Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа
Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Факультет Экономический
Кафедра Менеджмента
Специальность Государственное и муниципальное управление
Отделение очное
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)
Студент-дипломник ______________ Корнейчук Ольга Валерьевна
Научный руководитель ______________ Гущина Ирина Александровна
«Допустить к защите» |
Дипломная работа защищена |
Заведующий кафедрой |
«____» ________________ 2011 г. |
_____________ А. Д. Корчак |
Оценка ________________ |
«____» ________________ 2011 г. |
Председатель ГАК |
_______________ В. С. Селин |
Апатиты
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.
Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без финансово-экономической основы. Муниципальная собственность, являясь определяющей частью финансово-экономической базы местного самоуправления, играет роль одного из основных рычагов реализации местной социально-экономической политики.
Тема ведения учёта муниципальной собственности, а именно ведения реестра муниципального имущества, в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё около двадцати лет назад такой формы собственности, как муниципальная, в Российской Федерации не существовало. Процесс её формирования продолжается по сей день; в настоящее время в нашей стране он осуществляется путём воссоздания муниципальных образований и восстановления основных принципов управления имущественным комплексом муниципалитетов. Основной проблемой, возникающей при организации и управлении в муниципальных системах, является формирование чёткого и последовательного механизма учёта муниципальной собственности. Этот процесс требует изучения и исследования исторического мирового и российского опыта.
Во-вторых, эффективность деятельности властных структур обусловлена используемыми методами и средствами управления муниципальной собственностью. В настоящее время в условиях постоянного движения и совершенствования системы отношений собственности, изменения функций, инструментов, форм и методов муниципального управления в экономической сфере значительный интерес представляет исследование административно-правовых аспектов управления муниципальным имуществом.
В-третьих, сегодня тема учёта муниципального имущества для органов местного самоуправления очень важна, поскольку эффективная система учёта повышает эффективность процесса управления имуществом, в котором заложены большие резервы повышения доходности местных бюджетов.
Всё вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Практически значимость ведения реестра подтверждается в ежедневной деятельности Администрации в целом и Комитета по управлению имуществом в частности, но теоретически роль и место, которое занимает реестр как инструмент управления, остаются полностью не освещёнными.
В связи с этим целью дипломной работы является обоснование возможных направлений совершенствования ведения учёта муниципальной собственности. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы учёта муниципального имущества;
2) выявить основные этапы развития учёта в мировой истории и истории России;
3) охарактеризовать современное состояние системы учёта в России;
4) изучить цели и
задачи ведения реестра
5) определить основные
проблемы в области учёта
6) обосновать возможные
пути решения выявленных
Объект исследования – реестр объектов муниципальной собственности г.Апатиты.
Предмет исследования – деятельность Комитета по управлению имуществом Администрации г.Апатиты.
Информационной базой дипломной работы послужили Конституция РФ, Кодексы Российской Федерации, Законы РФ, Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Апатиты.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных ученых, касающиеся вопросов управления муниципальной собственностью и ведения учёта муниципального имущества.
Источниками информации для проведения исследований в дипломной работе являются Постановления Администрации г. Апатиты, Положение «О Комитете по управлению имуществом Администрации г. Апатиты», Положение «О реестре объектов муниципальной собственности г. Апатиты».
Выпускная дипломная работа структурно состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений. Работа содержит 74 страниц машинописного текста, 3 таблиц, 2 рисунка, 31 наименование литературных источников, 4 приложения.
Муниципальная собственность как один из установленных Конституцией Российской Федерации видов собственности напрямую связана с муниципальным образованием, существование которого обусловлено реализацией им публично-правовых функций.
Большая часть имущества,
находящегося в собственности
Однако в настоящее время ситуация в сфере имущественных правоотношений при реализации местного самоуправления осложнена многочисленными проблемами организационного обеспечения отношений муниципальной собственности.
К одной из таких проблем относится организация чёткой и эффективной системы учёта имущества, находящегося в собственности муниципального образования.
Учет - это часть механизма управления экономическими объектами и процессами, которая подразумевает сбор, регистрацию, обобщение информации о состоянии имущества, а также об экономических обязательствах хозяйствующего субъекта.
Учет муниципального имущества – функция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации об объектах муниципальной собственности, их использовании, движении, состоянии и т.д. [25, c. 60].
Существуют различные виды учета: оперативный, бухгалтерский, статистический (рис.1).
Рис. 1. Виды учёта
Оперативный учет – наблюдение, измерение, регистрация, первичная обработка и обобщение исходной информации, необходимой для оперативного управления.
Бухгалтерский учет в
соответствии с действующим законодательство
Бухгалтерский учет ведется организациями и связан с осуществлением хозяйственной деятельности. Очевидно, что бухгалтерский учет не может иметь прямого отношения к учету муниципального имущества, находящегося в казне, так как муниципальное образование не является организацией. Напротив, ведение бухгалтерского учета в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении обязательно.
Осуществление бухгалтерского учета регулируется нормами специального законодательства о бухгалтерском учете.
Статистический учет использует результаты оперативного и бухгалтерского учета и данные специально проводимых обследований. Основная задача статистического учета – сбор, обработка, анализ и своевременное представление органам управления и планирования данных о результатах и ходе выполнения планов, об имеющихся резервах, ресурсах, о развитии экономики и т.п. Официальный статистический и бухгалтерский учет в соответствии со ст. 71 Конституции РФ отнесены к ведению Российской Федерации [1]. Вместе с тем учет, осуществляемый в целях управления, могут проводить все собственники и организации. Исходя из этого, к полномочиям органов местного самоуправления ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ отнесена организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования [25, c. 59].
Целью ведения учёта муниципального имущества является организация единой системы учета объектов муниципальной собственности, контроля за их движением и использованием, формирования имущественного комплекса муниципального образования.
Необходимость ведения учёта муниципального имущества объясняется задачами, которые решаются при создании системы систематического учёта:
Зачастую органы местного
самоуправления не располагают
Для информационного обеспечения управления активами муниципалитета необходимо вести реестр муниципальной собственности. Ведение реестра обеспечивает надежную юридическую и информационную основу для учета муниципальной собственности и эффективного управления. Реестр муниципальной собственности должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным наличием информации о целях использования, рыночной стоимости объекта, степени износа, необходимости ремонта и пр. Следует отметить, что при совершении сделок с муниципальным имуществом рыночная оценка объекта сделки является обязательным и непременным условием.
Объектами учета при ведении реестра муниципальной собственности должны являться:
- во-первых, имущество муниципальных учреждений и унитарных предприятий, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
- во-вторых, находящиеся в муниципальной собственности акции (доли) в уставном капитале предприятий (с указанием процентной доли);
- в-третьих, имущество, принятое в муниципальную собственность от предприятий, организаций различных форм собственности;
- в-четвёртых, иное недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в безвозмездное пользование, аренду, залог и т. п.
Общие вопросы формирования, развития и совершенствования муниципальной собственности исследовались многими теоретиками. Однако вопрос эволюции учёта государственного и, в частности, муниципального имущества с теоретической точки зрения остается нераскрытым. Оценить ступень развития системы учёта на современном этапе возможно, только изучив исторические предпосылки и периодизацию развития учёта муниципальной собственности, опираясь на опыт отечественных и зарубежных муниципальных образований.
Исследование генезиса учёта необходимо проводить по всем историческим эпохам, типам экономической деятельности, с отслеживанием изменений в методологии учёта в разных странах мира с целью обнаружения исторических предпосылок, необходимых и достаточных условий возникновения, установления временных границ распространения и развития управленческого учёта.