 20
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ 25
2.3 Оценка использования социально-психологических методов
управления в Усть-Ивановской МСОШ 33
3 Пути улучшения использования системы социально-психологических
методов
3.1 Предложения по улучшению использования социально - психологических
методов 42
3.2 Эффективность предложений по улучшению использования социально –
психологических методов 45
Заключение 47 Библиографический список 49
Приложение А Показатели для оценки эффективности
аппарата управления МСОШ 51
Приложение Б Тест «Определение стиля руководства» 52
Приложение В Тест «Оценка самоконтроля в общении» 60
Приложение Г Тест «Определение восприятие индивидом группы» 61
Из таблицы видно, что выручка от реализации продукции растет, если в 2005 году она составляла 70000 рублей, то уже в 2007 она составляет 74500 рублей это значит, что лоточная торговля в последний период все больше пользуется спросом. Себестоимость реализованной продукции за 3 года вырос на 2000 рублей. Численность работников за исследуемый период прибавилось на одного человека, это можно объяснить тем, что численность школьников растет, следовательно, идет дополнительный набор учителей. Численность школьников в 2005 году составляло 480 человек, в 2006 году – 485, а в 2007 году уже 490 школьников. Фонд оплаты труда за три года возрос, хотя и был спад в 2006 году. Прочие расходы в 2005 году составляли 45500 рублей, то в 2007 году – 45800 рублей. Это объясняется тем, что за последние годы идет рост цен, дополнительный ремонт, починка автобуса и др. В тоже время идет сильный спад прочих доходов, в 2005 году – 50000 рублей, в 2006 году – 45200 рублей и в 2007 году – 45100 рублей.
Наглядно рассмотрим на рисунке 2 показатели школы – это прочие расходы и доходы, выручка и прибыль от реализации продукции.
Рисунок 2 – Экономические показатели Усть-Ивановской МСОШ
Так же в таблице 2 можно рассмотреть тип школы.
Таблица 2 – Тип Усть – Ивановской МСОШ
Признаки |
Типы |
Усть-Ивановская МСОШ |
1.По способу возникновения |
Естественная |
|
Искусственная |
+ | |
2.По правовому регулированию |
Официальная |
+ |
Неофициальная |
||
3.По характеру внутренних контактов |
Формальная |
+ |
Не формальная |
||
4.По отношению к своим членам организации |
Первичная |
+ |
Вторичная |
||
5.По механизму воздействия |
Механическая |
+ |
Органическая |
||
6.По целям организации |
Деловая |
+ |
Общественная |
||
7.По формам собственности |
Государственная |
|
Муниципальная |
+ | |
Частная |
||
8.По сферам хозяйственной деятельности |
Первого цикла |
|
Второго цикла |
||
Третьего цикла |
+ | |
Четвертого цикла |
||
9.По коммерческим результатам |
Коммерческая |
|
Не коммерческая |
+ | |
10.По размерам |
Крупная |
|
Средняя |
||
Малая |
+ |
Из таблицы видно, что школа является искусственно созданной, по
правовому регулированию – официальная, по характеру внутренних контактов - формальная, по отношению к своим членам организации является первичной, по механизму воздействия – механическая, по целям организации она деловая, по формам собственности является муниципальной школой, по сферам хозяйственной деятельности школа третьего цикла, по коммерческим результатам она не коммерческая, по размерам школа является малой.
2.2 Эффективность управления Усть-Ивановской МСОШ
Для начала рассмотрим управленческой структуры Усть-Ивановской МСОШ представленной ниже на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура управления Усть-Ивановской муниципальной
средней общеобразовательной
Для того чтобы нам рассчитать матрицу смежности нужно рассмотреть структуру организационного управления МСОШ, которая показана ниже на рисунке 4.
Состав учителей
Рисунок 4 – Организационная структура Усть-Ивановской
муниципальной средней общеобразовательной
школы
Для того чтобы нам
производить следующие
Рисунок 5 – Древовидная структура управления МСОШ
Для начала в таблице 3 рассмотрим функции каждого элемента.
