Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание

Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Необходимость ведения реестра муниципального имущества обуславливается той ролью, которую он играет в управлении муниципальной собственностью и формировании доходов местных бюджетов. Именно с целью повышения доходности бюджета органы местного самоуправления осуществляют свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом муниципального образования. Организация эффективной системы управления любыми видами имущества немыслима без создания системы учёта, которая бы давала чёткое представление об имеющемся имуществе, его движении, изменении его характеристик. В настоящее время такой системой учёта муниципальной собственности выступает реестр, который является одним из основных инструментов управления, позволяющим организовать эффективное управление объектами муниципального имущества.

Эффективное ведение  реестра подразумевает:

- отражение в нём  всей полноты данных об объектах  учёта;

- оперативность отражения в реестре сведений о движении и изменении имущества муниципального образования;

- документальное подкрепление  любых изменений и дополнений  данных об объектах учёта;

- возможность сопоставления  данных о различных объектах  учёта;

- обеспечение быстрого  и точного поиска необходимой  информации об объектах учёта.

Пройдя очень долгий путь развития, учёт, в целом, не претерпел серьёзных изменений и преобразований, чего, однако, нельзя сказать о методах и средствах его осуществления. Реестровый учёт муниципальной собственности, как и сама категория муниципальной собственности, появился в нашей стране сравнительно недавно, поэтому система реестров и основные принципы ведения реестров ещё окончательно не установлены.

Развивающаяся и, надо отметить, совершенствующаяся система реестрового учёта, к  сожалению, далеко не в полной мере соответствует приведенным выше принципам построения такой системы. Даже поверхностное знакомство с работой комитета по управлению имуществом одного муниципального образования (базой практики) позволяет обнаружить ряд проблем, которые, впрочем, характерны для большинства муниципальных образований Российской Федерации.

Прежде всего, следует  обратить внимание на несовершенство существующего законодательства, применяемого в области учёта муниципального имущества, что, впрочем, является общей проблемой для всех муниципальных образований России. Основными недостатками существующего учёта являются:

- отсутствие специального  нормативно-правового акта, регулирующего  учёт и ведение реестров муниципального  имущества;

-  отсутствие единой классификации и правил описания объектов муниципальной собственности;

- несовершенство нормативной базы самих муниципальных образований.

Существуют и проблемы в области методики учета. Во-первых,  во многих положениях о реестрах не перечисляется муниципальная собственность, которая подлежит учету в реестре муниципальной собственности в зависимости от ее предназначения для удовлетворения потребностей населения и администрации муниципального образования. Вторая ошибка вытекает из первой: объектом учета с самого начала становится не собственность, а соответствующие предприятия, организации, учреждения, акции и т.п. Тем самым нарушается первичность подхода к учету: главное  - учет собственности в зависимости от ее назначения для удовлетворения потребностей населения муниципалитета, а непосредственный учет предприятий, организации, учреждений вторичен в общей иерархии учета и ведения реестра муниципальной собственности.  И, наконец, третья ошибка: ведение реестра, как правило, не систематизировано, приводится простое перечисление показателей учета.

Такая система учёта не отвечает требованиям, предъявляемым сегодня к управлению (и учёту) муниципальным имуществом, и скорее усложняет управленческий процесс, поскольку не предоставляет возможности чёткого представления о том, какие доходы (затраты) приносит использование того или иного объекта имущественного комплекса, какие меры необходимо предпринять, чтобы увеличить (снизить) получаемый результат.

Есть проблемы и с  информационным обменом, который в  вопросах управления муниципальным  имуществом играет важную роль. Во многих муниципальных образованиях практически нет регламентированной периодичной внешней отчетности по управлению имуществом. Сведения формируются по запросам различных структурных подразделений или отделов в рамках каждого муниципалитета. Основные источники внешней информации муниципального образования – органы государственной власти, статистики, муниципальные предприятия и учреждения. Но процесс получения информации от них также не регулярен, а формы отчетов от муниципальных учреждений и предприятий зачастую не являются едиными.

Для решения этих и ряда других проблем, а также для повышения эффективности управления муниципальным имуществом и роста неналоговых доходов в местные бюджеты необходимо создание такой системы учёта (на базе имеющейся), которая являлась бы средством достижения этих целей, а не становилась самоцелью. Для этого необходимо обратиться к теоретическим и практическим наработкам отечественных и зарубежных специалистов.

Прежде всего, необходимо создать «устойчивую» нормативную базу учёта муниципального имущества. Для этого необходима разработка специального подзаконного нормативно-правового акта на федеральном уровне, содержащего основные принципы, цели, задачи, показатели учёта муниципального имущества. Разработка такой инструкции или рекомендации по ведению реестров муниципальной собственности свела бы к «одному знаменателю» деятельность всех муниципальных образований в области учёта имущества.

Создание единой информационной базы данных об объектах муниципальной  собственности – следующий важный шаг в реформировании системы  реестрового учёта. Единый сводный реестр объектов муниципального имущества, основанный на данных всех организаций, связанных с учётом муниципального имущества, инвентаризацией, регистрацией прав, позволил бы значительно разгрузить Комитеты по управлению имуществом и снизить потери времени на оформление разнообразных запросов и получение ответов по ним. В этом случае эффективность ведения реестра значительно возросла за счёт увеличения скорости получения и обработки информации и отражения в нём более полных сведений об объектах учёта.

Столь революционное  решение проблем требует определённого  времени и значительных затрат, однако, несмотря на необходимые расходы, эффективность  и, соответственно, окупаемость такой  меры не вызывает сомнений.

