Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание

Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

- хранить всю документацию,

- иметь возможность быстро выдать заключение или разрешение на основе текущего состояния объекта,

- контролировать срок действия сопровождающих документов,

- отслеживать своевременность поступления средств от использования имущества,

- проводить общий анализ ситуации по имуществу,

- планировать свою дальнейшую деятельность и т.д. [30, c. 16].

Здесь и становится целесообразным создание реестра объектов муниципальной собственности, поскольку простое перечисление объектов имущества и сопровождающей документации не может в полной мере помочь решить эти задачи.

В словарях Ожегова, Ефремовой, Ушакова, Макса Фасмера слово «реестр» определяется как «опись, письменный перечень, список». Известно, что данное определение пошло через польское rejestr от средневекового латинского слова regestrum, registrum, означающего «список, перечень».

Реестр муниципального имущества – перечень объектов движимого и недвижимого имущества, на которые у муниципального образования есть право собственности. Под недвижимым имуществом понимают: земельные участки, здания, помещения, постройки,  сооружения и т.п. К движимому имуществу относят: транспорт, оборудование, акции, доли и т.д. [30, c. 17].

Реестр является такой  системой, которая автоматизирует хранение, поиск, анализ и актуализацию информацию по объектам муниципальной имущества.

Ведение реестра обеспечивает надежную юридическую и информационную основу для учета муниципальной  собственности и эффективного управления. Реестр муниципальной собственности  должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным наличием информации о целях использования, рыночной стоимости объекта, степени износа, необходимости ремонта и пр. Следует отметить, что при совершении сделок с муниципальным имуществом рыночная оценка объекта сделки является обязательным и непременным условием.

Каждый объект описывается  в реестре с помощью набора характерных для него атрибутивных параметров. Например, учитывая помещение, нужно записать его адрес; общую и полезную площади; техническое состояние; наличие благоустройства; номер и дату технического паспорта ГУПТИ и т.д. Описывая транспортное средство, нужно указать номер, марку и модель, цвет и т.д. Поэтому реестр не является единым перечнем. Он состоит из набора тематических перечней, каждый из которых содержит объекты определенного типа. Также для объектов должны быть определены и общие параметры, такие как реестровый номер (номер для уникальной идентификации объекта в реестре); документ-основание права муниципальной собственности; балансовая и остаточная стоимости на конкретную дату и другие [30, c. 17].

Объектами учета при  ведении реестра муниципальной  собственности должны являться:

1) имущество муниципальных  учреждений и унитарных предприятий, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

2) находящиеся в муниципальной  собственности акции (доли) в уставном  капитале предприятий (с указанием  процентной доли);

3) имущество, принятое  в муниципальную собственность от предприятий, организаций различных форм собственности;

4) иное недвижимое  и движимое имущество, в том  числе переданное в безвозмездное  пользование, аренду, залог и т. п.

Для разработки реестра  муниципальной собственности необходимо провести инвентаризацию. На основе информации, полученной в ходе инвентаризации и отраженной в реестре, принимаются меры по повышению эффективности использования муниципальной собственности и оптимизации ее структуры.

Более подробно сущность и цели ведения реестра объектов муниципального имущества будут рассмотрены в следующей главе на примере муниципального образования г. Апатиты.

Изучение исторического  аспекта в исследовании проблематики учёта муниципальной собственности  позволило выявить основные этапы  становления учёта, а также характерные особенности этого процесса в России. Анализ существующих способов учёта муниципального имущества, показал, что реестровый учёт объектов муниципальной собственности занимает значительное место во всей системе учёта и является главным инструментом при управлении муниципальной собственности.

 

 

 

 

2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЁТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. АПАТИТЫ)

2.1 Сущность и цели реестра объектов муниципальной собственности г.Апатиты

 

Учет муниципального имущества – функция управления, заключающаяся в получении, регистрации, накоплении, обработке информации об объектах муниципальной собственности, их использовании, движении, состоянии и т.д. Такая информация необходима органам управления для принятия обоснованных решений. Кроме того, так как органы местного самоуправления не являются собственниками имущества, они должны проводить учет объектов муниципальной собственности, которой они управляют от имени собственника, для обеспечения контроля собственником состояния имущества и управления им [25, c.59].

Учет обеспечивает рациональное и экономное использование ресурсов, сохранность имущества, эффективность  управления.

До недавнего времени ч.6 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ устанавливалось, что порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом. При этом часть 5 ст.51 того же федерального закона устанавливала, что вопросы учёта муниципального имущества должны регулироваться на подзаконном уровне. Данная правовая коллизия была устранена, выбор сделан в пользу регулирования на подзаконном уровне – 4 ноября 2010 года Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон "О признании утратившей силу части 6 статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Однако следует подчеркнуть, что  в период пока данная норма считалась  действующей, а также после её отмены, не было принято единого  правового акта, регулирующего вопросы  учёта муниципального имущества. Для  того, чтобы убедиться в этом следует провести анализ.

Если в части 6 ст. 50 закона №131-ФЗ подразумевалось, что  учёт муниципального имущества должен регулироваться существующими и действующими федеральными законами (вероятно, Бюджетным кодексом, федеральным законом «О бухгалтерском учёте»), то речь в этой норме, скорее всего, шла об официальном бухгалтерском и статистическом учёте. Надо отметить, что в данных актах не предусматриваются особенности учета объектов муниципальной собственности, связанных с правовым положением публичной собственности.

Если же данная норма  предполагала создание специального федерального закона, который бы раскрывал сущность, цели, задачи и принципы, основные методики учёта муниципального имущества, то, как известно такого закона принято не было.

