Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
51. Авторитарный стиль управления - совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
Этот стиль наиболее востребован
в период становления, то есть на начальном
этапе формирования организации, ее
трудового коллектива, когда у
работников не сформированы навыки видения
целей и путей их достижения. К
отрицательным качествам
52. Мотивация путешествий
Естественно, что все виды предложений
на туристском рынке должны быть сориентированы
на конкретного потребителя, на его
пожелания, вкусы и цели путешествия.
Поэтому следующим этапом стало
выявление предпочтений и мотивов
путешествий.
Вкусы могут быть разнообразными. Это
зависит от целого ряда факторов. Цели
путешествий у разных людей также различаются:
кто-то едет отдохнуть у воды, кому-то
хочется заняться на досуге спортом, кто-то
интересуется экскурсиями и музеями, а
кому-то требуются только развлечения.
Поведение потребителей невозможно понять,
не выяснив его источники, побудительные
мотивы.
Мотивы — это побуждения, мечты, желания
или соображения, которые инициируют некоторую
последовательность действий, представляющих
собой поведение. Мотив путешествия —
это причина, при отсутствии которой данная
поездка не состоялась бы.
На рисунке 1 указаны основные
цели путешествий среди молодежи Орловской
области.
Рис. 1. Основные цели путешествий молодежи
Отличительным признаком мотивов
является их целенаправленность. А
для того, чтобы действие было целенаправленным,
человек должен сознавать, в чем
именно он нуждается, чего ему не хватает.
Человек стремится удовлетворить самые
разнообразные свои потребности. Именно
поэтому мы проанализировали факторы,
привлекающие молодежь в туризме (см. рис.
2—4).
Рис. 2. Мотивация путешествий
Рис. 3. Предпочтения молодых людей во время путешествий
Рис. 4. Наиболее привлекательные места отдыха
Исходя из полученных данных
и существующих групп мотиваций
путешествий можно сделать вывод
о том, что среди студентов большое значение имеет
физическая мотивация. Физическая мотивация
подразделяется на отдых, лечение и спорт.
Поскольку среди ответов на первом месте
стоит отдых, следовательно, основной
причиной путешествий является восстановление
физических сил.
Не менее важной является и психологическая
мотивация. Главная психологическая мотивация
путешествия — желание увидеть что-нибудь
новое, уйти от повседневной рутины, необходимость
смены обстановки.
Отличительная черта молодежи
— стремление к общению. Многие люди ищут
во время поездки необходимые им социальные
контакты. Большое значение в этой
группе занимают посещения друзей, знакомых,
родственников. Таким образом, особое
значение приобретает и межличностная
мотивация.
Менее выраженной оказалась культурная
мотивация, предполагающая знакомство
с другими странами и регионами, с их обычаями,
традициями и языками, интерес к искусству,
а также религиозные причины.
В силу, быть может, возрастных особенностей
не нашли отражения и мотивации престижа
и статуса. Основная цель путешественников
этой группы — добиться всеобщего
признания и удержать его. Развитие личности
чаще всего связано с профессиональной
подготовкой, а также с повышением квалификации
или переподготовкой.
Таким образом, сердцевину продукта,
его сущностную сторону представляет
так называемый замысел, т.е. его направленность
на решение определенной проблемы, удовлетворение
конкретной нужды.
Одним из основных элементов менеджмента является культура управленческого труда, эталонные ценности этого труда, нормы поведения и деятельности менеджера. Культура труда менеджера складывается из его знаний и умений в области экономики, законодательства, научной организации труда, культуры поведения и культуры речи, организационной культуры руководителя (владение знаниями теории управления, психологически адекватными методами организаторской работы, владение организационными процедурами).
Современный менеджер должен понимать природу управленческих процессов, собственных функциональных обязанностей, оптимального стиля руководства, знать критерии эффективности своей работы, ориентироваться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, нужных для управленческого персонала.
Ряд личностных ограничений не позволяет индивиду претендовать на должность менеджера, а именно: неспособность к эффективной саморегуляции, размытые личностные ценности, личностная ригидность, пониженная креативная способность (неспособность видеть, понимать и решать проблемы), коммуникативная недостаточность, непонимание специфики управленческого труда, пониженные организаторские способности, незнание процессов групповой динамики и группового развития, невладение формами и способами межличностного воздействия.
Типичные формы и способы
поведения менеджера образуют с
Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников. Однако в некоторых случаях предпочтение может быть отдано и авторитарному стилю руководства — при организации работ в экстремальных ситуациях и т. п. Авторитарный стиль руководства имеет место и в начальных стадиях группообразования, в неразвитых коллективах, в тех случаях, когда масса исполнителей не обладает необходимым профессионализмом и должной культурой поведения. В отдельных случаях руководителю демократического стиля целесообразно использовать отдельные элементы авторитарною руководства.
Стиль руководства индивидуален. В рамках каждого стиля возможны различные его варианты. Так, большая забота о производстве может сочетаться с недостаточным вниманием к людям; дружеские отношения с сотрудниками могут развиваться в ущерб делу. Для получения личных преимуществ руководитель может манипулировать формально-демократическими способами руководства, допускать фамильярные отношения с подчиненными, опускаться до их недостаточно высокого уровня личностного развития. В стрессовых и конфликтных ситуациях менеджер может воспользоваться резервными, экстраординарными моделями поведения.
