Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:32, дипломная работа
Основная цель данной работы – провести анализ развития стратегического менеджмента на малых предприятиях и выработка практических рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия на рынке бытовой химии.
Также разработать эффективную стратегию, специалисту по стратегиям нужно будет ответить на ряд базовых вопросов. Roth и Washburn утверждают, что процесс разработка стратегий связана с рядом ответов на десять самых основных вопросов, выходящих за пределы SWOT-анализа:
• Какой именно продукт предлагает на продажу ваша фирмы?
• На каких потребителей, и на какой рынок рассчитана ваша продукции?
• Почему покупатели нуждаются в предлагаемом вами обслуживания?
• Кто ваши основные конкуренты? Какова их доля рынка?
• В чем заключаются главные сильные стороны ваших конкурентов?
• Каковы основные слабые стороны ваших конкурентов?
• Каковы технические альтернативы вашего продукта (услуги)?
• В чем заключается сила вашей фирмы?
• В чем состоит ее слабость?
• В свете ответов на предыдущие вопросы, какие стратегии следует применить, чтобы наиболее полно использовать ваши сильные стороны и воспользоваться преимуществом слабости ваших конкурентов?
Итак, в интересах разработки адекватной
стратегии малого или среднего предприятия
должен найти ответы на данные вопросы,
учитывая результаты отраслевого анализа,
ресурсы фирмы, а также принимая во внимание
стратегические цели малых и средних предприятий[19
c.128].
1.5. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана
Стратегическое планирование имеет важное значение для долгосрочного роста развития мелких высокотехнологичных компаний. У фирм, применяющих формальные и неформальные процессы стратегического планирования, наблюдается улучшение основных показателей деятельности по сравнению с фирмами, не осуществляющими стратегическое планирования. Это касается оборота, темпов роста, успехов в достижении целевой прибыли и корпоративных целей.
Планирование помогает стратегу малого или среднего предприятия выявлять сильные стороны и компетенции и создавать своей фирме конкурентное преимущество. Выявление сильных и слабых сторон бизнеса помогает владельцу-управляющему разрабатывать альтернативные стратегии для конкуренции в пределах своей отрасли. Кроме того, планирование также создает оперативные инструмент, предназначенные для достижения организационных и финансовых целей малого бизнеса. Например, при помощи одного из инструментов планирования можно спрогнозировать будущее малого бизнеса по объему продаж или производства. Другой пример инструмента планирования – прогнозирование посредством разработки сценариев, что включает рассмотрение набора возможных планов развития на будущее, предназначенных для различных прогнозируемых ситуаций[11 c.86].
В процесс бизнес - планирования определяет, как владельцы так и руководители бизнеса трансформирует свои личные цели в бизнес - цели, а затем стараются достичь их, следуя логически последовательному процессу.
Первым шагом бизнес - планирования показывает, как личные цели владельца - руководителя также управляющего малого или среднего предприятий наряду с корпоративным целями выявляются в процессе обсуждения и оценки.
После чего управляющим малым бизнесом осуществляют анализы внешний и внутренней окружающей среды деятельности компании, чтобы выявить сильные и слабые стороны фирмы, возможности и угрозы внешней среды (т.е. проводят SWOT-анализ). Его результаты помогают определить место фирмы на рынке, а также сильные и слабые стороны ее конкурентов.
В свете полученной результатов стратегия малых или среднего предприятия могут определить компетенции и конкурентные преимущества своего бизнеса. На следующем шаге проводится анализ потребителей, которая позволяет определять целевые рынки фирмы и целевые группы потребителей. В соответствии с этим фирма должна разработать свою маркетинговую стратегию и составить комплекс мероприятий маркетинга.
Маркетинговый комплекс представляет собой продукт или услугу компании. Каковы методы ценообразования и тактики продвижения? Как фирма намеревается действовать, и каким образом она собирается продавать свои товары и услуги?
Следующий шаг – разработка операционного маркетингового плана и, наконец, определение операционных потребностей, бизнес-план подобен дорожной карте и инструменту, он указывает путь от исходной точки до конечного пункта. Так, Burns считает, что процесс планирования бизнеса можно уподобить чтению карты: сначала определить свои координаты, затем место, где вы хотите находиться, а затем уже приступать к прокладыванию маршрута[23 c.218].
Процессом планирования бизнеса связанный с решением трех основных проблем:
1. Понять, где вы находитесь в данный момент (т.е. каково нынешнее положение фирмы);
2. Решать, где следует находиться (т.е. какое положение желательно занять фирме в будущем);
3. Планировать, как добраться к месту назначения (т.е. составить план мероприятий, направленных на достижение желаемого положения).
