Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:40, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 1.09 Мб (Скачать документ)

75. Производственные функции индустрии туризма

Опубликовано esinma в сб, 01/15/2011 - 09:06.

Туриндустрия выполняет производственную, доходную, выравнивающую функции, а также функции обеспечения занятости населения и международного обмена деятельностью.

Производственная  функция. В сфере туризма создаются полезные услуги, что обеспечивает заметную долю этой отрасли в производстве валового внутреннего продукта. По данным ВТО в 1993 г. туризм давал 10,9% мирового ВВП, 5,5 % ВВП стран Евросоюза, около 1% ВВП в России. 
Основной продукт индустрии туризма - туристские услуги. Туристская услуга - это производственная деятельность предприятий и фирм по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Она представляет собой невещественную потребительную стоимость, потребляемую в туристском путешествии и вызванную именно этим путешествием. Туристские услуги, как правило, предоставляются комплексно. Комплекс (пакет) туристских услуг принято называть туристским продуктом. Он включает услуги по размещению и питанию, транспортные и экскурсионные услуги, товары, удовлетворяющие потребности туриста в путешествии (путеводители, схемы, словари, каталоги, рюкзаки и т.д.). Тур - одна из разновидностей турпродукта, включающая комплекс услуг. Различают несколько видов туров:

  • паушальный тур - комплексный серийный тур, продаваемый по общей цене, являющийся готовым самостоятельным продуктом и предлагаемый, как правило, в течение длительного периода времени (например, с апреля по сентябрь еженедельно начинается очередной тур);
  • инклюзив-тур - путешествие, продаваемое в виде полного комплекса
  • услуг;
  • эксклюзив-тур - тур, составленный по индивидуальной заявке, уникальный тур (например, исследование глубин мирового океана);
  • инсентив-тур - поощрительные поездки для сотрудников фирм и их семей;
  • транстур, включающий проезд от места формирования группы до первого на маршруте средства размещения и обратно.

Потребителями туру слуг являются посетители (клиенты) и туристы. Посетитель - термин, принятый в международной  статистике в качестве единицы наблюдения, учета и анализа и представляющий собой собирательное обозначение  всех типов путешественников: визитеров, экскурсантов (однодневных посетителей  и прибывших в страну на круизном судне, если они не используют для  ночевки местные средства размещения). Синонимичный термин - клиент турпредприятия. Туристы - ночующие посетители.

76. Структура туристской индустрии

Опубликовано esinma в сб, 01/15/2011 - 09:11.

Структурирование туристской отрасли проблематично. Проблематичность связана, прежде всего, с отсутствием  единства в понимании границ индустрии  туризма. В действующей классификации  отраслей народного хозяйства туризм не имеет четкого производственного  и социально- экономического статуса. Различны определения этой отрасли:

  • «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги гидов-переводчиков»;
  • производство и потребление туристских услуг;
  • межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.
  • В дальнейшем в качестве рабочего используется последнее определение туриндустрии - как межотраслевого комплекса по производству туристских товаров и услуг.

В экономическом анализе  этой отрасли наиболее важными представляются следующие структуры.

Структура форм собственности. 
Она представлена федеральным, муниципальным, акционерным и частным секторами туризма.

Структура секторов туристской индустрии. 
Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:

  • типичные турпредприятия, предоставляющие типичные туру слуги: предприятия размещения туристов, турооператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;
  • нетипичные туристские предприятия, производящие типичные туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;
  • нетипичные турпредприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.

Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных  туруслуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных туруслуг. 
В действующей отечественной статистике используется другое членение секторов туриндустрии: услуги средств размещения туристов, транспортные туристские услуги, услуги турооператоров и турбюро.

77. Турпредприятия первичных и вторичных туристских услуг

Опубликовано esinma в сб, 01/15/2011 - 09:33.

