Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа
Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.
С позиций исторического подхода исследование учёта должно установить предпосылки его возникновения, условия распространения, социально-экономическую, техническую, технологическую и иную обусловленность, выявить этапы развития и совершенствования [17].
В познании сущности учёта собственности муниципалитетов, выявлении его задач и функций важно установить период зарождения муниципальной собственности как специфической формы собственности, проследить историю возникновения и развития как фактора, влияющего на обособление местного самоуправления от государственного управления.
Согласно периодизации И.Н. Черных, в развитии управленческого учёта «можно выделить семь исторических эпох, общепризнанных в мировой эпохе, в рамках которых в системно-хронологическом порядке обнаруживаются предпосылки создания либо анализируется методология управленческого учёта:
Первобытнообщинный этап
характеризуется, прежде всего, тем, что
возникает новый тип
В эпоху древнего мира (представленного, в первую очередь, странами Древнего Востока) основным типом общественных отношений выступает централизованное государство, которое характеризуется деспотическим режимом, сложной бюрократической иерархией и наличием всеобщей государственной собственности. Особенности общественных отношений, государственного организационного устройства предопределили цели, объекты и функции учёта. Широкое развитие, которое получил учёт на данном этапе, вероятно, объясняется следующими причинами.
Во-первых, в это время (приблизительно 4000-3000 гг. до н.э.) происходит качественное изменение в духовной жизни общества. Каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров-менеджеров. Этому предшествовала замена священного обычая приносить человеческие жертвы на ритуальные жертвы в виде даров – драгоценностей, продуктов сельскохозяйственного, домашнего, ремесленного труда. В результате церковь, которая была неотделима от государства, стала обладать огромным количеством имущества и ценностей, что потребовало систематического осуществления функций учёта, контроля, распределения и обмена.
Во-вторых, осуществление значительных строительных проектов и развитие общественного производства дали толчок для формирования и совершенствования не только производственного, но и государственного учёта. Ведение учёта предполагало контроль за использованием и нормирование ресурсов, но не ставило целей достижения экономической эффективности.
И, в-третьих, ведение точного и систематического учёта расходов и поступлений, в особенности налогов, было выгодно правителям. В обществе, где люди накапливают добро, богатые хотят проверять честность и умение рабов и служащих, которым доверено управлять имуществом.
В основе учёта эпохи древнего мира лежат инвентаризация и прямая регистрация. Систематическая регистрация была предопределена обязанностью храмовых чиновников считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Аналогичным образом папирусы древнего Египта (3400-2980 гг. до н.э.) способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно значительный отчетный период. Первые инвентаризационные описи также появились в Египте, где каждые два года проводилась инвентаризация всего движимого и недвижимого имущества (дискретная инвентаризация) - затем она была заменена текущей инвентаризацией (постоянной).
Важно отметить, что на начальных этапах категории «муниципальная собственность» ещё не существовало, а собственность городов и поселений воспринималась как разновидность государственной; а также с развитием производственной экономики стала формироваться частная собственность.
Напротив, античный мир,
представленный государствами Средиземноморско
Инвентарный, приходно-расходный учёт, контокоррент, учёт государственных доходов и расходов начинают носить систематический характер и дополняются учётом производства, в котором применяются предварительные сметы затрат, элементы их нормирования. В эпоху античности происходит преобразование учёта в систему, способную решить управленческие задачи не только на государственном, но и на частнохозяйственном уровне; его общую управленческую направленность, формирование основных элементов предметной области управленческого учёта [17].
В Риме государственный и банковский учет возник из записей, которые по традиции вели главы семей. Доходы и расходы дома ежедневно записывались в так называемый adversarius ("черновик"), а итоговые суммы ежемесячно переносились в главную книгу - codex accepti et expensi ("свод доходов и расходов"). Такой учет был необходим, потому что гражданам приходилось регулярно подавать сведения о своем имуществе и обязательствах. Эти данные использовались в целях налогообложения, на их основе определялись гражданские права (имущественный ценз).
Контроль за движением
правительственных средств
С приходом новой эпохи – эпохи средневековья – в развитии учёта наступает застой. Вплоть до IX в. встречаются лишь хаотические инвентарные описи. В средние века учет из централизованного снова стал локальным.
В период позднего средневековья, начиная с XIII в., ввиду масштабного расширения торговли, развития банковской и посреднической деятельности и, главным образом, появления компаний (фирм), происходят кардинальные изменения в методологии учёта [17].
В это же самое время (IX-X вв.) появляются первые признаки становления местного самоуправления, формируется так называемое общинное хозяйствование. Возникновение политики общинного хозяйствования обеспечило сбалансированность отношений на местном уровне.
