Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

7. Обучение - основа  развития и неотъемлемая часть  жизненно важного процесса продвижения  организации.

Данные принципы заслуживают пристального внимания, так как направлены на формирование корпоративной культуры и всестороннее развитие личности. В сочетании с  современной технологией и консалтингом они позволяют повысить уровень  управления персоналом.

Анализируя изложенные выше концепции, можно обобщить подходы  к управлению персоналом и выделить два направления оценки роли человека в общественном производстве. Согласно первому человек рассматривается  как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческий) —  важный элемент процесса производства туристского продукта и управления. С позиции теории подсистем эта  точка зрения относится к группе экономических систем, так как  здесь главенствуют проблемы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Другая часть исследователей рассматривает вопросы отношения людей, аспекты всестороннего развития личности, и, следовательно, основой их исследования выступает человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - главный субъект управления. Это направление можно отнести к социальным системам, так как персонал рассматривается как главная система, состоящая из неповторимых личностей.

Исследования литературных источников [14; 18; 21; 28; 35; 45; 57; 101] показывают, что в настоящее время существуют различные подходы к определению  понятия «управление персоналом». Так в работе [35] управление

17

персоналом определяют как деятельность, выполняемую на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию  работников для достижения организационных  и личных целей.

По нашему мнению, в данном определении понятие  «управление персоналом» трактуется слишком размыто, поскольку неясны объект и субъект деятельности, его  цели, задачи (едва ли можно считать  целью «способствование использованию  работников»).

В противоположность  этому определению в работе [28] управление персоналом определяется как  комплекс взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических  методов, обеспечивающих эффективность  трудовой деятельности конкурентоспособности  предприятия. В данном определении  ключевым является понятие «комплекс  методов», что по нашему мнению сужает понятие «управления персоналом», сводя его только к методическому  обеспечению управления персоналом.

В подходах ряда ученых определение понятия «управление  персоналом» строится на основе вычленения одной из задач по управлению персоналом. В работе [101] управление персоналом рассматривается как обеспечение  организации необходимым числом работников, выполняющих требуемые  производственные функции. В данном определении управление персоналом выступает как процесс обслуживания производства, что вполне справедливо, но узко, поскольку помимо «обеспечения организации работниками» существуют другие задачи, не учтенные в данном определении. Так, в работе [45] отражен  мотивационный подход, «управление  персоналом - это формирование и  направление мотивационных установок  работника в соответствии с задачами, стоящими перед организацией».

Учитывая приведенные  выше определения под управлением  персоналом, на наш взгляд, следует  понимать - процесс системного, планомерно организованного, с помощью взаимосвязанных  организационных, экономических и  социальных механизмов управления, воздействия  на персонал организации с целью как обеспечения эффективного функционирования операционного процесса, так и удовлетворения потребностей персонала в их профессиональном и личностном развитии.

 

61. Внешняя среда организации

 

Как отмечалось, предприятие - это открытая система, и его развитие зависит от внешней среды (его  также называют общим окружением, средой косвенного воздействия или  совокупностью неконтролируемых факторов).

 

Так, Дж.Белл доказывает, что «внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные (т.е. значимые) в отношении операций организации». Однако такой подход не различает различных слоев внешней среды. Внешняя среда, или среда косвенного воздействия, действует не непосредственно на каждую отдельную организацию, а на все сразу. Это не значит, что их влияние меньше влияние факторов непосредственного окружения.

 

Ф. Котлер считает, что внешняя среда (макросреда) состоит из шести основных факторов: демографических, экономических, природных, научно-технических, политических и факторов культурной среды.

 

Факторы внешней среды  чаще всего классифицируют по следующим  группам:

 

1. Экономические - факторы,  связанные с оборотом денег,  товаров, информации и энергии.

 

2. Политические - факторы, влияющие на политические взгляды и разделяют людей на отдельные политические группы и находят выражение в деятельности и принятии решений местными органами власти и правительства.

 

3. Социально-демографические  факторы, влияющие на уровень  и продолжительность жизни людей,  а также формируют их ценностную  ориентацию.

 

4. Технологические - факторы,  связанные с развитием техники,  оборудования, инструментов, процессов  обработки и изготовления продуктов,  материалов и технологий, а также  knowhow.

 

5. Конкуренция - факторы,  отражающие будущие и текущие  действия конкурентов, изменения  в долях рынков, концентрации  конкурентов.

 

6. Географические - факторы,  связанные с размещением, топографией  местности, климатом и натуральными  ресурсами (в частности, полезных  ископаемых).

 

Такую классификацию можно  использовать для обеспечения ориентации в рассматриваемом. Однако процессы, происходящие во внешней среде, очень сложны, взаимосвязаны и содержат много противоречий, вследствие этого, все эти процессы надо внимательно и систематически изучать.