Деятельность менеджера по психологической структуре — система сложных волевых действий. Ее основными элементами являются видение основных целей, способов и условий их достижения, принятие оптимальных решений в условиях сложного выбора. Это исходное звено поведенческой активности менеджера
Таблица 14 Психологические стили деятельности менеджера
Характеристика |
Демократический стиль |
Авторитарный стиль |
Либеральный стиль |
Ролевая позиция |
Руководитель — координирующий партнер исполнителей |
Руководитель — повелитель, директивная инстанция |
Руководительская функция ослаблена |
Авторитет |
Реальный, заслуженный |
Формальный, по должности |
Зависит от индивидуальных запросов и симпатий членов группы |
Организаторские особенности |
Гибкие, рамочные указания для исполнения работ, стимуляция личной инициативы |
Детально регламентированная организация работ, не допускающая личной инициативы |
Организация работ детально не регламентирована |
Принятие решений |
Коллегиальные решения |
Единоличные решения |
Коллективные решения |
Распоряжения |
Основной вид — просьба, совет |
Единственный вид — приказ |
Основной вид — просьба |
Стиль делегирования |
Сотрудникам делегируются способ решения задачи и ответственность за ее выполнение |
Сотрудникам делегируются только исполнительские функции |
Сотрудникам делегируются исполнительские и инициативные функции |
Объект контроля |
Контролируется только результат работы |
Контролируется ход исполнения приказа |
Ход исполнения должным образом не контролируется |
Манера общения с персоналом |
Руководитель открыт для
постоянного общения с |
Руководитель дистанцируется от сотрудников |
Руководитель легко доступен для общения с сотрудниками |
требует высокого развития такого
его личностного качества, как
инициативность, и такого психического
состояния, как достаточная
Центральным звеном деятельности менеджера является принятие управленческих решений. Принимаемые им решения — обоснованный выбор варианта действия из ряда альтернативных возможностей. Эти решения касаются в основном четырех управленческих сфер:
Решения принимаются в условиях неопределенности и некоторого риска. При этом менеджер должен ориентироваться на решения с высоковероятностным положительным исходом.
Принимаемые решения могут
быть формальными и неформальными
— творческими, эвристическими. Последняя
разновидность решений требует
развитых аналитических способностей
менеджера. Стратегические решения
принимаются коллегиально. Однако круг
лиц, участвующих в принятии решения,
должен быть профессионально
В организации труда исполнителей
нередко возникают трудности
непонимания, психологические барьеры,
противоречия, конфликты и конфликтные
эмоциональные состояния. Профессионализм
менеджера состоит в умелом снятии
конфликтов, нахождении компромиссных
решений. Причинами производственных
конфликтов могут быть: противоречивость
целей групп и отдельных
Нередко проявляется и конфликтность личности, ее негативные характериологические качества — зависть, обида, акцентуации и психопатии характера. Источником конфликтов может быть и сам менеджер, его негативные личностные качества — мелочность, придирчивость, злопамятность, несправедливость, беспринципность, резкость и грубость. Конфликты оптимально не устранять, а разрешать, воздействуя на их источники. Менеджер должен различать конфликт, связанный с распределением ресурсов, и конфликт, обусловленный психологической несовместимостью двух сотрудников. При разрешении конфликта следует прежде всего минимизировать количество его участников, привлечь компетентных экспертов, не принимая лично сторону определенной конфликтующей группы. Формы разрешения конфликтов могут быть психолого-педагогическими (просьба, убеждение, разъяснение, внушение) и административными (решение комиссии, перевод на другую работу). Различны и способы реагирования на конфликт: принуждение, избегание, сглаживание, компромисс, решение конфликтной проблемы. В целях сглаживания конфликта и нахождения компромиссного решения целесообразно вынести конфликт на широкое обсуждение, не допуская при этом его дальнейшего обострения, создать для конфликтующих сторон ситуацию эмоционально положительного общения. Обсуждая конфликт, следует анализировать проблему, а не личностные качества его участников. Но лучше всего распознавать назревающий конфликт, разрешать его в начальной стадии.
Оптимальный психологический климат в коллективе, мягкость и доброжелательность повседневного общения — одна из основных предпосылок уравновешенности, бесперебойности производства. 80% своего рабочего времени менеджеры расходуют на деловое общение. Эффективное общение — вид профессиональной деятельности менеджера. Эта деятельность имеет свои тонкости, сложности и психологические закономерности. Общительность менеджера решающим образом влияет на успешность деятельности всей организации. Малорезультативны менеджеры замкнутые, необщительные и сверхобщительные (болтуны). Менеджер должен учитывать установку коллектива или отдельного лица на определенные меру и качество общения. Малообщительные менеджеры не обеспечивают коллектив необходимой информацией и эмоционально положительным воздействием. Сверхобщительные менеджеры мешают работе коллектива. Чувствительность к мере общения — важнейшее личностное качество менеджера. Его общение должно быть содержательным, иметь необходимую смысловую насыщенность. Менеджер пользуется в основном вербальной формой общения. При этом используются и паравербальные средства общения — жест, мимика, пантомимика.
На слово люди реагируют
так же, как на непосредственные
физические воздействия. Слово может
вдохновить и вызвать апатию, побудить
человека на сильные и смелые поступки
и парализовать его деятельность.
Хороший менеджер — хорошо, разумно
и убедительно говорящий