Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Планирование как функция управления заключается в определении целей управляемого объекта и разработке программы его действий в виде прогнозирования, перспективных, текущих и оперативных планов, где определяются пути и средства для достижения поставленных целей.

Функция организации призвана обеспечить реализацию намеченной в плане цели путем формирования управляющей и управляемой подсистем, а так же налаживание связей и отношений между ними.

Необходимость координирования или регулирования вызвана внешними и внутренними воздействиями на производственную систему. Например, непредвиденные обстоятельства: изменение погодных условий, забастовка работников и др., могут заставить организацию отклониться от поставленной цели. Основная задача функции “регулирование” заключается в обеспечении устойчивости системы при выполнении поставленных задач.

Стимулирование (мотивация) заключается в побуждении коллективов людей к повышению эффективности их деятельности.

Функция контроля состоит в непрерывном наблюдении, анализе и оценке ходя производственного процесса. Для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований. Обнаружив недостатки, планируются мероприятия по их устранению, т.е. начинается следующий цикл управления.

Таким образом, общие функции  в единстве обеспечивают целостность  процесса управления.

Поскольку управление подчиняется  законам разделения труда, неизбежно  возникает специализация при  выполнении функций.

Конкретные  функции отражают специализацию деятельности (для их выполнения в органах управления формируются соответствующие подразделения). Наиболее распространенными конкретными (производственно-хозяйственными или специфическими) функциями являются:

· оперативное планирование и управление производством

· управление технологической подготовкой и научно-техническим развитием производства

· управление технической подготовкой, ремонтным, транспортным и др. видами обслуживания

· прогнозирование и технико-экономическое планирование

· управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива

· управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции (маркетинг)

· управление капитальным строительством и реконструкцией

· управление финансовыми ресурсами и учет

· управление хозяйственным обслуживанием

· Для осуществления непрерывности производственного процесса необходимо скоординировать действия всех конкретных функций, что достигается функцией общего (линейного) руководства предприятием и его внутрихозяйственными подразделениями.

Таким образом, весь комплекс функций управления с/х предприятия  можно разделить на функции: общего (линейного) руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал разделяется на три категории:

1. линейный персонал (руководители), к которым относятся работники аппарата управления, наделенные правом принятия решений и руководящие коллективами – это руководитель предприятия, его заместители, управляющие отделениями (начальники производств. Участков), бригадиры (зав. Фермами, зав. Ремонтной мастерской и т.д.).

2. функциональный персонал (специалисты) – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности. К специалистам относятся агрономы, зоотехники, экономисты, инженеры и т.д.

3. вспомогательно-технические работники (обслуживающий персонал) – обеспечивают первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создают условия для реализации основных функций управления (учетчики, агенты – экспедиторы, кладовщики, кассиры, секретари, машинистки и т.д.).

Для выполнения общих функций  создается аппарат управления –  система взаимосвязанных и взаимодействующих  звеньев (отделов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями для осуществления эффективного управления предприятием. Для выполнения той или иной конкретной функции создаются структурные подразделения (службы, отделы, сектора).

 

6.1.2. Правовые основы стандартизации в сфере туризма 
 
Одной из эффективных мер государственной защиты интересов потребителей туруслуг и государства является стандартизация. 
 
Стандартизация осуществляется в целях достижения: 
 
> безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; 
> технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; 
> качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; 
> единства измерений; 
> экономии всех видов ресурсов; 
> безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; 
> обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 
Юридическая справка 
 
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. 
 
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. 
 
Наииональный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. 
 
Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. 
 
Стандартизаиия - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. 
 
регулированию и метрологии.

^ Основные задачи стандартизации в сфере туризма: 

  •  
    повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального

 
имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений при оказании туристских услуг; 
 
> установление показателей качества туристского обслуживания и требований к такому качеству; 
 
> повышение безопасности туристских объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
 
> повышение конкурентоспособности туристских услуг; 
 
> рациональное использование туристских ресурсов. 

7. Основные виды разделения управленческого труда: сущность, содержание

Одна из проблем менеджмента  — повышение результативности труда  управляющих. Решается эта проблема прежде всего на основе разделения труда менеджеров, то есть специализации управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и ответственности.

Разделение основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции  менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Соответственно, в аппарате управления появляются специалисты, занимающиеся своими конкретными вопросами.

Структурное разделение управленческого  труда исходит из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сфера деятельности, отраслевая, территориальная специфика. В силу разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. Можно выделить общие черты, касающиеся вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления — низового, среднего и высшего.

К низовому уровню управления относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Средний уровень (50—60% численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший  уровень (3—7%) — администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами.

На каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления. Это горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Более глубокое разделение предполагается по основным подсистемам предприятия (персонал, НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

Учитывает виды и  сложность выполняемых работ. Выделяют руководителей (принятие решений, организация  их реализации), специалистов (проектирование и разработка вариантов решений), служащих (информационное обеспечение  процесса).

6. Стандарты туристского обслуживания.

Важнейшими инструментами  государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг  являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. 
 
К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты России; правила, нормы, и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей и предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. 
 
Стандарты туристского обслуживания являются частью государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма и гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству. 
 