Всякий раз, когда мы обратимся к долгосрочному планированию бизнеса, это означает, что мы занимаемся стратегическим планированием. Стратегическое планирование – это постоянный процесс, посредством которого руководители малого бизнеса разрабатывают бизнес - стратегии и поддерживают конкурентоспособность своей фирмы на рынке.
В принципе использование стратегического
планирования в малом бизнесе более или
менее ограниченно. Несмотря на это, ряд
специалистов утверждают, что руководители
и управляющие малым бизнесом обязаны
осуществлять процесс стратегического
планирования. Одна из важных причин этого
заключается в том, что, как правило, владелец-руководитель
малого или среднего предприятия считается
главным стратегом своей фирмы и ему принадлежит
последнее слово в принятии важных решений.
Хотя в процесс подготовки бизнес-плана
должны быть вовлечены многие сотрудники
на разных уровнях фирмы, только владелец-руководитель
малого или среднего предприятия ясно
представляет себе перспективы своего
бизнеса, несет ответственность за постановку
целей, обладает полной информацией из
внешних и внутренних источников, наконец,
именно этот человек делает окончательный
выбор бизнес - стратегии фирмы.
Цикл
обратной
связи
Рис.1.4. Процесс разработки бизнес-плана
Применения стратегического менеджмента в малом бизнесе может также определяться влиянием, как организационных факторов, так и факторов воздействия внешней деловой среды. Kuratko и Hodgetts утверждают, что стратегический менеджмент, развивающийся фирмы определяется влияниями пяти основных факторов:
• Времени, которое стратегический менеджер может уделить данному процессу;
• Потребности в принятии решений;
• Направления внутренней политики фирмы;
• Неопределенности внешней деловой среды деятельности;
• Видения предпринимателя-руководителя фирмы.
Некоторые ученые даже предполагают, что именно тщательный учет этих факторов обеспечивает эффективность стратегического менеджмента в малом бизнесе. В общем, несмотря на критику, рядом специалистов подобного подхода, все модели стратегического планирования, предназначенные для малого бизнеса, можно разделить на два основных теоретических направления: рациональные модели и модели интуитивной разработки стратегии. Рассмотрим теоретические основы обоих направлений. [15 c.246]
Рациональная модель стратегии рассматривают процессы разработки стратегий, как формальный вид деятельности, в рамках которых основное внимание уделяется связи между внешней средой бизнеса и организацией. Первая модель рассматривает достижение, так называемых «стратегического соответствия» (условиям внешней и внутренней деловой окружающей среды), как одну из важных задач, которые призваны решать стратегии.
Вторая модель-это модель интуитивной
разработки стратегий. Лучше всего она
рассматривается в работе McCarthy и Leavy, которые
сопоставили обе модели (табл.1.2). Модель
интуитивной разработки стратегии сосредоточена
на внутренних параметрах организации,
таких, как культура, стиль руководства,
политика в отношении человеческих ресурсов.
В соответствии с этой моделью формальное
стратегическое планирование со временем
утрачивают свои значения, преимущественно
из-за динамичности внешней среды, когда
ключевыми условиями для выживания компании
становятся способность к инновации и
гибкости.
Таблица 1.2.
Сравнение моделей рационального планирования и интуитивной разработки стратегии
Модель рационального планирования | Модель интуитивной разработки стратегии |
1 | 2 |
Формальна | Имеет
формальный или намеренный характер
(предназначенный для |
Фокусирует внимание на внешней деловой среде | Фокусирует внимание на внутренней среде организации |
Линейная модель разработки стратегии | Нелинейная модель разработки стратегии |
Принятие решений носит иерархический характер, осуществляется по нисходящей с самого верхнего уровня организации | Принятие решений осуществляется как по нисходящей, так и по восходящей (с нижних уровней организации к верхним) |
Рациональна | Рациональна и эмоциональна |
Адаптивна | Изобретательна |
Характеризуется волюнтаризмом (основная движущая сила – воля руководителя) | Не
может считаться |
Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему малого или среднего предприятия он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план малого или среднего предприятия, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. Scarborough и Zimmerer утверждает, что бизнес-планы выполняют две важных функций: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов. Грамотный составленный бизнес план помогает предпринимателям избегать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может:
• обеспечить первое благоприятное впечатления от бизнеса;
• демонстрировать энтузиазм предпринимателей по отношению к данному начинанию;
• четко показывать, кто является клиентами компаний;
• обеспечивать четкую всеобъемлющую оценку рисков и возможностей предприятия;
• представлять информацию о деятельности бизнеса в структурированной концентрированной форме с использованием наглядных материалов;
• представлять в понятной форме техническую информацию, касающуюся бизнеса;
• обладать последовательностью изложения и стилистики, что облегчает чтение бизнес-плана;
• подчеркивать управленческий опыт и компетентность, указывая на проблемы, которым следует уделить внимание. В целом формата бизнес-плана не существует: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которых предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса[3 c.120].