Как уже было отмечено выше, в настоящее время решение  административных вопросов учёта муниципального имущества возложено на подзаконные  акты. В письме Минфина РФ от 02.09.2010 указывается, что рекомендации по включению в реестр того или иного имущества относятся к компетенции Министерства экономического развития, которое наделено правом издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, но которое в области реестрового учёта муниципальной собственности пока этим правом не воспользовалось [10].

На сегодня учет объектов муниципальной собственности осуществляется путем ведения реестра, но те формы  ведения реестра, которые используются сегодня, содержат огромное число количественных показателей по каждому объекту  и в то же время совершенно не учитывают эффективность использования этих объектов и качественные характеристики объекта (привлекательность, историческое значение, моральный износ и т.д.).

Учет муниципального имущества и его движение осуществляется путем занесения соответствующих  сведений в специальный раздел реестра муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности является документом, подтверждающим учет недвижимого имущества в составе муниципальной собственности (прил. №1).

В реестр муниципальной  собственности вносятся также сведения о муниципальном имуществе, закрепленном за муниципальными организациями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Но ведение реестра муниципальной собственности, как показывает практика, обеспечивает не только учет, но и повышает эффективность управления муниципальной собственностью, увеличивает поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. Проводимый по муниципальным программам статистических наблюдений за объектами муниципальной собственности, разработанным с учетом потребностей стратегического управления, учет  может представлять управленцу всю необходимую для проведения анализа информацию.

Необходимо признать, что органы местного самоуправления подчас не располагают систематизированной  информацией об объеме и составе муниципальной собственности, в результате чего процесс управления собственностью осуществляется недостаточно эффективно. Ведение реестра может обеспечить надежную юридическую и информационную основу для учета муниципальной собственности и эффективного управления, если будут соблюдены определенные требования:

1) реестр должен содержать количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов собственности, включая объекты незавершенного строительства, с обязательным наличием информации о целях использования, рыночной стоимости объекта, степени износа, необходимости ремонта и пр.;

 2) ведение реестра базируется на информации, полученной в ходе инвентаризации. В ходе инвентаризации выявляется фактическое состояние муниципального имущества, сопоставляется его фактическое наличие с данными бухгалтерского учета, выявляется неучтенное имущество и решаются другие задачи. С этой целью в органах местного самоуправления создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, создание и состав которой определяется решением главы муниципального образования.

Как уже говорилось выше, реестр муниципального имущества представляет собой не что иное, как перечень, список этого имущества с указанием  его важнейших характеристик.

В 2007 году Правительством Российской Федерации было издано постановление  «О совершенствовании учёта федерального имущества», согласно которому органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось разработать соответствующие положения об учете государственного имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества [7].

В подтверждение этих рекомендаций ст.3 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Апатиты» закрепляет за Комитетом по управлению имуществом обязанность вести реестр объектов муниципальной собственности. Как говорится в этой же статье, целью ведения данного реестра является создание единой информационной базы по объектам муниципальной собственности [11].

Порядок ведения и  содержание реестра, формы учёта  муниципального имущества установлены в Положении «О реестре объектов муниципальной собственности г. Апатиты» [14]. Это положение разработано в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, органов местного самоуправления г. Апатиты. В числе таких нормативно-правовых актов и вышеуказанное Постановление Правительства РФ №447, в действующей редакции которого отсутствует п.9 (утратил силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2011 N 47). Однако Постановление Администрации г. Апатиты «Об утверждении Положения о реестре объектов муниципальной собственности» ссылается на данный пункт [12]. Возникает некоторое несоответствие между данными правовыми актами, и напрашивается логичный вопрос: почему это несоответствие не было устранено?

Возвращаясь к целям  реестра, следует сказать, что в  Постановлении Администрации «Об  утверждении Положения о реестре» целью ведения реестра признаётся организация учёта имущества г. Апатиты и совершенствование механизмов управления и распоряжения указанным имуществом [12].

Само положение «О реестре» даёт ему следующее определение:

Реестр – это информационная система, представляющая собой построенную  на единых методологических и программно-технических  принципах муниципальную базу данных, содержащую перечни объектов учёта и данные о них [14].

Положение «О реестре» устанавливает  порядок учёта муниципального имущества  г. Апатиты и ведения реестра  муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов  местного самоуправления г. Апатиты, регулирующими отношения, возникающие при управлении и распоряжении муниципальным имуществом г. Апатиты и создании информационных систем.

Из данного определения  можно сделать вывод, что к  целям ведения реестра относится, в первую очередь, систематизация данных об имуществе, находящемся в собственности муниципального образования.

Итак, обобщая вышеизложенное, следует сказать, что главной целью создания такой системы учёта как реестр муниципальной собственности является повышение эффективности управления и использования муниципального имущества. Основным средством достижения этой цели является тот описательный характер реестра, благодаря которому он не просто перечисляет объекты, относящиеся к муниципальной собственности, но и позволяет их идентифицировать, отличить один объект от другого.

Исходя из того, что  реестр является автоматизированной информационной системой, он должен решать ряд задач:

  1. Учет муниципального имущества:

а) ведение реестра муниципального имущества;

б) ведение договоров по имуществу;

в) формирование отчетов;

  1. Учет земельных участков МО:

а) ведение реестра земельных участков;

б) ведение договоров по аренде земельных участков;

в) формирование отчетности;

  1. Автоматизация расчетных операций учета муниципального имущества и земель:

а) начисление и учет арендной платы за землю;

б) расчет земельного налога;

в) печать квитанций и уведомлений на оплату.

Информация о работе Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)