Целями стандартизации в сфере туристского обслуживания являются обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур-продукта или отдельной туристской услуги, защита интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке. 
 
В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательный к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России. 
 
Стандарт как нормативный документ в более широком смысле -документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристской, и доступный широкому кругу потребителей. 
 
Стандарт является одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов, и потребителей туристских услуг. 
 
Стандарт по своей природе предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т.п. 
 
Объект стандартизации - услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации. 
 
Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. 
 
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные исоциально-культурные. К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие, услуги которых относятся к сфере материальных услуг. 
 
Существуют находящиеся во взаимосвязи следующие категории стандартов: 
 
- Государственные стандарты Российской Федерации, которые являются нормативной базой лицензирования и сертификации - ГОСТ Р; 
- стандарты отрасли - ОСТ; 
- стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций) - СТП; 
- стандарты общественных объединений - СТО. 
 
К нормативным документам по стандартизации относятся также общероссийские классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается Госстандартом России. 
 
При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран. 
 
Базу стандартизации, существующей в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее время составляют следующие государственные стандарты: 
 
- ГОСТ 28681. О-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионно-го обслуживания. Основные положения»; 
- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»; 
- ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»; 
- ГОСТР 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»; 
- ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»; 
- ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»; 
- ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный тест ИСО 9002-87)»; 
- ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; 
- ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования». 
 
Руководство и координацию деятельности по организации стандартизации в сфере туризма осуществляет технический комитет ТК-199 при Госстандарте России. 
 
Непосредственно к сфере туризма имеют отношение следующие нормативные документы, содержащие классификационные признаки: 
 
- Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства -ОКОНХ; 
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг - ОКДП (ОК 004-93); 
- Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН (ОК 002-93); 
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94). 
 
Документы ОКОНХ и ОКДП используют при идентификации отраслевой принадлежности организации или предпринимателя к сфере туризма. Например, код 90220 ОКОНХ означает принадлежность к гостиничному хозяйству, код 91600 - к организациям отдыха и туризма, код 91620 - к предприятиям туризма, а код 91517 - к санаторно-курортным учреждениям. Эти коды приводятся в статистических документах туристских фирм и гостиниц. 
 
При проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц используется Общероссийский классификатор услуг населению - ОКУН (ОК 002-93), в котором приводится перечень экскурсионных и туристских услуг (код раздела 060000), а также услуг гостиниц, санаторно-курортных учреждений, предприятий общественного питания, транспорта и ряд других (с изменениями, внесенными в 1999 г.), содержащиеся в Приложении 22. 
 
Коды классификатора ОКУН применяются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и указываются в сертификатах соответствия безопасности и качества услуг. 
 
Кроме этого в практике туристской и гостиничной деятельности используются такие нормативные документы, как правила. В первую очередь к ним относятся: 
 
- Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490. 
- Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036. 
 
Кроме того, в международной туристской практике нашли применение следующие классификации: 
 
- Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК); 
- Стандартная международная классификация видов деятельности в области туризма (СИКТА).

8 и 12. методы управления в туризме

Методы  занимают в менеджменте особое место, поскольку с их

помощью становится возможным достичь желаемой цели. При

этом  одна и та же цель может быть достигнута с помощью различ

ных методов и, наоборот, несколько целей  могут быть достигнуты с

помощью одного метода.

  методы управления представляют  собой способы

воздействия субъекта на объекты управления, в  качестве которых

выступают предприятия, организации, объединения  и коллективы

работников  в индустрии гостеприимства

 

С помощью  методов управления реализуются  функции ме

неджмента. Все методы управления тесно взаимосвязаны и ис

пользуются  менеджментом для обеспечения оптимальных резуль

татов при  достижении целей организации. Единство методов

управления  предопределяется общностью используемых для этого

методологических  подходов.

Специфические (частные) методы, применяемые в менедж

менте, характеризуются  большим разнообразием, что объясня

ется множественностью достигаемых с их помощью целей и раз

личием объектов управления. Широкое разнообразие частных

методов и  необходимость выбора менеджментом наиболее при

емлемых для достижения конкретных целей требует их класси

фикации. В качестве классификационных признаков при этом

могут быть предложены: их содержание, мотивация, организа

ционные формы и сфера применения.

 

 

 

функции управления реализуются че

рез методы. Осуществление управления, например в туристиче

ской сфере, связано с методами маркетинга, экономическими и

организационнораспорядительными методами, которые призва

ны создать эффективно работающую организацию в строгом соот

ветствии с существующими законодательством и нормативными

правовыми актами в области хозяйственной деятельности и граж

данских отношений.

Социальнопсихологические методы основаны на комплекс

ном использовании в менеджменте достижений поведенческих

наук и  служат инструментом для выражения  функций организации

и взаимодействия персонала, мотивации деятельных индивиду

умов и  групп.

Для реализации функций управления, осуществления  процесса

принятия  решения, управления подсистемами организации  требу

ется множество методов управления (рис. 3.1). Их необходимо не

только классифицировать, но и структурировать по проблеме ре

шения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого

в организации  должна накапливаться компьютерная база данных

Информация о работе Школы менеджмента