Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении понятий: планирование, бизнес-план и разработки бизнес-плана на основе деятельности ООО «Вера» на основе теоретического и практического анализа.
Введение 3
Глава 1. Назначение бизнес-планирования, сущность и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия. 6
1.1. Необходимость составления планов и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия 6
1.2. Структура и основные разделы бизнес-плана 9
1.3. Организация разработки бизнес-плана 15
1.4. Характеристика системы планов на предприятии 20
Глава 2. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия на примере ООО «Вера». 24
2.1. Социально-экономическая характеристика организации 24
2.2. Анализ бизнес-среды организации 27
Глава 3. Разработка технико-экономического обоснования бизнес-плана для предприятия ООО «Вера» 30
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему) [1].
Классификация
бизнес-планов по объектам бизнеса
представлена на рис. 1. В рамках одной
организации может разрабатываться весь
комплекс целей и отдельные бизнес-планы
по приведенной выше типологии.
Рис.1.
Типология бизнес-планов
по объектам бизнеса
[7]
В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:
Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из 2 и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует определенное время, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом [2].
Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.
Традиционно бизнес-план разрабатывается для банков - кредиторов. В большинстве западных банков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятии решений о выделении кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.
Для всех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общие выгоды составления бизнес-плана:
Выгоды, которые получают менеджеры при составлении бизнес-плана:
Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могут оценить:
Кроме того, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Основной и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его базе уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из пользователей интересуют только те моменты, которые создают гарантии его собственных интересов. Для банков, страховых компаний и инвесторов — это прежде всего финансовая устойчивость фирмы. Для сбытовых фирм — качество, новизна, цена продукции [7].
Составление
бизнес-плана — кропотливая
Бизнес-план является своеобразным «атласом дорог» для организации и в качестве такового должен постоянно совершенствоваться, дорабатываться по мере изменения внешних и внутренних условий. Бизнес-план, профессионально составленный, но «пылящийся» в ящике у руководителя, абсолютно ничего не стоит. Каждый бизнес-план является уникальным документом, представляющим конкретную организацию. Это особенно важно, если бизнес-план разрабатывается с целью получения инвестиций.
Функции бизнес-плана обычно подразделяют на внутренние и внешние по отношению к фирме.
К внутренним функциям бизнес-плана относят:
1) разработку стратегии развития фирмы и конкретизацию отдельных направлений ее деятельности;
4) подготовку и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;
подбор
нового персонала и
контроль за финансовыми результатами ее деятельности;
7) формирование благоприятного имиджа фирмы среди ее персонала;
8) предупреждение
банкротства и выход из
Внешние функции бизнес-плана сводятся к следующему:
а) привлечение инвестиций для реализации проекта;
б) обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников;
в) получение банковских кредитов;
г) обеспечение успешной реализации акций фирмы на финансовых рынках;
д) организационно-финансовое обеспечение создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;
е) разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп;
ж) обоснование
необходимости и
з) формирование благоприятного имиджа фирмы в масс-медиа[8].
Бизнес – план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования и поэтому занимает важное место в системе планов предприятия [2].
В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в виде долговременной стратегической программы развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих к тому же контролирующую функцию [5].
Если предприятие стремится найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организации общих проектов или согласованных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.
В целом система планирования представляет собой процесс формирования планов развития предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предыдущие периоды и стратегии работы на будущие периоды. Заключается в составлении планов сверху вниз, т.е. разработанный руководством предприятия общий типовой план разбивается нижележащими ступенями планирования на частные планы, затем уточняется и служит следующему уровню планирования типовым планом; при этом достигается соответствие целевых установок частных планов целевой установке развития деятельности всего предприятия[1].
Долгосрочное планирование предполагает разработку дальнесрочных и долгосрочных планов. Долгосрочный прогноз служит основой для выбора стратегических приоритетов – основы среднесрочного планирования.
Исходным пунктом разработки стратегического развития предприятия служит среднесрочное планирование. Именно здесь, в рамках среднесрочного планирования составляются бизнес – планы. Стратегический план может предусматривать возможные альтернативные варианты в зависимости от изменения внешних и внутренних условий развития предприятия. Стратегический план следует публиковать, чтобы он служил директивой для правительства и государственного сектора и стратегическим ориентиром для инвесторов[3]. Здесь, именно в рамках бизнес-планирования – решение принимается по реализации на одном из сегментов рынка, с периодом утверждения, в рамках сроков реализации проекта.
Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планированием предприятия и долгосрочным планированием. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времен, как правило, 3 – 5 лет. Общей чертой среднесрочного и долгосрочного планирования является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план основан на глубоких маркетинговых исследованиях, но не содержит программ действий, что является характерной особенностью, например планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения.
И, уже, реализация стратегического плана и программ и их взаимная увязка осуществляются с помощью индикативных планов – среднесрочных краткосрочных. По временной протяженности индикативные планы разделяются на среднесрочные (на период 3 – 5 лет), краткосрочные (год). Взаимосвязь между ними понятна: годичные планы являются конкретизацией среднесрочных индикативных проработок и отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых параметров[7].
Поэтому именно среднесрочные бизнес – планы становятся основной, системообразующей точкой реализации стратегических планов.
Краткосрочное планирование, как правило, осуществляется в рамках финансового планирования (например, прогнозируется баланс или отчет о прибылях и убытках, движении денежных средств на год, квартал).
Итак, бизнес – план – документ перспективный, поэтому является этапом стратегического (перспективного) планирования в системе планов предприятия.
Также, подчеркивает роль бизнес – плана в системе планов предприятия то, что именно в рамках бизнес – плана учитываются определенные риски для данного проекта группам рисков.
Информация о работе Разработка бизнес-плана создания малого предприятия