Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

В случае предоставления ссуды  контролировать, платежеспособность и  ликвидность клиента для большей  вероятности возврата ссуды с  причитающимися процентами в установленный  срок. Такой контроль со стороны  банков – важный элемент управления кредитным риском.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными организациями и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. К общественному финансовому контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов. Профсоюзные организации осуществляют контроль лишь косвенно, контролируя соблюдение трудового законодательства, условий труда и оплаты на предприятиях различных форм собственности.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий (бухгалтерией, финансовыми отделами и др.). В ходе проведения данного вида контроля могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и налоговым планированием, с использованием выделенных бюджетных средств.

Правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

Гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработной платы, пенсий, пособий и др.).

68.понятие имиджа

Имидж в туризме (англ. image— «образ», «облик», «представление», «подобие»). Имидж — сравнительно недавно возникшее определение, которое должно служить объяснению того, почему данный туристский продукт или данная фирма более, чем другие, пользуются успехом у широкой публики. Хороший имидж, будучи чрезвычайно важным для туристского предприятия, не менее необходим и для местности, региона или страны, которым он может служить в качестве дополнительного капитала. Действительно, когда речь идет о том, чтобы посетить данный регион или страну или воспользоваться какой-либо туристской услугой, принятие решения в большинстве случаев зависит от имиджа, который сложился у региона, страны или продукта. 
 
Обычно процесс принятия решения распадается на три этапа: 
 
♦ известен продукт или нет; 
 
♦ если да, то какое мнение формируется его имиджем; 
 
♦ если мнение благоприятное, то какое поведение оно вызывает, привлекает или нет. 
 
Существует несколько определений понятия «имидж в туризме». В исследованиях Всемирной туристской организации отмечается, что имидж страны — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа. 
 
Имидж туристской фирмы обладает рядом признаков: 
 
♦ она должна быть известна клиенту или группе клиентов; 
 
♦ как объект внимания она должна быть социально значима для человека или группы людей, вызывая к себе интерес и привлекая внимание набором своих услуг; 
 
♦ должна уметь воздействовать на сознание, эмоции и поступки как отдельных людей, так и группы граждан. 
 
В зарубежном туристском бизнесе создание имиджа фирмы — одна из стратегических целей и задач маркетинга. 
 
Имидж фирмы складывается из многих компонентов — от рекламы до оформления помещения и работы с посетителями. Составляющий частью имидж-рекг ламы является та часть работы фирмы, которая видна посетителю, покупателю, партнеру, когда он приходит в офис: внешний вид помещения, элементы его оформления, офисная мебель, оборудование, приемы работы с посетителями и т. д. В этом смысле имидж фирмы связан с ПР, с тем независимым мнением, которое создается во внешней среде о фирме и ее работе. 
 
Благоприятное мнение посетителей заставляет их повторно обращаться именно к этой фирме, рекомендовать ее другим, а неряшливость офиса всегда отталкивает при всех разговорах о финансовой устойчивости организации. 
 
К основным составляющим, которые формируют и поддерживают имидж фирмы, в том числе и туристской, относятся; фирменный стиль, оформление и работа офиса, мероприятия паблик рилейшнз. 
 
^ Фирменный стиль — это совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всем изделиям фирмы и рекламным мероприятиям. Они улучшают запоминаемость и восприятие покупателями, партнерами и независимыми наблюдателями не только товаров и услуг фирмы, но и всей ее деятельности, а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов. В широком смысле фирменный стиль — это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм рекламы, деловых бумаг, всей документации, офиса, упаковки и одежды сотрудников. В узком смысле фирменный стиль — совокупность товарного знака, цветовое и графическое оформление деловых бумаг. 
 
Существуют два подхода к формированию фирменного стиля: 
 
1) формирование стиля сразу после того, как образовалась фирма (при таком подходе трудно охватить все стороны фирменного стиля); 
 
2) формирование стиля по мере накопления достаточного количества средств и закрепления устойчивых направлений деятельности (при этом можно упустить необходимое время формирования образа фирмы). 
 
Основные компоненты фирменного стиля. 
 
♦ Словесный товарный знак — название фирмы (словосочетание), выполненное в определенной графической манере необычным, запоминающимся шрифтом; необходимо проверить его узнаваемость при различной величине букв (для визиток, плакатов и т. д.). 
 