Таблица 3 — Основные функции звеньев управленческой структуры школы
Звено |
Функция |
Директор школы |
Руководство школой для эффективной работы всех подразделений. Издает приказы о назначении на должности работников, их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, в том числе ведет бухгалтерские дела. Также преподает уроки алгебры и геометрии в школе. Использует социально-психологические методы воздействия на коллектив. |
Завуч |
Является заместителем директора, осуществляет контроль за учителями, а также преподает уроки географии и экологии. Так же как и директор школы использует социально-психологические методы воздействия на коллектив. |
Учитель физкультуры |
Обучает школьников различным спортивным играм, гимнастикой, ведет спортивные секции в неурочное время. |
Продолжение таблицы 3 | |
Учитель математики |
|
Учитель младших классов | |
Учитель английского языка | |
Учитель истории | |
Учитель литературы и | |
Учитель физики и информатики | |
Учитель биологии и химии |
Обучение учеников, контроль за живым уголком. |
Учитель психологии |
Ведет прием бесплатных консультаций, обучение школьников. |
Учитель музыки и ИЗО и МХК |
Преподавание уроков, ведение музыкального кружка и ведение организаторских дел. |
Учитель труда (для девочек) |
Обучение девочек кулинарным навыкам, рукоделием ит.д. |
Учитель труда (для мальчиков) |
Обучение мальчиков различным поделкам, вырезкой по дереву и т.д. |
Охранник школы |
Охраняет школьный участок и само здание. |
Водитель |
Контроль за поддержанием
технического состояния |
Уборщица |
Ведет частоту в школьных коридорах и в классах. |
Библиотекарь |
Контроль за книжками, выписка журналов и книг. |
Заведующий хозяйством |
Контроль над сохранностью имеющихся на складе различных материалов, моющих средств, столов, стульев и т.д. |
Повар |
Готовить для школьников
комплексное питание, моет |
Таблица показывает, что каждый элемент организационной структуры школы имеет определенные функции и операции, требуемые к выполнению.
Существует множество
методик для глубокого и
Матрица сложности позволяет определить ранг элементов, которые показывают связь элементов структуры друг с другом, силу этой связи.
r=Р/∑Р,
где Р — число связей (вес);
r — ранг элемента.
1 — наличие связи.
|
r |
0,18 |
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,34
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
1,00
| |
Р² |
81 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
289 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
394 | ||
Р |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
17 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
50 | ||
Таблица 4 — Матрица смежности
|
Наличие связей между элементам |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|||
25 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
| |||||
24 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
| |||||
23 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
| |||||
22 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
| |||||
21 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
| |||||
20 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
| |||||
19 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
| |||||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
15 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
14 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
13 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
12 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
11 |
|
|
|
|
|
|
1 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
10 |
1 |
|
|
|
|
|
|
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||
9 |
1 |
|
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
8 |
1 |
|
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
1 |
|
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
1 |
|
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
5 |
1 |
|
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
4 |
1 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
3 |
1 |
х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
2 |
1 |
х |
|
||||||||||||||||||||||||||
1 |
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
∑ |
Анализируя матрицу сложности, можно сделать вывод, что ранг элементов достаточно низок, т.е. сила связи элементов друг с другом слаба.
Последствия ухудшения
качества работы каждого отдельно взятого
звена, для всей системы в целом,
будут не очень значительны. Наибольший ранг имеют первый
и десятый элементы. Важнейшие позиции
в управленческой структуре занимают
директор школы и завуч, именно они являются
главными элементами, координирующими
работу всей системы.
Показатель связанности
структуры характеризует
0,5*∑Р≥m или 0,5*∑Р≥n-1
где 0,5*∑Р — показатель связанности структуры;
m — количество связей;
n — число элементов.
Подставив в формулу значения, получились следующие цифры: 25 > 25
Проведя это сравнение, можно сделать вывод. Что данная система целостна, связи гармоничны, нет свободных несвязанных концов, соблюдаются условия связанности. Обеспечение целей предприятия звеньями — полнoe, каждое звено имеет свою цель. Эти цели в свою очередь решают общую (главную) задачу предприятия.
Для проведения комплексного анализа необходимо исследовать избыточность системы, т.е. превышение общего числа элементов и связей над их минимальным числом. Оценив избыточность, можно сделать выводы о надежности и экономичности структуры. Эти три показателя находятся в тесной связи друг с другом. Например, чем выше избыточность, тем больше надежность, но ниже экономичность. Следовательно, при построение управленческой структуры, нужно стремиться найти оптимальное соотношение.
R=m/(n-1)-1,
где R — структурная избыточность.
Подставим значения: 25/(26-1) – 1=0
Т.е. R=0, это означает, что система имеет минимальную избыточность, т.е. соотношение между эффективностью и надежностью оптимально.