Прочие предприятия  первичных туристских услуг 
Помимо предприятий размещения и транспортных фирм к туристским предприятиям первичных туруслуг относятся: 
1. страховые компании, специализирующиеся на страховании туристов и осуществляющие страхование багажа, страхование на случай болезни во время путешествия и т.д.; 
2. кредитные учреждения, специализирующиеся на обслуживании туристов; 
3. станции проката предоставляющие туристам спортивный инвентарь, лодки, лыжи, санки, велосипеды, снаряжение для подводного плавания, серфинговые доски, яхты и т.п.; 
4. специализированные производители товаров и рекламы для туристов (путеводителей, дорожных сумок, сувениров и т.д.).

Туристские предприятия  вторичных туристских услуг 
Точное определение объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы в этом секторе, определить невозможно. Речь идет о многопрофильных транспортных и страховых компаниях, предприятиях питания, промышленных и торговых предприятиях. Многие из них обслуживают преимущественно не туристов, а местных жителей. В качестве примера рассмотрим транспортные предприятия вторичных туруслуг. 
Подавляющая часть общего объема мировых транспортных перевозок туристов выполняется автобусным, авиационным и железнодорожным транспортом. В международных путешествиях более половины поездок осуществляется авиапредприятиями. Наибольшей популярностью среди туристов внутри Европы пользуется железнодорожный транспорт, в России - автомобильный. 
До 1991 г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, ее доля в структуре туристских услуг составляла более 40%. В настоящее время не существует единой транспортной системы, обслуживающей туризм. 
Существует рейтинг транспортных средств по совокупности факторов в баллах (скорость доставки, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановки в пути следования, условия питания, уровень шума и вибрации, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов, безопасность): речные суда - 50, морские суда - 52, железнодорожные вагоны - 48, автобусы - 56, легковые автомобили - 58, самолеты - 52. Самый дешевый транспорт по удельным капитальным затратам - автомобильный, самый дорогой - морской.

78. Функции и принципы менеджмента в туризме

Когда мы говорим  о том, что какое-то предприятие  функционирует, то имеем в виду, что  люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. 
 
Функции управления — это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы. 
 
Таким образом, одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления. Хотя со временем технику управления и усовершенствовали, основополагающие управленческие функции все же остались сравнительно неизменными. 
 
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно. Они могут быть как неразрывно связаны, так и не связаны между собой. Более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Например, информация, собранная посредством выполнения функции контроля, «говорит» менеджерам о том, как выполняются их планы (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом мотивирован и организован (функция мотивирования и организации). Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс. 
 
Если менеджер желает обеспечить «безоблачное» будущее своему предприятию (организации), он должен постоянно выполнять все управленческие функции. И начинать нужно с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов, предложенных менеджером. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, нужно проконтролировать процесс труда. Как видим, все четыре функции связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выбросишь. 
 
Таким образом, функции управления можно представить как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, ведь управление — это искусство создавать вещи посредством людей. Принято считать, что в процессе управления выполняются четыре основные функции — планирование, организация, мотивация и контроль. 
 
Каждая из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.


79. Основные понятия и государственное регулирование

сферы туризма в России

Федеральный закон «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ определяет туризм как временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

В зависимости от составляющих услуг  и обслуживаемых категорий населения  туризм подразделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм - это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях.

Международный туризм - это систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм) [6, стр. 26] .

В Федеральном законе «Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации» от 05.02.2007г. N 12-ФЗ даются следующие  понятия внутреннего, выездного  и въездного туризма.

Туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в РФ.

Туризм выездной - туризм лиц, постоянно  проживающих в Российской Федерации, в другую страну.

Туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц не проживающих постоянно в РФ.

В литературе также дается определение  внутренний турист. Это ночующий временный посетитель, т.е. совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, постоянно проживающий в определенной местности и путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, но вне пределов его обычного обитания на срок, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

К категории внутренних туристов не относятся и не учитываются в  статистике внутреннего туризма:

- постоянные жители, которые перемещаются  в другое место или местность  в пределах страны в целях  организации своего обычного  места жительства, например, переселенцы,  лица, по каким-либо мотивам меняющие  свое местожительство;

- лица, перемещающиеся в другое  место в пределах страны для  занятия деятельностью, оплачиваемой  из источника в посещаемом  месте, например временные или  сезонные, вахтовые рабочие;

Информация о работе Школы менеджмента