Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание

Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

3.2 Рекомендации по совершенствованию ведения реестра объектов муниципальной собственности

 

Повышение эффективности  ведения реестра муниципальной  собственности будет иметь место только при ликвидации целого комплекса проблем, существующих в системе учёта муниципального имущества, рассмотренных в ходе данного исследования. Ниже будут рассмотрены некоторые возможные направления совершенствования ведения реестра объектов муниципальной собственности. Конечно, предлагаемые рекомендации носят общий характер. Некоторые из них скорее являются указанием тех направлений, разрабатывая которые можно повысить эффективность управления муниципальным имуществом за счёт создания более совершенной системы учёта муниципальной собственности.

Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что без законодательной базы невозможно создание действенной и эффективной системы учёта муниципального имущества. Таким образом, в первую очередь, необходимо решить проблему, связанную с отсутствием специального нормативного акта, регулирующего вопросы учёта муниципальной собственности. Единственно правильным и результативным решением этой проблемы представляется принятие такого нормативного акта, который содержал бы в себе основы ведения реестров муниципальной собственности и разрешал существующие противоречия и несоответствия между некоторыми нормативно-правовыми актами. При этом разработка такого специального акта, в соответствии с ч.5 ст.51 федерального закона №131-ФЗ,  будет осуществляться на подзаконном уровне уполномоченным на то Правительством РФ одним из министерств (вероятно, Министерством экономического развития).

Итак, что же должна содержать в себе предлагаемая рекомендация по учёту муниципального имущества?

Во-первых, предметом  регулирования данного нормативно-правового акта можно считать порядок учета имущества, находящегося в собственности муниципальных образований.

Важно, чтобы этот закон  содержал классификацию объектов учёта:

- классификацию объектов учета по виду имущества;

- классификацию объектов учета по их правообладателю;

- территориальную классификацию объектов учета;

- ведомственную классификацию объектов учета.

Целью создания такой рекомендации является разработка единых целей и принципов ведения реестров муниципальной собственности, поэтому она должна содержать норму о том, что ведение реестров осуществляется местными органами власти в соответствии со следующими принципами:

 - единство правил ведения составных частей реестров;

- непрерывность внесения  в реестр сведений об объектах  учета; 

- открытость сведений  реестров, за исключением сведений, составляющих государственную тайну; 

- обеспечение информационного  взаимодействия и сопоставимость  сведений, содержащихся в реестрах муниципального имущества, со сведениями, содержащимися в других информационных системах учета и контроля.

Как уже было отмечено выше, право муниципалитетов самостоятельно определять порядок ведения учёта  муниципального имущества законодательно не закреплено. Следовательно, необходимо, чтобы такая норма содержалась в предлагаемом специальном нормативном акте.

Обычно реестр объектов муниципальной собственности разделён на несколько подразделов, что значительно  упрощает работу по его ведению. Реестр г. Апатиты включает в себя несколько подразделов:

а) объекты недвижимого  имущества;

б) объекты движимого  имущества;

в) муниципальные предприятия  и учреждения;

г) объекты имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

д) доли муниципалитета в уставных капиталах хозяйственных обществ;

е) объекты обремененного  имущества (перечень юридических лиц, у которых муниципальное имущество  находится на праве аренды).

Исходя из этого деления, автор рекомендует в предлагаемый нормативный акт в целях обеспечения сопоставимости данных об объектах учёта, содержащихся в реестрах различных муниципальных образований, включить необходимый минимум показателей, описывающих и характеризующих тот или иной объект учёта (в зависимости от его принадлежности к одному из подразделов реестра). Например, для объектов недвижимости к перечню таких характеристик можно отнести: адрес объекта, площадь, кадастровый (условный) номер, номер свидетельства о регистрации права, дата получения свидетельства, балансовая стоимость, остаточная стоимость, наличие обременений (данные об арендаторе с указанием суммы годовой арендной платы, сумма залога, иные обременения) и т.д.

В предыдущем параграфе  было отмечено, что серьёзным барьером для эффективного управления муниципальным имуществом и построения системы учёта, дающей высокие положительные результаты, является отсутствие оперативного информационного обмена между различными отделами, департаментами и учреждениями. Решение данной проблемы автор видит в реформировании муниципальных органов исполнительной власти и создании специализированной структуры для информационного обеспечения исполнительной и законодательной властей. В эту структуру должны войти все организации, которые связаны с созданием кадастровых дел, инвентаризацией, оценкой недвижимости, регистрации прав на имущество, регистрации сделок. Создание такой структуры обеспечило бы также реализацию ставшего «популярным» в последнее время принципа «одного окна», поскольку позволило бы заявителям получать необходимые сведения в одном учреждении.

Однако следует признать, что в связи с сокращением  чиновничьего аппарата данный вариант  решения проблемы неэффективного информационного  обмена представляется неосуществимым. Поэтому следует предложить иной вариант преодоления информационного барьера.

В качестве такого альтернативного  варианта, менее радикального и менее  затратного, следует рассмотреть  создание единой информационной базы с использованием Интернет-технологий (например, создание специального сайта). В рамках такой системы возможно ведение реестра, содержащего сведения по земельным участкам и объектам недвижимости, принадлежащим муниципальному образованию, а также учет регистрации и исполнения  отношений аренды, передачи прав, продажи собственности, приватизации и других операций с объектами имущества. Что характерно, сведения такой базы данных постоянно дополнялись и обновлялись сотрудниками организаций, объединённых такой информационной сетью. Доступ к базе данных был бы полностью открыт для уполномоченных на то сотрудников, но закрыт для обычных пользователей сети Интернет.

