Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Существенны также место и обстановка общения. Каждый акт общения имеет свои стратегию и тактику. Менеджер должен заранее продумать различные линии собственного речевою поведения в зависимости от реакции партнера (согласится, возразит, останется безразличным). Общение начинается с установления психологического контакта — обсуждения общей интересующей проблемы. При этом следует избегать всего того, что может нарушить контактное взаимодействие (неудачные реплики, речевая неряшливость, высокомерие, фамильярность, различные проявления малокультурности). На начальной стадии общения уместно проявить неподдельный интерес к личности собеседника, его достоинствам и возможностям, ярким биографическим фактам, текущим бытовым проблемам. При этом используются все средства комфортного воздействия — удобная мебель, легкое угощение, приятная улыбка, доброжелательность и дружеское расположение. Внимание собеседника при этом не должно быть утомлено, его активность должна быть возбуждена интересными для него вопросами.
Акцентируйте внимание собеседника на том, что нравится ему, а не вам. Постепенно переходите к взаимоинтересным проблемам. Постарайтесь уловить и снять возможные психологические и смысловые барьеры, ориентируйтесь в мотивах и целях собеседника, его позициях и ценностных ориентациях. В основной части общения информируйте собеседника по своей проблеме (кратко, четко и понятно). Четко поставьте вопросы для совместного обсуждения. Внимательно слушайте собеседника, следя и за его паравербальными проявлениями. (Умение слушать — один из показателей культуры и дисциплинированности человека.) Слушая собеседника, выделяйте главное, делайте пометки; отмечайте то, что вас чрезмерно волнует, нейтрализи- руйте эти воздействия, сохраняйте устойчивое психическое равновесие.
Одна из основных форм управленческой деятельности — проведение деловых совещаний. При этом происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются совместные оперативные и стратегические решения. Деловые совещания должны быть краткими, информативными, а их участники должны иметь непосредственное отношение к решаемой проблеме. При подготовке делового совещания должна быть определена целесообразность его проведения, намечен состав его участников, установлены дата, время и место его проведения. При проведении делового совещания устанавливаются его продолжительность, особенности регламента и составления протокола. Совещание завершается принятием решения и определением мер по его реализации и контролю. Наиболее оптимальными днями недели для проведения совещаний считаются среда и четверг; время проведения — вторая половина дня (оно приурочивается ко второму пику повышения работоспособности человека в течение дня — между 16 и 18 часами); проведение деловых совещаний в первой половине дня нарушит трудовой ритм сотрудников. Совещания целесообразно проводить за столом трапециевидной формы с местом председателя у его широкого основания и секретаря у меньшего основания. Стол такой формы обеспечивает удобную позу для всех его участников и необходимые визуальные контакты. Помещение для совещаний должно иметь хорошую звукоизоляцию, вентиляцию и комфортный микроклимат (20 "С тепла и 60% влажности). Каждый участник совещания должен заранее знать его тематику и цель его проведения. Оптимальная продолжительность совместной интеллектуальной деятельности большого количества людей не должна превышать 45-60 мин. После перерыва возможно дополнительное время продолжительностью в 30 мин. После 90 мин. работы наступает период отрицательной активности, возникает безразличие к решаемым вопросам или склонность к принятию рискованных решений. Установление и соблюдение регламента обязательны. Протокол совещания — его официальный документ, в котором фиксируются достижение цели совещания, принятое решение, ответственные за его исполнение, контроль и сроки исполнения.
В заключение отметим, что
психология менеджмента является базовой
отраслью социальной психологии, которая
наряду с психологией повседневных
межличностных отношений
57Организация как функция управления
Организовать - значит создать некую структуру. Организовывание — это процесс создания и формирования структуры предприятия, а также обеспечения его всеми необходимыми для нормальной работы ресурсами (финансы, персонал, материалы и проч.), который дает возможность людям эффективно работать вместе для, достижения его целей.
Эту задачу данной функции менеджмента можно назвать — организация взаимодействия и распределение полномочий персонала организации.
Согласно данной задаче организовывание как процесс представляет собой функцию по координации многих более конкретных задач.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
• деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям;
• делегирование полномочий.
Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.
Ответственность представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Полномочия представляют
собой ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Важно осознать, что делегирование
реализуется только в случае принятия
полномочий и собственно ответственность
не может быть делегирована. Руководитель
не может «размывать»
Если предполагается, что какой-то работник примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация
должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.
Полномочия ограничены планами, процедурами, правилами и устными распоряжениями начальников, а также факторами внешней среды, например законами и культурными ценностями.
Пределы формальных полномочий часто нарушаются благодаря власти и неформальным организациям. В некоторых случаях пределы полномочий изменяют характер полномочий в такой значительной степени, что необходимо рассмотреть отношения между уровнями полномочий, которые проявляются в виде двух общих типов.
Они обозначаются как линейные и аппаратные (штабные) полномочия, причем оба типа могут применяться в различных формах и организационных структурах управления (ОСУ).
Линейные полномочия — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным.
Аппаратные (штабные) полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия.
Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательные согласования, параллельные и функциональные полномочия.
Линейные руководители часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Ограничение нормы управляемости. Число работников, подчиняющихся непосредственно руководителю, составляет его норму управляемости. Если норма управляемости не будет соответствующим образом ограничена, возникнут путаница и перегрузка руководителя. Потенциальная возможность путаницы в полномочиях может быть уменьшена при помощи принципа единоначалия: работник должен получать непосредственные распоряжения только от одного начальника и отвечать только перед ним.
Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Не менее важной задачей функции организовывания является создание условий для формирования такой организационной (корпоративной) культуры внутри организации, которая характеризуется единым подходом к ценностям и целям организации, высокой чувствительностью к изменениям рынка и требованиям потребителей, внедрению достижений научно-технического прогресса.
Организационная культура представляет совокупность внутриорганизационных принципов и правил взаимоотношений работников, систему ценностей и убеждений, воспринимаемых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала.
Разработка концепции культуры организации началась в начале 1980-х гг. в США под влиянием трех научных направлений:
• исследования в области стратегического управления;
• теория организаций;
• исследования в области организационного поведения. Организационная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. Организационная культура задает пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом из иерархических уровней, возможности; использования ресурсов организации в целом, ответственность, дает: направления развития, регламентирует управленческую деятельность, способствует идентификации членов с организацией. Под влиянием организационной культуры складывается поведение отдельных ее членов. В основе организационной культуры лежат потребности личности и потребности организации.
58. Система управления персоналом в организациях индустрии туризма
Важной особенностью туристского продукта, отличающей его прежде всего от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.
Персонал в индустрии
туризма является одним из основных
ресурсов конкурентных преимуществ
организации и, следовательно, качество
обслуживания в туристских организациях
зависит от мастерства и сознательности
их служащих. Удовлетворение клиента
в сфере обслуживания достигается
также вежливостью персонала
и его отзывчивостью. Таким образом,
эффективное управление людьми превращается
в одну из важнейших функций туристской
организации — в функцию
Для поддержания
качества обслуживания многие туристские
организации разрабатывают
9
это свойство, которое
предназначено для формирования
у потребителя чувства
распознать и оценить требования каждого клиента к заказываемому
обслуживанию;
оценить восприятие каждым клиентом предоставляемого ему обслуживания;
оперативно корректировать
по необходимости процесс
добиваясь удовлетворенности
каждого клиента
обслуживанием.
Таким образом, в
настоящее время для
В экономической и специализированной литературе описаны многочисленные случаи качественного обслуживания в туристских организациях. Однако плохое обслуживание вызывает большую реакцию у потребителя, чем хорошее. В США было проведено исследование [48], которое показало, что если человека обслужили хорошо, он расскажет об этом пятерым. Если же человек получил отрицательный опыт, он расскажет об этом десятерым. Распространение
10
положительного опыта происходит труднее, однако несколько отрицательных моментов могут испортить массу положительных.
Весь персонал организаций
индустрии туризма (менеджер в турфирме;
в гостинице - клерк на регистрации,
официант, консьерж; гид; водитель автобуса
и т.д.) должен приложить усилия, чтобы
у клиента после путешествия
осталось чувство глубокого