Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

- лица, перемещающиеся между местностями  в целях оплачиваемой работы  или учебы;

- военнослужащие, находящиеся при  исполнении служебных обязанностей  или на маневрах, а также иждивенцы,  сопровождающие и члены их  семей;

- кочевники и беженцы, а также  вынужденные переселенцы;

- транзитные пассажиры;

- участники групповых поездок  на туристских поездах, ночующие  в вагонах поезда;

- члены экипажей морских судов,  железнодорожных поездов, ночующие  на судне или в вагоне поезда [6, стр. 31].

Государственная политика в сфере  туризма - это деятельность органов  государственной власти, различных  организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере  туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об основах турис-тской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую  и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего  и международного туризма.

В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство  по туризму (Ростуризм) и Комитет  по экономической политике, предпринимательству  и туризму в Государственной  Думе РФ.

2.  
Индустрия туризма в России, состояние и проблемы

2.1. Туристский потенциал России

Одними из наиболее привлекательных  туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад  в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество  уникальных памятников истории и  культуры. В начале 2004 года в Государственном  реестре памятников истории и  культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.

На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты  культурно наследия.

Основу историко-культурного и  природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно  классифицировать по их характеристикам  следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного  потенциала России и развитии туризма  играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее  время насчитывается более 1500 государственных  и муниципальных музеев, в которых  хранится 80 млн. музейных предметов.

В России поставлены на государственную  охрану не только памятники истории  и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный  комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее  время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых  насчитывается 35. Во многих их них сохраняется  не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.

Особое значение в организации  интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В  России 539 поселений относятся к  историческим объектам. В них сохраняются  не только отдельные памятники истории  и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы  исторической застройки и исторические ландшафты [7, стр. 405].

2.2. Индустрия гостиничного дела и питания

Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых  на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных  цепей в России до того времени  не было.

Серьезный недостаток гостиничных  мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].

По сравнению с началом 1999-х  гг. число гостиниц и аналогичных  средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров  регионах. Таким образом, объемы неосвоенных  туристских ресурсов за последнее время  только возросли.

Существующая материальная база гостиниц и аналогичных средств размещения характеризуется высокой степенью физического и морального износа, до 70% ее нуждается в реконструкции  и замене. Сохранилась и даже обострилась  проблема неравномерности размещения гостиничной сети по территории страны. Так, районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень  интересными историко-культурными  и природными туристскими ресурсами, не имеют необходимой сети туристских учреждений и даже сократили ее за годы кризисного периода развития экономики [7, стр.406].

Вторая составляющая индустрии  гостеприимства - система питания - практически на 100% находится в  сфере частного предпринимательства  и в силу отсутствия необходимости  единовременного вложения крупных  инвестиций и высокой отдачи получила интенсивное развитие. В настоящее  время создано достаточное количество учреждений питания самого различного класса и видов услуг. В Москве и Санкт-Петербурге устроено более 5000 ресторанов национальной и других популярных кухонь мира, кафе, столовых, дегустационных залов и винных галерей, в достаточной мере удовлетворяющих  спрос и предоставляющих услуги любого уровня сложности и качества. Аналогичная ситуация имеет место  и в других туристских центрах [2, стр. 33].

2.3. Индустрия транспорта

Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.

Еще одним негативным фактором является то, что в России на законодательном  уровне не урегулированы в достаточной  мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а  нормы международного туристского  транспортного права вступают в  противоречия с национальными нормативно-правовыми  актами, тем самым ущемляются права  российских туристов. К тому же туристы  и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. До 1991г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной, морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного рыночные отношения и антимонопольное законодательство способствовали децентрализации транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме привел к перепрофилированию некоторых транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству[6, стр.62].

Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в  целом) сократился, в том числе  на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано  со снижением платежеспособности граждан  России, со значительным повышением тарифов  на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].

Парк авиационного и речного  транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме  того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств  может достичь критической величины, за которой следует нарушение  ритмичности движения и угроза состоянию  безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это при том, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма [7, стр.407].

3.  
Особенности внутреннего российского туррынка на современном этапе

Достаточно взглянуть на карту  нашей страны, чтобы понять, что  туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что  более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте  родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и  многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями  о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах  отдыха в пределах области, края, в  которых они живут.

Как результат, ресурсная база внутреннего  туризма задействована на 10-15%. В  итоге в сфере внутреннего  туризма отсутствует полноценный  товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж [5, стр. 249].

По мнению большинства руководителей  туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается  тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее  всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами  внутренних туристов), Краснодарский  край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего  туризма характерны в основном краткосрочные  туры (1-14 дней) с целью досуга и  отдыха (70,8% количества обслуженных  туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение  в республиканские курорты и  здравницы (6%). Только 11% россиян могут  позволить себе более продолжительный  организованный отдых (15-28 дней). Пик  внутреннего туризма приходится на июль и август (20,6 и 23,1% туристов соответственно).

Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].

Большую роль в оживлении внутреннего  туризма, в информировании россиян  о туристских приоритетах собственной  страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают [5, стр. 250].

Наблюдения последнего времени  показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять  интерес к внутреннему и въездному  туризму. Это связано с тем, что  во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению  национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных  для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и  в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными  и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского  туристского рынка.

Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.

Во-вторых, важными моментами, повлиявшими  на опережающее развитие в современной  России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения [6, стр.75].

Развитие российского внутреннего  туризма сдерживается целым рядом  негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы  как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Информация о работе Школы менеджмента