Для повышения эффективности  ведения реестра объектов муниципальной  собственности на уровне Комитета по управлению имуществом г. Апатиты автор  рекомендует применять для учёта специально созданные для этой цели программные продукты.

Проанализировав деятельность Комитета в области ведения реестра  автор пришёл к выводу о том, что  автоматизированная система учёта  муниципального имущества должна обладать рядом характеристик.

КУИ осуществляет распоряжение муниципальным имуществом, заключая договоры аренды или безвозмездного пользования. Это означает, что автоматизированная система учёта муниципального имущества должна содержать следующие функции:

  1. регистрировать факт заключения договора с указанием его номера, дат начала и окончания действия, наличия сопутствующих документов (заявок, решений и распоряжений, актов передачи);
  2. производить расчет и начисление арендной платы по договорам аренды с учетом методик расчета, утвержденных органами управления г.Апатиты;
  3. вести учет платежей, поступивших в бюджет по договорам аренды;
  4. контролировать своевременность поступления платежей и рассчитывать пени при задержке выплат;
  5. контролировать сроки завершения договоров;
  6. предоставлять возможность продления существующих договоров, учитывать дополнительные соглашения и соглашения о внесении изменений.

Согласно федеральному закону «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях» часть  объектов муниципальной собственности  может передаваться в распоряжение муниципальным унитарным предприятиям (МУП) и муниципальным учреждениям (МУ) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае права собственника осуществляют органы управления, в частности комитеты по управлению муниципальным имуществом.

Эта деятельность Комитета также должна быть отражена в функциональных возможностях специальной программы по учёту:

  1. в ней должна храниться информация о постановке объекта имущества на баланс МУП или МУ и документах, являющихся основанием для данного действия;
  2. в случае снятия объекта с балансового учета МУП или МУ в реестре должна быть зарегистрирована причина снятия и подтверждающие документы;
  3. для обеспечения оперативного обмена информацией между комитетом и МУП или МУ в системе должен быть предусмотрен инструмент импорта данных по объектам, находящимся на балансе у той или иной организации; при этом информация должна идти в двух направлениях (от МУП или МУ к Комитету и наоборот).

Каждое действие сотрудника комитета должно быть подтверждено наличием соответствующего документа. Простое упоминание в реестре о наличие такого документа не поможет справиться с задачей быстрого поиска самого документа. Он останется безжизненным листом бумаги в одной из папок в одном из кабинетов. Одной из задач автоматизированной системы ведения реестра является осуществление быстрого поиска существующего документа. Для этого все документы, связанные с работой Комитета, должны регистрироваться в системе с указанием:

а) номера и даты создания документа;

б) организации, отдела КУМИ или физического лица, предоставившего документ;

в) номера папки, где хранится бумажный вариант документа;

г) организации, отдела КУИ или физического лица, для которого предназначен данный документ.

Анализ рекламных объявлений, размещённых в глобальной сети, показал, что в настоящее время муниципалитетам предлагается широкий ассортимент различных программ, созданных специально для ведения реестров муниципального имущества, таких как:

- автоматизированная  система «Управление имуществом»  от компании «НПО «Криста»;

- автоматизированная  информационная система «РЕГОСС»  от компании «НПК «Геосервис»;

- программа «Реестр  муниципальной собственности, 1.0»  компании «Высокие Технологии  Управления» и т.д.

Большинство из предлагаемых систем обладают почти всеми функциональными возможностями, проанализированными и перечисленными выше, что значительно бы облегчило, ускорило и усовершенствовало ведение реестра. Однако, как отмечалось ранее, у Комитета нет возможности использовать такие системы, поскольку сотрудники вынуждены пользоваться старыми компьютерами.

Результаты исследования существующих проблем в области  ведения реестров муниципального имущества  и разработки их возможных решений  можно занести в таблицу 3.

Таблица 3

Возможные направления  совершенствования ведения реестра объектов муниципальной собственности г. Апатиты

 

Выявленная проблема

Предлагаемое решение

Предполагаемый результат

1) Отсутствие специального  нормативно-правового акта по  вопросам ведения реестра муниципальной  собственности

Разработка рекомендаций по ведению реестров муниципальной собственности уполномоченным органом; рекомендации должны содержать основные принципы ведения реестров, классификацию объектов учёта, перечень основных характеристик, обязательных для отражения в реестре

Правовое закрепление основных принципов ведения реестров, возможность сопоставления данных, содержащихся в реестрах различных муниципальных образований и реестрах регионального и федерального имущества

2) Нет единой классификации  объектов учёта и их характеристик

3) Отсутствие эффективного информационного обмена между организациями, деятельность которых связана с учётом муниципального имущества

а) создание единой специализированной структуры для информационного  обеспечения законодательной и  исполнительной властей

б) создание единой информационной базы данных всех организаций, деятельность которых связана с учётом муниципальной собственности

Более эффективное ведение  учёта муниципальной собственности

4) Использование старых информационных технологий для ведения реестра муниципальной собственности

Приобретение новых  программных продуктов, специально разработанных для ведения учёта  имущества муниципальных образований

Увеличение скорости обработки данных, отражение в  реестре более полных сведений об объектах учёта


 

 

 

Информация о работе Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)