Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание

Право населения на местное самоуправление, то есть право низовых территориальных единиц самостоятельно и независимо от государства решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права – муниципальное образование, за которым государством признаётся способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность.

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 407.00 Кб (Скачать документ)

Основными задачами, стоящими перед реестром объектов муниципальной собственности г.Апатиты являются:

  1. организация единой системы учёта муниципального имущества;
  2. отражение движения имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Апатиты;
  3. анализ состояния муниципального имущества и его использования в соответствии с интересами муниципалитета;
  4. обеспечение информацией об объектах муниципального имущества государственных органов, органов местного самоуправления, других юридических и физических лиц при возникновении правоотношений с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок [14].

Учёт муниципального имущества предполагает описание объекта учёта с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.). Учётной единицей является обособленный имущественный объект, который может быть самостоятельным предметом сделки.

К объектам учета при ведении реестра муниципальной собственности относится имущество муниципальных учреждений и унитарных предприятий, закрепленное за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; находящиеся в муниципальной собственности акции (доли) в уставном капитале предприятий, а также иное недвижимое и движимое имущество. В данном списке отсутствуют средства местного бюджета, поскольку они не входят в категорию муниципального имущества. Их учёт осуществляется соответствующими департаментами администраций; в г.Апатиты учёт средств местного бюджета осуществляется Управлением финансов Администрации г.Апатиты.

2.2 Порядок учёта и ведения реестра объектов муниципальной собственности

 

Администрация г. Апатиты осуществляет полномочия собственника муниципального имущества г. Апатиты.

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Апатиты является основным органом, уполномоченным собственником на управление и распоряжение объектами муниципальной собственности г. Апатиты.

Согласно п.п. 3.3 п.3 Положения  «О реестре объектов муниципальной  собственности г. Апатиты» включению в реестр объектов муниципальной собственности подлежат:

  1. земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности;
  2. участки леса, водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
  3. муниципальное недвижимое имущество (здания, строения, сооружения и др.), закреплённое на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, либо находящиеся в муниципальной собственности предприятия как имущественные комплексы;
  4. муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  5. находящиеся в муниципальной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющиеся у них муниципальное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
  6. нематериальные активы муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;
  7. движимое имущество муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, балансовая стоимость которого превышает тысячекратный размер установленной законом минимальной оплаты труды;
  8. движимое и недвижимое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и не закреплённое за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
  9. иное находящееся в муниципальной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям [14].

Ведение реестра муниципального имущества осуществляется сотрудниками КУИ на магнитных носителях и  включает в себя:

- занесение в него  объектов учёта и данных о  них;

- обновление данных  об объектах учёта и исключение их из реестра (в случае изменения формы собственности или других вещных прав на них).

Включение в реестр означает первичное внесение в него сведений об объектах учёта.

При занесении сведений об объекте учёта в реестр каждому  объекту присваивается уникальный реестровый номер. Присвоение реестрового номера объекту осуществляется в определённом порядке.

Реестровый номер представляет собой шестиразрядное число, состоящее из трёх цифровых групп, которое формируется по следующему правилу (рис.1).

 

1

2

3

4

5

6


 

Рис.2. Формирование реестрового номера

 

Первая группа (1) характеризует признак, определяющий данные об объекте учёта как открытые (общедоступные; тогда первой цифрой реестрового номера является 0) либо отнесённые к категории ограниченного доступа (тогда вначале номера ставится 1).

Вторая группа цифр включает в себя две цифры (2, 3) и обозначает код региона (код Мурманской области – 51).

Третья группа (4, 5, 6) представляет собой уже непосредственный порядковый номер объекта учёта в реестре, который присваивается КУИ.

Все изменения состояния  объектов муниципальной собственности, связанные с их отчуждением либо иным изменением формы собственности, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией  или реорганизацией предприятий (согласно ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях – слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму), подлежат отражению в реестре [5].

Внесение изменений  в реестр муниципального имущества  производится по факту изменений данных о юридических лицах, за которыми закреплено имущество на каких-либо основаниях, а также по факту движения муниципального имущества (заключение, изменение и расторжение договоров о закреплении имущества, изменение стоимости в связи с переоценкой имущества и др.)

Основаниями для включения  в реестр объектов муниципальной  собственности г.Апатиты, внесения изменений, дополнений или исключения из него являются следующие документы:

- Указы и распоряжения  Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- иные акты федеральных  органов государственной власти  РФ;

- правовые акты органов  государственной власти Мурманской  области;

- правовые акты органов  местного самоуправления г. Апатиты;

- распоряжения Комитета  по управлению имуществом, принятые в пределах его полномочий;

- вступившие в законную  силу решения суда;

- заключённые в установленном  порядке договоры купли-продажи;

- документы отчётности  муниципальных предприятий и учреждений;

- документы инвентаризации  и переоценки имущества;

- иные документы в соответствии с действующим законодательством [14].

Для учёта муниципального имущества, находящегося в пользовании  юридических лиц, юридическое лицо должно предоставить в Комитет по управлению имуществом пакет документов, состоящий из:

- заявления на получение свидетельства о получении свидетельства о внесении в реестр объекта учёта (прил.№2);

- карты учёта муниципального  имущества, имеющегося у юридического  лица;

- перечня объектов  недвижимости (прил. №3);

- перечня объектов  движимого имущества (прил. №4);

- копии документов, подтверждающих  приведённые в карте учёта  данные.