Менее затратным путём  к достижению цели – значительного роста эффективности ведения реестра муниципальной собственности – является использование муниципалитетами современных автоматизированных систем учёта муниципального имущества. Такая система обеспечит полный и своевременный учет всех объектов муниципального имущества, который позволит органам МСУ, во-первых, вовлечь в хозяйственную деятельность неучтенные и «простаивающие» объекты, а во-вторых, достоверно оценивать объемы возможного неналогового дохода. Также будет обеспечен учет операций с имуществом, благодаря чему специалисты администрации муниципалитета будут оперативно получать всю информацию о задолженности арендаторов, появится возможность организации систематической работы по ее взысканию. Система позволит контролировать исполнение принятых решений и использование объектов муниципального имущества по назначению, таким образом, деятельность соответствующего комитета или департамента станет более прозрачной для руководства администрации муниципалитета.

Таким образом, грамотная организация управления муниципальным имуществом, основанная на использовании современных управленческих подходов и информационных технологий, приводит к значительной мобилизации доходов местного бюджета и является важнейшим шагом на пути к результативному увеличению бюджетов муниципального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

    1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст : по состоянию на 20 апр. 2011 г. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): офиц. Текст : по состоянию на 20 апр. 2011 г. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    3. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст: по состоянию на 20 апр. 2011 г. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    4. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон : принят 06 окт. 2003 г. № 131-ФЗ – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    5. Российская Федерация. Законы. О государственных и муниципальных предприятиях : федер. закон : принят 14 нояб. 2002 г. № 161-ФЗ – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    6. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учёте : федер. закон : принят 21 нояб. 1996 г. № 129-ФЗ – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    7. Российская Федерация. Постановления Правительства. О совершенствовании учёта федерального имущества : постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    8. Инструкция по бюджетному учёту: утверждена Приказом Министерства Финансов РФ от 10 фев. 2006 г. № 25н (утратила силу) – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    9. Единый план счетов бухгалтерского учёта для органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений: утверждён приказом Министерства Финансов РФ от 01 дек. 2010 г. № 157н – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    10. Письмо Министерства Финансов РФ от 02 сент. 2010 № 06-02-06/622 - Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
    11. Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Апатиты: утверждено решением Совета депутатов г. Апатиты от 31 мар. 2008 г. № 406 – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.apatity-city.ru
    12. Постановление Администрации г. Апатиты Об утверждении положения о реестре объектов муниципальной собственности от 15 дек. 2008 г. № 962 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.apatity-city.ru
    13. Положение О комитете по управлению имуществом Администрации г. Апатиты: утверждено постановлением Администрации г. Апатиты от 15 фев. 2005 г. № 165 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.apatity-city.ru
    14. Положение О реестре объектов муниципальной собственности г. Апатиты: утверждено постановлением Администрации г.Апатиты от 15 дек. 2008 г. № 962 – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.apatity-city.ru
    15. Положение о губернских и уездных земских учреждениях, утверждённое приказом Александра II 1 янв. 1864 г. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.constitutions.ru
    16. Боровская, М.А. Генезис муниципальной собственности и становление систем муниципального управления / М.А. Боровская. – Таганрог: редакционно-издательский совет ТРТУ, 2002. – 116 с.
    17. Черных, И.Н. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. курс (учебно-методический комплекс) / И.Н. Черных. – М., 2009. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.e-college.ru
    18. Ильин, И.А. Путь духовного обновления: собр. оч. / И.А. Ильин. – М.: Русская книга, 1996. – 336 с.
    19. Сергеев, П.С. Становление государства российского / П.С. Сергеев. – М.: История России, 1996. – 116 с.
    20. Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учёт: учеб.-метод. пособие / В.Я. Кожинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2006. – 607 с.
    21. Литвинчев, С.Д. Техническая инвентаризация основных фондов жилищно-коммунального хозяйства / С.Д. Литвинчев. – М.: Стройиздат, 1978. – 506 с.
    22. Васильев, В.И. Местное самоуправление / В.И. Васильев. – М.: Юринформцентр, 1999. – 453 с.
    23. Киселёв, С.В. Курс лекций по оценке строений и сооружений / С.В. Киселёв. – М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1998. – 260 с.
    24. Алборов, Р.А. Основы бухгалтерского учёта / Р.А. Алборов. – М.: Дело и сервис, 2002. – 288 с.
    25. Савранская, О.Л. Правовое регулирование муниципальной собственности. / О.Л. Савранская. – М.: АНХ, 2009. - 61 с.
    26. Манохин, В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению / В.М. Манохин // Советское государство и право. – 1990. - № 1. – С. 23  – 26
    27. Санжиев, Д. Нет ни учёта собственности, ни порядка её оценки / Д. Санжиев // Экономика и жизнь. – 2009. – № 25. – С. 18 – 19
    28. Курочкина, Л.П. Учёт имущества казны муниципального образования / Л.П. Курочкина // Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - № 18. – С. 27 – 33
    29. Беренштейн, И.В. ЖКХ. Формирование и учёт имущества казны муниципального образования (часть 2) / И.В. Беренштейн // ЖКХ. – 2006. - № 12. – С. 37 – 39
    30. Томилин, В.В. Автоматизация управления муниципальным имуществом / В.В. Томилин // Практика муниципального управления. – 2007. - № 11. – С. 16 – 20
    31. Кожинов, В.Я. История бухгалтерского учёта в России / В.Я. Кожинов // Финансовый бизнес. – 2005. - № 3. – С. 71 – 79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)