Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
- лица, перемещающиеся между
- военнослужащие, находящиеся при
исполнении служебных
- кочевники и беженцы, а также вынужденные переселенцы;
- транзитные пассажиры;
- участники групповых поездок
на туристских поездах,
- члены экипажей морских судов,
железнодорожных поездов,
Государственная политика в сфере туризма - это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим отношения в сфере туризма, Федеральный закон от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах турис-тской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьями 3,4 Закона государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ и важным направлением государственного регулирования сферы туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
С вступлением в силу настоящего Закона с 01.06.2007 года лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность утрачивают силу и вводятся банковские гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.
В России сейчас существует две организации, ответственные за состояние туристской отрасли: Федеральное Агентство по туризму (Ростуризм) и Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму в Государственной Думе РФ.
2.
Индустрия туризма в России,
состояние и проблемы
2.1. Туристский потенциал России
Одними из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В начале 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 - местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 - как объекты культурно наследия.
Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн. музейных предметов.
В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существует более 120 музеев-заповедников и музеев-усадьб).
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 35. Во многих их них сохраняется не только природное наследи, но и уникальные историко-культурные объекты.
Особое значение в организации
интересных туристских маршрутов играют
исторические города и поселения. В
России 539 поселений относятся к
историческим объектам. В них сохраняются
не только отдельные памятники истории
и культуры, но и памятники
2.2. Индустрия гостиничного дела и питания
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса - это отрасль, которая является ведущим фактором и базой туризма.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было.
Серьезный недостаток гостиничных мест в главных российских туристических центрах, особенно гостиниц среднего класса по международным стандартам - это один из основных факторов, тормозящих развитие. По официальной статистике Госкомстата, всего в России насчитывается 177 200 гостиничных номеров, или 364000 коек, из них 50% в Москве, которые в 2004 году были загружены в среднем по стране только на 34% [1,стр. 49].
По сравнению с началом 1999-х гг. число гостиниц и аналогичных средств размещения не увеличилось, а, наоборот, сократилось примерно на 30%. Особенно интенсивно процесс сокращения туристских и рекреационных учреждений происходил в удаленных от столиц и от основных курортных центров регионах. Таким образом, объемы неосвоенных туристских ресурсов за последнее время только возросли.
Существующая материальная база гостиниц
и аналогичных средств
Вторая составляющая индустрии
гостеприимства - система питания -
практически на 100% находится в
сфере частного предпринимательства
и в силу отсутствия необходимости
единовременного вложения крупных
инвестиций и высокой отдачи получила
интенсивное развитие. В настоящее
время создано достаточное
2.3. Индустрия транспорта
Транспортное обслуживание туристов - одна из составных частей индустрии туризма. В настоящее время на туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним негативным фактором является
то, что в России на законодательном
уровне не урегулированы в достаточной
мере взаимоотношения туроператора
с транспортными компаниями, а
нормы международного туристского
транспортного права вступают в
противоречия с национальными нормативно-
Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами [4, стр.105].
Парк авиационного и речного
транспорта во многом состоит из технически
и морально устаревшей техники, кроме
того, услуги этих видов транспорта
по цене являются малодоступными среднему
туристу. Уже в ближайшие годы
состояние транспортных средств
может достичь критической
3.
Особенности внутреннего российского
туррынка на современном этапе
Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут.
Как результат, ресурсная база внутреннего
туризма задействована на 10-15%. В
итоге в сфере внутреннего
туризма отсутствует
По мнению большинства руководителей
туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных
фирм), в последнее время наблюдается
тенденция постепенного роста популярности
внутреннего туризма. При этом охотнее
всего россияне посещают по туристским
путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества
обслуженных туристскими
Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса [7, стр. 49].
Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают [5, стр. 250].
Наблюдения последнего времени
показывают, что некоторые туристские
фирмы России начали постепенно проявлять
интерес к внутреннему и
Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ обслуживания, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое развитие предложения по разным уровням обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения [6, стр.75].
Развитие российского