 

Другой подход к перечню  компонентов внешней среды принадлежит  А. С. Виханського, который добавляет к вышеупомянутым правовое и международная среда.

 

Существует довольно большой  перечень классификаций составляющих внешней среды. Далее приведены  основные направления и факторы, по которым в наибольшем объеме могут  осуществляться анализ и прогнозирование  основных тенденций в макросреде, поскольку констатацией сложившейся  ситуации, нельзя ограничиваться. Факторы  внешней среды имеют определенную связь между собой, который заключается в уровне силы, с которой изменение одного фактора оказывает влияния на другие составляющие. Надо выявить основные тенденции, взаимовлияние этих факторов и построить тренды их развития.

64. Сущность, роль и функции контроля в управлении

Контроль – это система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, определение результатов управленческих воздействий на управляемый объект и отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

В стране действуют более 260 федеральных законов, указов, постановлений, в которых регулируется контрольная  и надзорная деятельность. Переход  к рыночной экономике требует  новых подходов к управлению. Предприятиям и фирмам предоставлены права  самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой  и международными стандартами бухгалтерского учета и отчетности.

Контроль на предприятии (контроллинг) включает текущий сбор и обработку информации, проверку отклонений фактических показателей деятельности фирмы от нормативных или плановых и, что более важно, – подготовку рекомендаций для принятия решения.

Контроль выявляет слабые стороны предпринимательской деятельности, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избежать банкротства  и кризисных ситуаций. Контроль на предприятии включается в процесс  управления, установление целей, разработку бизнес-планов, бюджетов, мониторинга, оперативной работы, отклонений от намеченных целей на всех этапах жизни  товара: от его создания до реализации. В современных условиях при создании новых изделий, организации работы, научных исследованиях и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР), получение достижений в науке и технике роль контроля будет усиливаться.

Понятие «контроль в управлении»  следует рассматривать в трех основных аспектах:

    1. контроль как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из их основных управленческих функций, т. е. контроль как деятельность;
    2. контроль как завершающая стадия процесса управления, основой которой является механизм обратной связи;
    3. контроль как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения.

Наряду с внутренним контролем, внутрихозяйственным расчетом, созданием  мер по ограничению риска и  безопасности хозяйственной деятельности фирмы большое значение в финансовой и налоговой сфере в современной  обстановке имеет ревизия – как  инструмент контроля. Неплатежи, задержки заработной платы, налоговое бремя, инфляция и нестабильность экономики  в стране требуют со стороны государства  радикальных мер, соответствующих  международным стандартам: проверок финансовых результатов, правил документооборота и контроля учетной политики. Эти  функции контроля и ревизий в  стране выявляют фирмы, укрывающиеся от налоговых платежей, нарушения в  использовании бюджетных ассигнований. Наполняемость бюджета и внебюджетных фондов позволит своевременно выдавать заработную плату, пенсии и стипендии, пособия, улучшить социальную помощь, финансировать в должной мере здравоохранение, образование, правоохранительные органы и финансировать в должной  мере.

Государство контролирует предприятия  всех форм собственности с помощью  эффективных форм финансового конторля.

Объектом финансового  контроля выступает как бюджетно-налоговая  сфера и бюджетный процесс, так  и весь процесс финансово-хозяйственной  деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется большая роль и  значение финансового контроля как  основного элемента государственного контроля и управления.

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные  органы и структуры предприятия  с государственным участием, организации  полностью или частично финансируемые  из бюджета, организации и предприниматели  в части уплаты налогов в бюджет.

3. Виды контроля

В зависимости от субъекта контроля различают следующие его  виды.

Государственный финансовый контроль – неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Его цель – контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего долга, государственных резервов, осуществлением финансовых и налоговых льгот; а также контроль над своевременным и полным поступлением всех видов государственных доходов, использованием кредитных и привлеченных средств на покрытие дефицита госбюджета, своевременным финансированием затрат на социальную сферу, в том числе на оплату труда, выплаты пенсий, стипендий и других социальных выплат.

Негосударственный финансовый контроль необходим государству как информация о результатах деятельности всех предприятий для принятия решений в области экономики, бюджетной политики и налогообложения. С этой целью создан новый вид контроля – аудит. Аудит построен на принципе полного хозрасчета, проводимого на основе договора между хозяйствующим субъектом и аудитором.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка  ведения бухучета законодательству РФ.

В зависимости от того, кто  проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы. Основной задачей данного вида аудита является установление достоверности и дача заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков.

К негосударственному контролю относится контроль со стороны коммерческих банков, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны контролировать соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно- кассовых операций и валютного законодательства.

Информация о работе Школы менеджмента