Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:32, дипломная работа
Основная цель данной работы – провести анализ развития стратегического менеджмента на малых предприятиях и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия на рынке бытовой химии.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. По этим причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.
Системы внутрифирменного управления развивались по мере укрупнения бизнеса и роста нестабильности внешней среды от интуитивного управления до стратегического менеджмента. Однако методика внутрифирменного управления формировалась применительно к крупным предприятиям. Управление малым бизнесом до сих пор осуществляется преимущественно на интуитивном уровне[50 c76].
Для
обеспечения качественного
Эффективность внедрения в систему управления крупным предприятием таких технологий как стратегический менеджмент доказана теорией и практикой. Но единого мнения исследователей по вопросу внедрения данных технологий в систему управления малым предприятием нет. Некоторые авторы полагают, что ограничение ресурсов малого предприятия и непредсказуемость внешней среды делают возможный эффект от внедрения весьма сомнительным. На наш взгляд, стратегическое управление имеет более существенное значение для малых предприятий, нежели для крупных компаний, так как у них более низкая маржа безопасности и намного меньше финансовых ресурсов, на которые можно будет полагаться в случае, если что–либо пойдет не так. Таким образом, предприятиям малого бизнеса жизненно важно осуществлять стратегическое управление. Ограниченность ресурсов малых предприятий не исключает использование в управлении эффективных технологий, а лишь требует соответствующей корректировки существующих методик.
Без
разработанной программы
Стратегическое управление дает возможность не только успешно реагировать на изменения внешней среды, но и влиять на нее в нужном для предприятия направлении. В основе стратегических решений лежит выбор такого поведения в текущий момент, которое обеспечивало бы процветание организации в будущем[27 c.23].
Система
стратегического менеджмента
Актуальность темы исследования. В настоящее время малые и средние предприятия функционируют в условиях постоянного роста нестабильности внешней среды. При этом скорость изменений во внешней среде увеличилась настолько, что малые и средние предприятия не успевают отреагировать и приспособиться к окружающей обстановке. Проблемы вызывает не только неожиданность изменений, но и то, что они становятся все более непривычными и неожиданными, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий. В этих условиях чрезвычайно важной становится способность предприятия планировать и организовать свое будущее развитие (прогнозировать перспективы развития своей деятельности, оценить внутренние возможности фирмы, координировать действия всех подсистем предприятия для достижения поставленных целей). Для малых и средних предприятий это особенно важно, так как их ресурсы ограничены.
Основная цель данной работы – провести анализ развития стратегического менеджмента на малых предприятиях и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия на рынке бытовой химии.
Объектом исследования являются малые предприятия (на примере ООО «Чистый мир»).
Предмет исследования – особенности организации стратегического менеджмента на малых предприятиях.
В соответствии с целью дипломной работы основными задачами являются:
- изучив литературу по данной теме, раскрыть сущность и значение стратегического менеджмента;
-
изучить принципы организации
стратегического менеджмента
- рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Чистый мир»;
-
проанализировать развитие
-
разработать мероприятия по
Дипломная
работа содержит три главы: в первой
главе описываются
Методологическую основу
Теоретической
базой исследования послужили труды
отечественных и зарубежных ученых-экономистов
по теориям стратегического
Практическая
значимость исследования состоит в
том, что на основе полученных результатов
был разработан комплекс рекомендаций
по совершенствованию стратегии ООО «Чистый
мир».
Глава I. Теоретические основы стратегического менеджмента
1.1. Сущность и задачи стратегического менеджмента
Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение будет изменяться, и условия жизни организации будут изменяться тоже. Если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды[32, с.89].
На
сегодняшний день не существует однозначного
достаточно четкого определения
понятия «стратегический
Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность.
McDonnel и Ansoff разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегий (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению так и стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностях, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегии. Это определяется, скорее, всего, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.
По мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический выбор, стратегический анализ и реализацию стратегии.
В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, который направляется руководству. Высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных задач или целей, в то же время, обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы.
Считается, что существо стратегического менеджмента заключается в постановке фундаментальных целей организации, выборе задач, в наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживается мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации[14 c.15].
Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.
Содержанием
стратегического менеджмента
-
определение назначения и
- анализ внешней среды фирмы;
-
анализ ее внутренней
- выбор и разработка стратегии фирмы;
- анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;
- выбор степени интеграции и систем управления;
- управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;
-
определение нормативов
- обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
- совершенствование стратегии, структуры, управления.