Развитие системы стратегического менеджмента для малых предприятий (на примере фирмы ООО "Чистый мир")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:32, дипломная работа

Описание

Основная цель данной работы – провести анализ развития стратегического менеджмента на малых предприятиях и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия на рынке бытовой химии.

Работа состоит из  1 файл

Развитие системы стратегического менеджмента для малых организаций на примере ООО Чистый мир.doc

— 488.50 Кб (Скачать документ)

              

   ВВЕДЕНИЕ

      Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

    Системы внутрифирменного управления развивались по мере укрупнения бизнеса и роста нестабильности внешней среды от интуитивного управления до стратегического менеджмента. Однако методика внутрифирменного управления формировалась применительно к крупным предприятиям. Управление малым бизнесом до сих пор осуществляется преимущественно на интуитивном уровне[50 c76].

    Для обеспечения качественного роста  предприятий малого бизнеса необходимо формирование внутренних и внешних  условий. Созданию внешних условий  развития способствует реализация мероприятий  государственной поддержки, а основным внутренним резервом является совершенствование системы управления малым предприятием.

    Эффективность внедрения в систему управления крупным предприятием таких технологий как стратегический менеджмент доказана теорией и практикой. Но единого мнения исследователей по вопросу внедрения данных технологий в систему управления малым предприятием нет. Некоторые авторы полагают, что ограничение ресурсов малого предприятия и непредсказуемость внешней среды делают возможный эффект от внедрения весьма сомнительным. На наш взгляд, стратегическое управление имеет более существенное значение для малых предприятий, нежели для крупных компаний, так как у них более низкая маржа безопасности и намного меньше финансовых ресурсов, на которые можно будет полагаться в случае, если что–либо пойдет не так. Таким образом, предприятиям малого бизнеса жизненно важно осуществлять стратегическое управление. Ограниченность ресурсов малых предприятий не исключает использование в управлении эффективных технологий, а лишь требует соответствующей корректировки существующих методик.

    Без разработанной программы действий невозможно не только развитие предприятия, но и обеспечение жизнеспособности в краткосрочной перспективе. В  условиях непредсказуемого изменения внешней среды текущее решение проблем руководителем малого предприятия – это лишь исправление того, что было сделано в прошлом – такой подход не может быть успешным.

    Стратегическое  управление дает возможность не только успешно реагировать на изменения  внешней среды, но и влиять на нее в нужном для предприятия направлении. В основе стратегических решений лежит выбор такого поведения в текущий момент, которое обеспечивало бы процветание организации в будущем[27 c.23].

    Система стратегического менеджмента дает предприятиям малого бизнеса множество преимуществ. Она помогает понять и оценить текущее положение дел, сформировать ясное стратегическое видение и миссию организации, оценить внутренние преимущества и недостатки, и сосредоточить все силы на том, что действительно представляет стратегическую важность, установить правильные цели и определить задачи, мобилизовать средства для их успешного достижения и решения задач, применять упреждающие и профилактические действия и др.

    Актуальность  темы исследования. В настоящее время малые и средние предприятия функционируют в условиях постоянного роста нестабильности внешней среды. При этом скорость изменений во внешней среде увеличилась настолько, что малые и средние предприятия не успевают отреагировать и приспособиться к окружающей обстановке. Проблемы вызывает не только неожиданность изменений, но и то, что они становятся все более непривычными и неожиданными, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий. В этих условиях чрезвычайно важной становится способность предприятия планировать и организовать свое будущее развитие (прогнозировать перспективы развития своей деятельности, оценить внутренние возможности фирмы, координировать действия всех подсистем предприятия для достижения поставленных целей). Для малых и средних предприятий это особенно важно, так как их ресурсы ограничены.

    Основная  цель данной работы – провести анализ развития стратегического менеджмента на малых предприятиях и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия на рынке бытовой химии.

    Объектом  исследования являются малые предприятия  (на примере ООО «Чистый мир»).

    Предмет исследования – особенности организации  стратегического менеджмента на малых предприятиях.

    В соответствии с целью дипломной  работы основными задачами являются:

    - изучив литературу по данной теме, раскрыть сущность и значение стратегического менеджмента;

    - изучить принципы организации  стратегического менеджмента на  малых предприятиях;

    - рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Чистый мир»;

    - проанализировать развитие стратегического  менеджмента на предприятия ООО «Чистый мир»;

    - разработать мероприятия по совершенствованию  стратегического менеджмента ООО  «Чистый мир».

    Дипломная работа содержит три главы: в первой главе описываются теоретические  основы стратегического менеджмента; во второй главе был проведен анализ системы стратегического менеджмента ООО «Чистый мир»; в третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию системы стратегии ООО «Чистый мир».

      Методологическую основу исследования  составляют научные труды российских  и зарубежных ученых, экономистов,  законодательные и нормативные  акты Российской Федерации по  изучаемой проблематике.  В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, системный анализ изучаемых явлений и результатов.                                                            В процессе выполнения работы были также использованы экономико-статистические методы сбора и обработки информации, методы сравнительного анализа, обобщение и математический аппарат.                            

    Теоретической базой исследования послужили труды  отечественных и зарубежных ученых-экономистов  по теориям стратегического управления, организации – таких как Абрютина М.С., Глухов В.В., Кибанов А.Я., Мотышина М.С.. Был также проанализирован и обширный спектр литературы по проблемам стратегии, стратегического менеджмента, исследования систем управления, авторами которой являются зарубежные экономисты. Нормативно-правовую базу составили Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативные и программные документы.

    Практическая  значимость исследования состоит в  том, что на основе полученных результатов был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию стратегии ООО «Чистый мир». 

    Глава I. Теоретические основы стратегического менеджмента

    1.1. Сущность и задачи  стратегического  менеджмента

    Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды[32, с.89].

    На  сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения  понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

    Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.

    McDonnel и Ansoff разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегий (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению так и стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностях, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегии. Это определяется, скорее, всего, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.

    По  мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический выбор, стратегический анализ и реализацию стратегии.

    В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, который направляется руководству. Высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных задач или целей, в то же время, обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.

    Считается, что существо стратегического менеджмента заключается в постановке фундаментальных целей организации, выборе задач, в наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации[14 c.15].

    Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.

    Содержанием стратегического менеджмента являются:

    - определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

    - анализ внешней среды фирмы;

    - анализ ее внутренней обстановки;

    - выбор и разработка стратегии  фирмы;

    -  анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

    -  выбор степени интеграции и систем управления;

    -  управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

    - определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

    -   обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

    -    совершенствование стратегии, структуры, управления.

Информация о работе Развитие системы стратегического менеджмента для малых предприятий (на примере фирмы ООО "Чистый мир")