♦ Графический товарный знак — некоторое условное обозначение, принадлежащее данной фирме (если она зарегистрирована), который рекомендуется разрабатывать в самом начале деятельности фирмы. Поскольку видеообразы запоминаются и воспринимаются намного быстрее, чем текст, использование товарного знака снижает затраты на рекламу. Товарный знак — лицо фирмы, ее основной отличительный признак, он позволяет клиентам и покупателям быстро ориентироваться среди аналогичных товаров и услуг. Используемое за 
 
рубежом понятие «торговая марка» можно перевести как «товарный знак». Необходимо очень строго относиться к фактам использования чужих товарных знаков: в рекламных материалах и обращениях, в оформлении. Работа по созданию товарного знака делится на творческую и правовую части; разработанный товарный знак регистрируется и патентуется, а затем защищается его использование. Товарный знак можно продать на лицензионной основе с условием строгого соблюдения лицензиатом всех требований к качеству маркируемого товара. К фирменному стилю относятся также: 
 
♦ цветовая гамма — сочетание определенных цветов в оформлении словесного и графического товарного знака для создания образа товара; используется на упаковках, в полиграфической продукции; при выборе цветовой гаммы необходимо учитывать полиграфические возможности газет и журналов; 
 
♦ фирменный шрифт — определенный шрифт печатной продукции и деловых бумаг; 
 
♦ фирменный блок — товарный знак, название, почтовые и банковские реквизиты, перечень товаров и рекламный символ фирмы, слоган; в фирменный блок могут входить все перечисленные элементы или часть из них; фирменный блок используется при оформлении и деловых бумаг, и упаковки; 
 
♦ схема верстки — определенная компоновка всей печатной продукции; особенно важна схема верстки печатных объявлений, позволяющая быстро распознавать объявления определенной фирмы; 
 
♦ слоган — короткая фраза, девиз фирмы или товара; 
 
♦ формат изданий — определенный, оригинальный формат, который служит лучшей распознаваемости информационно-рекламных материалов определенной фирмы; 
 
♦ рекламный символ фирмы — определенный персонаж, выступающий от имени фирмы при рекламных и других мероприятиях (например, ПР); это может быть представитель флоры, фауны или человек в забавном изображении; 
 
♦ аудиообраз — музыкальная фраза, композиция, несколько нот (для голоса или музыкальных инструментов), сочетание определенных шумов, служащих опознавательным знаком фирмы в радио- и телероликах. 
 
Формирование носителей фирменного стиля может осуществляться последовательно. Необходимо выделить главное, создать определенный образ, а затем разрабатывать новые составляющие стиля и изготавливать его носители.

69.  Понятие внутренней среды и классификация ее факторов

Ранее было отмечено, что  организация представляет собой  открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся  с внешним миром. В данной главе  раскрываются наиболее существенные внутренние переменные организации, каждая из которых  играет важную роль в обеспечении  эффективного функционирования организации. Внутренние переменные являются результатом  деятельности менеджеров и находятся  под их влиянием. Внутренние переменные — это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, это  состав и взаимосвязи сложной  системы организации.

Состав — это совокупность элементов, образующих систему. Состав включает только элементы непосредственно  данной системы, являющиеся компонентами первого уровня. И в этом смысле в состав организации, например, входят цехи, но не входят производственные участки. Однако обстоятельное исследование системы предполагает также и  углубленное изучение составляющих ее элементов. Этим объясняется использование  понятия «состав» в широком смысле, включающего также и составляющие самих элементов системы, т.е. компонентов  второго, а затем третьего и других уровней. В этом смысле состав организации  может включать и цехи, и участки, и бригады.

Состав заключает в  себе декомпозицию системы, расчленение  единого целого на составляющие элементы. Структура, напротив, обеспечивает композицию системы, соединение отдельных составляющих в единое целое. Она устанавливает  роль, место и назначение элементов  в системе, их расположение и взаимоотношения  между собой, характер, формы и  степень влияния на другие элементы. Установление роли, места и назначения элементов в системе обеспечивается:

1) через связи непосредственного  взаимодействия: с кем и как взаимодействуют; какое воздействие является более сильным, приоритетным;

2) через отношения соподчинения: определение места в структурной  иерархии;

3) через определение влиятельности,  ориентированности при сопоставлении  параметров разных элементов  системы и установлении соответствующих  пропорций.

Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь определенной структуре соответствуют и конкретные варианты компонентного состава  организации.

Если, например, прядильная фабрика  включает сортировочно-трепальный, чесальный, ленточный и прядильный цехи, то между ними непременно будет установлена  последовательная технологическая  связь: от первого цеха до последнего. И наоборот, если между производственными  подразделениями организации существует последовательная технологическая  связь, то это означает, что на каждом технологическом переходе — только одно подразделение.

Соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая закрепленность конкретной структуры за определенным составом организации. При одном  и том же составе могут быть разные, иногда и значительно различающиеся  структуры.

