Разработка бизнес-плана создания малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 21:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении понятий: планирование, бизнес-план и разработки бизнес-плана на основе деятельности ООО «Вера» на основе теоретического и практического анализа.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Назначение бизнес-планирования, сущность и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия. 6
1.1. Необходимость составления планов и место бизнес-плана в планировании деятельности предприятия 6
1.2. Структура и основные разделы бизнес-плана 9
1.3. Организация разработки бизнес-плана 15
1.4. Характеристика системы планов на предприятии 20
Глава 2. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия на примере ООО «Вера». 24
2.1. Социально-экономическая характеристика организации 24
2.2. Анализ бизнес-среды организации 27
Глава 3. Разработка технико-экономического обоснования бизнес-плана для предприятия ООО «Вера» 30
Заключение 42
Список использованной литературы 44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ММБ.doc

— 1.81 Мб (Скачать документ)

   Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации, как вне фирмы, так и внутри ее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему) [1].

   Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса  представлена на рис. 1. В рамках одной организации может разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. 

Рис.1. Типология бизнес-планов по объектам бизнеса [7] 

     В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ, от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.

   Широко  применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера:

  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • выпуск акций в закрытых компаниях типа ООО и ЗАО или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;
  • обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т. д.

   Существуют  определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, например одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из 1 предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из 2 и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в общий бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует определенное время, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются планируемые показатели на текущий год. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом [2].

   Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Менеджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственником, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирующий орган.

   Традиционно бизнес-план разрабатывается для  банков - кредиторов. В большинстве  западных банков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-плана является обязательным, но не достаточным условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятии решений о выделении кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.

   Для всех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общие  выгоды составления бизнес-плана:

  • Оценка возможностей проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ли коммерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться на бумаге», гипотетически проверить возможности дол начала реального дела.
  • Установление целей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление развития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры и времени поступления доходов и расходов?
  • Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для выполнения плана?

   Выгоды, которые получают менеджеры при  составлении бизнес-плана:

  • Уяснение идей;
  • Создание команды;
  • Практика в проведении анализа и презентации;
  • Помощь в получении денег.

   Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могут оценить:

  • Степень ликвидности и риска проекта;
  • Качество управления.

   Кроме того, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Основной и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его базе уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из пользователей интересуют только те моменты, которые создают гарантии его собственных интересов. Для банков, страховых компаний и инвесторов — это прежде всего финансовая устойчивость фирмы. Для сбытовых фирм — качество, новизна, цена продукции [7].

   Составление бизнес-плана — кропотливая работа, ведь фирме работать по этому плану. Имеется множество примеров, когда появление новых направлений развития компании или производство новых продуктов являлось результатом детального изучения бизнеса.

   Бизнес-план является своеобразным «атласом дорог» для организации и в качестве такового должен постоянно совершенствоваться, дорабатываться по мере изменения внешних и внутренних условий. Бизнес-план, профессионально составленный, но «пылящийся» в ящике у руководителя, абсолютно ничего не стоит. Каждый бизнес-план является уникальным документом, представляющим конкретную организацию. Это особенно важно, если бизнес-план разрабатывается с целью получения инвестиций.

   Функции бизнес-плана обычно подразделяют на внутренние и внешние по отношению  к фирме.

К внутренним функциям бизнес-плана относят:

1) разработку  стратегии развития фирмы и  конкретизацию отдельных направлений ее деятельности;

  1. разработку и осуществление проектов создания новой продукции (услуг);
  2. оценку научного, технико-технологического, производственного, организационного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов;

4) подготовку и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования;

 подбор  нового персонала и переобучение  рабочих и специалистов фирмы;

 контроль  за финансовыми результатами  ее деятельности;

7) формирование  благоприятного имиджа фирмы среди ее персонала;

8) предупреждение  банкротства и выход из кризисных  ситуаций.

