Шпаргалка по "Бюджетному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".

Работа состоит из  1 файл

Экзамен БМ.doc

— 551.50 Кб (Скачать документ)

58. ПРОГРАММНО – ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД: НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования. Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем – более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Программно-целевой метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения отдельных территорий.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. 

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления

Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых в большинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Программно-целевой метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое бюджетное планирование исходит из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

 

59. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД БЮДЖЕТИРОВАНИЯ: ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.  СТРУКТУРА ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА.

Программно-целевой метод в бюджетном процессе — метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

Целью внедрения программно-целевого метода в бюджетном процессе является установление непосредственной связи между выделением бюджетных средств и результатами их использования. Внедрение программно-целевого метода в бюджетном процессе направлено на:
- обеспечения прозрачности БПр, четко определяет цели и задачи, на достижение которых расходуются бюджетные средства, повышение уровня контроля за результатами выполнения бюджетных программ;
- обеспечения по результатам выполнения бюджета осуществления оценки деятельности участников бюджетного процесса по достижению поставленных целей и выполнения задач, а также проведение анализа причин неэффективного выполнения бюджетных программ;
- упорядочения организации деятельности главного распорядителя бюджетных средств по формированию и исполнению бюджетных программ путем четкого разграничения ответственности за реализацию каждой бюджетной программы между определенными главным распорядителем бюджетных средств ответственными исполнителями бюджетных программ;
- усиление ответственности главного распорядителя бюджетных средств за соблюдение соответствия бюджетных программ законодательно определенной цели его деятельности, а также за финансовое обеспечение бюджетных программ и результаты их выполнения;
- повышение качества разработки бюджетной политики, эффективности распределения и использования бюджетных средств.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важ­нейших этапов:

1. Постановка целей, выбор методов, последовательности ша­гов и времени достижения целей.

2.    Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага.

3. Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей.

4. Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

60. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД: ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ.

Деякі елементи програмно-цільового методу вже застосовувалися у бюджетному процесі, зокрема:

- починаючи з 1998 року введено бюджетні запити (подаються за встановленою формою) з обов'язковим визначенням головними розпорядниками бюджетних коштів основної мети діяльності, завдань на плановий рік, а також з проведенням аналізу результатів діяльності, досягнутих у минулому році, та прогнозуванням очікуваних результатів діяльності у поточному році, обгрунтуванням розподілу граничного обсягу видатків за кодами функціональної класифікації та напрямами діяльності;

- існували назви окремих кодів функціональної класифікації, що застосовувалися для одного головного розпорядника, і на сьогодні за своєю ознакою вони можуть бути назвами бюджетних програм.

Крім того, застосовувалися такі елементи, як:

- можливість перерозподілу головними розпорядниками бюджетних коштів своїх видатків з метою забезпечення їх пріоритетності (як на стадії формування проекту бюджету при підготовці бюджетного запиту, так і на стадії виконання бюджету при складанні бюджетного розпису та в процесі поточного виділення коштів);

- оптимізація переліку головних розпорядників бюджетних коштів.

На сьогодні застосування програмно-цільового методу у бюджетному процесі регулюється, зокрема, Бюджетним кодексом України, постановою Кабінету Міністрів України від 28 лютого 2002 р. N 228 "Про затвердження Порядку складання, розгляду, затвердження та основних вимог до виконання кошторисів бюджетних установ", наказами Мінфіну від 14 грудня 2001 р. N 574 "Про затвердження Інструкції про статус відповідальних виконавців бюджетних програм та особливості їх участі у бюджетному процесі", від 27 грудня 2001 р. N 604 "Про бюджетну класифікацію та її запровадження", від 8 серпня 2002 р. N 621 "Про запровадження результативних показників, що характеризують виконання бюджетних програм".

Перехід до застосування програмно-цільового методу у бюджетному процесі здійснюється в три етапи.

На першому етапі (2002 рік) передбачається:

- удосконалення форм бюджетних запитів головних розпорядників бюджетних коштів;

- розроблення програмної класифікації видатків державного бюджету, в якій чітко визначаються бюджетні програми та відповідальні виконавці бюджетних програм у розрізі відповідних головних розпорядників бюджетних коштів та яку закріплено за кодами функціональної класифікації видатків бюджету;

- здійснення переходу до функціональної класифікації видатків бюджету, що відповідатиме міжнародним стандартам;

- запровадження окремих елементів середньострокового планування бюджету - визначення та прогнозування середньострокових цілей, на досягнення яких необхідно спрямувати діяльність Уряду, визначення пріоритетів у діяльності головного розпорядника бюджетних коштів у межах очікуваних бюджетних коштів на наступні періоди;

- розроблення напрямів діяльності головних розпорядників бюджетних коштів та базового переліку результативних показників, що характеризують виконання бюджетних програм.

На другому етапі (2003 - 2004 роки) передбачається:

-        запровадження складання паспортів бюджетних програм;

-        перегляд бюджетних програм, удосконалення їх структури та чітке

визначення напрямів діяльності у межах однієї бюджетної програми;

-        перехід до поглибленого середньострокового бюджетного планування, насамперед розроблення процедури прогнозування видатків на конкретні бюджетні програми на майбутні періоди;

-        застосування програмно-цільового методу у формуванні і виконанні місцевих бюджетів.

На третьому етапі (2005 і наступні роки) передбачається здійснення оцінки та подальше вдосконалення формування і виконання бюджету на основі програмно-цільового методу у бюджетному процесі.

 

61. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ И РАСХОДАМ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

К основным прогнозным макропоказателям относят: - объем валового внутреннего продукта и национального дохода; - показатели сводного баланса финансовых ресурсов; -  показатели  баланса  доходов  и  расходов  населения;  платежного баланса, валютного плана; -  индексы  изменения  оптовых  и  розничных  цен  в  сравнении  с предыдущим годом; -  объем  прибыли  в  целом  и  в  разрезе  административно-территориальных образований; - показатели по фонду оплаты труда; -  объемы  геологоразведывательных  и  топографических  работ  и поступлений  средств  в  бюджет  в  порядке  возмещения  расходов  на геологоразведывательные работы; -  потребность  в  бюджетных  ассигнованиях,  связанных  с осуществлением государственного регулирования цен на товары и услуги.

62. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ.

Эффективное функционирование бюджетной системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в некоторых государственных органах (ГНС, например) создается автоматизированная информационная система. В налоговой службе она предназначена для автоматизации функций по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в бюджетной системе – это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

 

63. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА.

Сегодня компьютерные программы для ведения всех налоговых и бюджетных операций, находятся в непрерывном развитии. Это обусловлено необходимостью оперативного отражения изменений в налоговых документах и возрастающими потребностями пользователей в автоматизированной обработке информации.

Автоматизация предполагает, прежде всего, повышение производительности труда, повышение квалификации и профессиональной грамотности пользователей.

Применение компьютерных программ позволяет облегчить работу пользователей, так как их применение снижает трудоёмкость по операциям. Применение автоматизированных систем даёт возможность налогоплательщику решать свои задачи с ГНС, оперативно и не выходя со своего рабочего места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64. СОСТАВЛЯЮЩИЕ БЮДЖЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА : ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Состав бюджетного менеджмента определяются общими функциями управленческой деятельности. Наука по управлению выделяет такие основные функции менеджмента:

•  стратегическое планирование;

•  планирования реализации стратегии; организация выполнения разработанных планов;

•  учет;

•  контроль.

Исходя из функций менеджмента и из структуры бюджетного процесса, можно выделить такие составляющие бюджетного менеджмента:

1). Бюджетное планирование.

2). Организация выполнения бюджета.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетному менеджменту"