Структура является одной  из важнейших, но не единственной характеристикой  организационной системы. Поэтому  выделяют различные факторы внутренней среды организации. Это и структура, и цели, и задачи, и технология, и персонал, и совместные ценности, и стиль организации, и финансовая система, и информационная система, и стратегия, и навыки персонала, и бизнес-процессы, и власть, и культура организации и некоторые другие параметры. Рассмотрение сущности выделяемых различными авторами факторов и их объединение в систему — предмет следующего вопроса. Здесь же необходимо остановиться на принципах выделения и группировки факторов, чтобы понять их различия.

Одним из подходов к группировке  факторов внутренней среды может  быть определение их через те или  иные стороны общих характеристик  — наличие общих целей, преобразование ресурсов, зависимость организации  от внешней среды, разделение труда, образование подразделений, необходимость  и наличие управляющего органа. В  этом смысле перечисленные выше факторы  можно сгруппировать следующим  образом (таб. 1).

Анализ таб. 1 позволяет  сделать вывод, что исследователи  делают акцент в основном на один критерий — преобразование ресурсов. Это  связано с тем, что организация  создается для преобразования ресурсов в конечный результат. Кроме того, необходимо отметить определенную взаимосвязь  и взаимообусловленность факторов, что не позволяет каждый из них  жестко отнести только к одной  группе. Показанная в табл.1 группировка  факторов внутренней среды основана на системном и ситуационном подходах и характеристике организации как единого целого, имеющего общие со всеми организациями и специфические черты.

Таблица 1

Группа

Наименование фактора

Наличие общих целей

Цели, совместные ценности

Преобразование  ресурсов

Персонал, технология, финансовая система,

информационная  система, бизнес-процессы

Зависимость организации  от внешней среды

Стиль организации, стратегия

Разделение труда

Навыки персонала, задачи

Образование подразделений

Структура

Необходимость и  наличие управляющего органа

Власть

Прочие

Культура организации


 

Кроме этой классификации  можно использовать деление факторов на объективные и субъективные, основываясь  на том, что организация представляет собой социотехническую систему. К группе объективных параметров внутренней среды можно отнести структуру, цели, задачи, технологию, финансовую систему, информационную систему, стратегию, бизнес-процессы, а также персонал и др. К группе субъективных факторов, определяемых характеристиками и отношениями людей в организации, необходимо отнести совместные ценности, стиль организации, навыки персонала, власть, культуру организации и некоторые другие параметры.

Кроме этого, рассматривая организацию  как преобразующую систему, можно  разделить все факторы на три  группы: вход (ресурсы), выход (результаты), процесс преобразования (производство).

Предложенная классификация  факторов не является единственно возможной, хотя на данный момент времени другой классификации авторы не имеют.