Внешние функции бизнес-плана сводятся к следующему:

а) привлечение  инвестиций для реализации проекта;

б) обоснование  для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников;

в) получение  банковских кредитов;

г) обеспечение  успешной реализации акций фирмы  на финансовых рынках;

д) организационно-финансовое обеспечение создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности;

е) разработка и осуществление мероприятий  по созданию финансово-промышленных групп;

ж) обоснование  необходимости и перспективности  приватизации государственных предприятий;

з) формирование благоприятного имиджа фирмы в масс-медиа[8].

1.4. Характеристика системы планов на предприятии

   Бизнес  – план является как инструментом для привлечения инвестиций, так  и основой внутрифирменного планирования и поэтому занимает важное место  в системе планов предприятия [2].

   В зависимости от характера деятельности планирование выступает или в  виде долговременной стратегической программы  развития предприятия, или в виде оперативных планов-графиков, выполняющих  к тому же контролирующую функцию [5].

   Если предприятие стремится найти инвесторов или партнеров для достижения определенной цели (создание совместного предприятия, организации общих проектов или согласованных действий на рынке), то ему необходимо, кроме четкого представления о предлагаемом бизнесе, убедить инвесторов или партнеров, что оно способно грамотно и эффективно наладить новое дело и управлять им. Для этих целей служит выработанный мировой экономической практикой бизнес-план, который по содержанию и назначению представляет собой плановый документ, имеющий многоцелевой характер.

   В целом система планирования представляет собой процесс формирования планов развития предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предыдущие периоды и стратегии работы на будущие периоды. Заключается в составлении планов сверху вниз, т.е. разработанный руководством предприятия общий типовой план разбивается нижележащими ступенями планирования на частные планы, затем уточняется и служит следующему уровню планирования типовым планом; при этом достигается соответствие целевых установок частных планов целевой установке развития деятельности всего предприятия[1].

   Долгосрочное  планирование предполагает разработку дальнесрочных и долгосрочных планов. Долгосрочный прогноз служит основой  для выбора стратегических приоритетов – основы среднесрочного планирования.

   Исходным  пунктом разработки стратегического развития предприятия служит среднесрочное планирование. Именно здесь, в рамках среднесрочного планирования составляются бизнес – планы. Стратегический план может предусматривать возможные альтернативные варианты в зависимости от изменения внешних и внутренних условий развития предприятия. Стратегический план следует публиковать, чтобы он служил директивой для правительства и государственного сектора и стратегическим ориентиром для инвесторов[3]. Здесь, именно в рамках бизнес-планирования – решение принимается по реализации на одном из сегментов рынка, с периодом утверждения, в рамках сроков реализации проекта.

   Хотя  для малых предприятий может  разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планированием предприятия и долгосрочным планированием. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времен, как правило, 3 – 5 лет. Общей чертой среднесрочного и долгосрочного планирования является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план основан на глубоких маркетинговых исследованиях, но не содержит программ действий, что является характерной особенностью, например планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения.

   И, уже, реализация стратегического плана  и программ и их взаимная увязка осуществляются с помощью индикативных планов –  среднесрочных краткосрочных. По временной протяженности индикативные планы разделяются на среднесрочные (на период 3 – 5 лет), краткосрочные (год). Взаимосвязь между ними понятна: годичные планы являются конкретизацией среднесрочных индикативных проработок и отличаются большей детализацией параметров, а также меньшим разбросом интервально устанавливаемых параметров[7].

   Поэтому именно среднесрочные бизнес – планы становятся основной, системообразующей точкой реализации стратегических планов.

   Краткосрочное планирование, как правило, осуществляется в рамках финансового планирования (например, прогнозируется баланс или  отчет о прибылях и убытках, движении денежных средств на год, квартал).

   Итак, бизнес – план – документ перспективный, поэтому является этапом стратегического (перспективного) планирования в системе  планов предприятия.

   Также, подчеркивает роль бизнес – плана  в системе планов предприятия то, что именно в рамках бизнес – плана учитываются определенные риски для данного проекта группам рисков.

Информация о работе Разработка бизнес-плана создания малого предприятия