При сопоставлении уровня развития бухгалтерского учёта и аудита с уровнем развития местного самоуправления логично предположить, что на данном историческом этапе властными структурами и частными субъектами хозяйствования для учёта собственности использовались схожие методы и средства; в его основу была положена инвентарная опись.
Наиболее развитым учет был в Англии. В 1086 г. Королём Вильгельмом была проведена опись недвижимости, которую затем обложили налогом, занеся в "Книгу Судного Дня". Древнейший бухгалтерский документ, сохранившийся на английском языке ("Великий Свиток Казны"), - ежегодный регистр аренды, штрафов и налогов в пользу Короля Англии с 1130 по 1830 годы.
В период средневековья
к основным целям ведения учёта
имущества добавляется
В результате развития экономических связей и укрупнения территориальных образований в X-XI вв. начался процесс создания городов, повлекший за собой выделение муниципальной собственности, что предопределило формирование городского населения, а также института общественной собственности и необходимость владения, управления и распоряжения этой формой собственности. Предпосылкой к зарождению муниципальной собственности стали экономические процессы, связанные с разделением и кооперацией труда, а также урбанизацией, то есть повышением роли городов в развитии общества [16, c. 47].
Новое время обозначено периодом Великих географических открытий. Страны Европы развивают свои национальные экономики; происходит рост промышленного капитала, развиваются рыночные отношения. Государственный и местный учёт не претерпевают серьёзных изменений, кроме того, что учёт становится признанным средством управления.
Промышленный этап берёт своё начало со времени начала промышленной революции в Англии (1750-1830 гг.) На пути становления и развития муниципальной собственности этот этап носил характер усиления тенденций централизации государственной власти и ограничения местного самоуправления. В результате этого города оказались лишёнными всякой самостоятельности и попали под жесткий контроль государства. Даже право назначать должностных лиц в городах и общинах, утверждение всех сделок о купле-продаже муниципальной собственности и заключение арендных договоров по использованию муниципальной собственности происходило по указанию государственных властей. Учёт, помимо контроля, приобретает функции планирования и распределения затрат.
Важно отметить, что к середине XIX в. в Европе получают признание следующие идеи:
- государство должно
признавать свободу муниципалит
- муниципальная собственность,
являясь общественной
Современный этап охватывает временной отрезок от индустриального производства до применения цифровых технологий в постиндустриальном обществе. Он сопряжен с масштабным развитием науки управления, в том числе стратегического, усилением управленческого воздействия на хозяйственные процессы в экономике. В рамках данного этапа можно выделить два периода:
Становление муниципальной собственности и формирование основ управления местным хозяйством в основном завершилось в большинстве стран Европы к началу XX в., также этот процесс отчасти был завершен и в отдельных государствах Америки и Азии. Последующие десятилетия только закрепили исходные основы управления и учёта муниципальной собственности, которые были связаны с развитием экономических основ муниципализма, расширением автономии органов местного самоуправления и усилением общей социальной направленности в деятельности субрегиональных образований [16, c. 52].
Обобщим полученные при
изучении мирового опыта учёта муниципальной собс
Таблица 1
Развитие учёта муниципальной собственности в мире
Название периода |
Временной отрезок |
Характеристика периода |
Первобытнообщинный мир |
9-6 тыс. лет до н.э. |
Производящая экономика; переход к (земледелию, животноводству). Развитие хозяйственного управления и формирование зачатков учёта |
Древний мир |
5 тыс. лет до н.э. – 500-е гг. до н.э. |
Качественное изменение в духовной жизни общества, осуществление значительных строительных проектов и развитие общественного производства послужили толчком к развитию учёта. В его основе лежали инвентаризация и прямая регистрация. |
Античный мир |
500-е гг. до н.э. – 476 г. н.э. |
Учёт начинает носить систематический. Происходит преобразование учёта в систему, способную решить управленческие задачи не только на государственном, но и на частнохозяйственном уровне; его общую управленческую направленность, формирование основных элементов предметной области управленческого учёта |
Средневековье |
476-1492 гг. |
В развитии учёта наступает застой. В период позднего средневековья происходят кардинальные изменения в методологии учёта. В его основу была положена инвентарная опись. К основным целям ведения учёта имущества добавляется обеспечение прибыльности. |
Новое время |
1492-1750 гг. |
Государственный и местный учёт не претерпевают серьёзных изменений, кроме того, что учёт становится признанным средством управления. |
Промышленный этап |
1750-1920 гг. |
Учёт, помимо контроля, приобретает функции планирования и распределения затрат. |
Современный этап |
1920-е гг. – настоящее время |
Использование в учёте новых информационных технологий, повсеместное ведение учёта муниципального имущества на основе проводимых технических инвентаризаций. |