КУИ обязан зарегистрировать заявление в день его предоставления и в течение месяца провести экспертизу полученных сведений. В случае установления неполноты или недостоверности информации, предоставленной заявителем, КУИ приостанавливает проведение учёта и направляет об этом уведомление заявителю. Заявитель в свою очередь обязан в течение месяца предоставить необходимые дополнительные сведения. Если юридическое лицо-заявитель не сообщает необходимую информацию КУИ, то Комитет вправе провести проверку достоверности информации с привлечением структурных подразделений Администрации г.Апатиты, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности заявителя в соответствующей отрасли и контролирующих органов.

Объекту учёта, прошедшему процедуру учёта, присваивается  реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство о внесении в реестр муниципального имущества. Бланк свидетельства  является документом строгой отчётности, имеющим индивидуальный номер, и подлежит учёту в соответствии с действующим законодательством.

По окончании календарного года перечни объектов муниципального имущества реестра распечатываются  на бумажных носителях. Затем бумажные носители брошюруются, производится нумерация листов и внутренняя опись и ставится заверительная надпись.

В случае исключения сведений об объекте из базы данных при изменении формы собственности или других вещных прав на объект муниципального имущества данные о них из реестра переносятся в архив.

Информация об объектах учёта, содержащаяся в реестре, находится  в свободном доступе (кроме сведений, составляющих государственную тайну) и может быть предоставлена любым  заинтересованным лицам. При этом федеральным органам власти, органам субъектов и местным органам власти информация из реестра предоставляется бесплатно. Важно отметить, что бесплатно информация об объектах учёта должна быть предоставлена и юридическим лицам, имеющим свидетельства о внесении в реестр, по их запросу. Кроме того, юридическое лицо, имеющее свидетельство, может получить информацию о лицах, получивших сведения о его объекте учёта.

Документы и (или) их копии, являющиеся юридическими основаниями  отнесения включённого в реестр имущества к объектам муниципальной собственности и на основании которых осуществляется ввод и изменение данных реестра брошюруются и подлежат описи в отдельной книге. Опись составляется в порядке поступления документов, в неё включается дата и номер документа, наименование органа, принявшего документ, название документа.

2.3 Роль Комитета по управлению имуществом г. Апатиты в ведении учёта объектов муниципальной собственности

 

Муниципальная собственность - это самостоятельная форма (вид) собственности, в которую входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения и другое имущество [4]. От имени муниципального образования права владения, пользования и распоряжения осуществляют органы местного самоуправления, которые сами при этом собственниками не являются.

Комитет по управлению имуществом - орган, уполномоченный на управление муниципальным имуществом. Комитет является структурным подразделением администрации города Апатиты.

Комитет возглавляет  председатель, который назначается  на должность по рекомендации конкурсной комиссии и освобождается от занимаемой должности Главой города Апатиты.

Комитет в установленном  порядке предоставляет государственную  статистическую отчетность, ведет бухгалтерский  учет согласно Положению, утвержденному  Министерством имущества РФ.

Основными направлениями  деятельности Комитета в соответствии с возложенными на него задачами и  функциями являются:

- управление и распоряжение  собственностью города Апатиты; 

- управление и распоряжение  земельными ресурсами.

В состав Комитета по управлению имуществом входят:

1) Отдел имущественных  отношений (7 сотрудников)

2) Отдел земельных  отношений (6 сотрудников)

3) Сектор по учёту  и распределению муниципального  жилищного фонда (5 сотрудников).

Основными задачами Комитета являются:

- реализация государственной  политики в области имущественных  и земельных отношений на территории  г. Апатиты; 

- управление и распоряжение  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности г. Апатиты, в  том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами;

- участие в процессе  разграничения государственной собственности на землю;

- реализация решений,  связанных с регулированием имущественных  отношений в сфере владения, пользования  и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы и рациональным использованием земли;

- ведение реестра муниципального имущества [13].

На последней задаче следует остановиться и, в соответствии с темой данной работы, рассмотреть  её более подробно.

Прежде всего, сотрудники комитета отвечают за учет всего имущества  в собственности города. Поэтому  фундаментом любой системы управления муниципальным имуществом становится реестр. Комитет по управлению имуществом осуществляет владение и пользование реестром, а также реализует полномочия распоряжения им в пределах, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Апатиты.

Комитет вправе запрашивать  у организаций всех форм собственности, имеющих в пользовании муниципальное имущество, сведения, необходимые для ведения реестра объектов муниципальной собственности.

Согласно Положению  «О реестре» Комитет по управлению имуществом осуществляет методическое, организационное и программное  обеспечение работ по ведению  реестра, а также организацию защиты информации [14].

КУИ осуществляет правомочия владения и пользования реестром, а также реализует полномочия распоряжения им в пределах, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Апатиты. При этом собственником реестра является муниципальное образование г. Апатиты.

Эффективная (неэффективная) работа Комитета по управлению имуществом прямо определяет эффективность (неэффективность) мер Администрации муниципального образования по управлению муниципальным имуществом. Оценить деятельность по ведению реестра очень сложно, однако, некоторые выводы можно сделать, проанализировав отчёты об исполнении плана приватизации за определённые периоды времени, а также, рассмотрев доходные статьи бюджета в части неналоговых поступлений.

Информация о работе Реестр муниципальной собственности как инструмент управления муниципальным имуществом (на примере г. Апатиты)