73. Маркетинг как метод управления

В рыночных условиях российской экономики маркетинг следует  рассматривать в качестве метода регулирования взаимоотношений внутренней среды организации с внешней. Рассмотрим его роль как метода управления в организациях на примере индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ). Для организаций ИГиТ это означает разработку, реализацию и оценку инновационных технологий обслуживания посредством изучения требований потенциальных клиентов на территории, охватываемой деятельностью организации. Этим самым обеспечивается гармонизация интересов между организациями ИГиТ и частью населения, которая им обслуживается, т.е. между организацией и ее внешней средой. Именно на этом основании маркетинг, являющийся самостоятельной научной дисциплиной, следует отнести к одному из методов управления. 
Использование маркетинга как метода управления помогает организациям ИГиТ не только занять свою «нишу» на рынке туристических услуг, но и формирует их особые миссии. 
Маркетинг услуг гостеприимства и туризма имеет специфические особенности, отличающие его от маркетинга в сфере материального производства. К числу таких отличительных особенностей относятся: 
• рост числа потенциальных участников, желающих получить туристические услуги как внутри Российской Федерации, так и за рубежом, что создает благоприятные предпосылки для развития туризма; 
• растущая конкуренция между предприятиями обслуживания и туристическими фирмами за привлечение клиентов в этой сфере услуг; 
• многообразие туристических услуг и возможность их расширения; 
• внерыночное давление на потенциальные возможности туристических фирм в оказании услуг, например приоритет въездного туризма над выездным и т.д.Маркетинг как метод управления используется, прежде всего, для создания имиджа организаций ИГиТ. Имидж представляет собой совокупность мнений, идей, впечатлений, связанных с деятельностью конкретной организации в сфере туризма. Его формирование обусловливается качеством подготовки специалистов, их востребованностью бизнесом, кадровым составом специалистов, использованием инновационных технологий, материально-техническим оснащением производственных процессов предоставления услуг и социальным обеспечением сотрудников. 
Имидж позволяет определить, как люди воспринимают конкретную организацию, ее соответствие и возможности в удовлетворении потребностей в конкретных туристических услугах, отношение к ней организаций-конкурентов. Рейтинг, например, туристических фирм в РФ ежегодно оценивается по ряду критериев их деятельности. Оценивается имидж предприятий индустрии гостеприимства и на основании проводимых конкурсов, победителям вручаются награды, результаты конкурсов публикуются в СМИ. 
Для поддержания имиджа организации и решения практических задач требуется маркетинговая ориентация всей деятельности организации. Создание маркетинговой службы способствует тесному взаимодействию подразделений внутри организации и обеспечивает связь с ее внешней средой. В задачи службы маркетинга входят: 
1) изучение размеров рынка услуг ИГиТ и его сегментов, тенденций изменения потребностей в услугах организации; 
2) изучение степени удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами организациями ИГиТ и повышение качества; 
3) совершенствование системы продаж и построение сбытовых каналов; 
4) развитие коммуникаций различными средствами рекламы, участие в публичных акциях, способствующих целям организации ИГиТ; 
5) обеспечение организации благожелательного отношения со стороны потребителей туристических услуг, сотрудников, организаций-партнеров, общественности; 
6) изучение рынков инновационных технологий и выработка рекомендаций для планирования НИОКР в организациях ИГиТ. 
Приведенный далеко не полный перечень задач маркетинговой службы по своей сути представляет процесс координации действий внутренней и внешней среды организации ИГиТ в целях наиболее полного удовлетворения населения в туристических услугах.  
Для реализации маркетинга как метода управления в организации должна существовать система маркетинговой информации, в состав которой входят системы ее сбора, анализа, хранения и распространения, которые позволяют изучить маркетинговую среду, осуществить управление маркетингом, оценить состояние внутренней среды и разработать программную стратегию организации. 
Любой организации ИГиТ требуется определить свои специфические, связанные с маркетингом проблемы, которые стоят перед этой организацией. Для этого следует периодически проводить ситуационный анализ. Он позволяет выявить настоящие или будущие проблемы туристического предприятия, фирмы, организации. 
Маркетинговые проблемы — это проблемы, связанные с желаемым уровнем достижения результатов, которые организация ставит перед собой, определяя свою миссию. Область маркетинговых проблем лежит в пространстве между желаемым и действительным (требуемым).


74. Понятие и виды коммуникаций. 
 
Важнейшая форма взаимодействия людей — общение. Менеджмент — та сфера человеческой деятельности, где общение играет определяющую роль. От того, насколько грамотно построено общение зависят: результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, сотрудниками, удовлетворенность работников своим трудом, морально-психологический климат в организации и т.д. Практически все проблемы бизнеса тем или иным образом связаны с общением, т.е. с процессом доведения своих идей, мыслей, чувств до понимания другими людьми.  
 
Т.о., в современном обществе одной из ключевых проблем являются коммуникации. В организациях эта проблема оборачивается тем, что недостает понимания того, что коммуникации это не просто обмен информацией, а динамичный межличностный процесс обмена поведением. Из всех организационных процессов коммуникации, занимают стержневое место, так как лежат в основе жизнедеятельности всей организации. 
 
Коммуникация (лат, communicatio) — делать общим, связываться, общаться. Коммуникация — первое условие существования всякой организации. Без процесса коммуникации, без передачи информации от субъекта управления к объекту управления, и наоборот, без правильного понимания передаваемой и получаемой информации управленческая работа невозможна. 
 
Коммуникация может быть представлена  
 
- как коммуникационный процесс - это передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов. Это обмен информацией между сторонами; 
 
- как единовременный акт – это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. 
 
Управление организацией осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления для менеджера является направление сигналов илипосланий своим подчиненным о таком их поведении, которое необходимо для достижения организационных целей. Используя это и получая от подчиненных обратную связь, менеджер организует, мотивирует и руководит подчиненными. Многое зависит от способности менеджера эффективно передавать и получать такие сигналы и послания, чтобы достигалось наиболее адекватное их восприятие теми, кому они предназначены.  
 
В процессе коммуникации сигналы или послания о поведении передаются от одного субъекта к другому и обратно. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и организации в целом. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в вербальной (устной или письменной) форме, а также вневербальной (позы, жесты, тон голоса, время передачи и т.п.) форме с целью получения желательного ответа. 
 
Во втором и третьем случаях речь идет об организационной коммуникации, т.е. о том как, кем и когда посылаются сигналы в контексте групп и организации (совещания, инструкции, приказы и распоряжения, планы и т.п.) и как организовано получение обратной связи (наблюдения, отчеты, оценка и т.п.). 

Информация о работе Школы менеджмента