Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".
4.) Контроль за исполнением бюджета.
Необходимо подчеркнуть, что основная и определяющая функция менеджмента – стратегическое планирование, практически не реализуется в Украине. За годы самостоятельности Украины были попытки разработать отдельные стратегические документы. Примером такой попытки является попытка разработки бюджетной концепции, которая в целом не была завершена.
Реализация функции стратегического планирования возлагается на органы законодательной власти. Первым шагом в этом направлении можно считать бюджетную резолюцию на каждый бюджетный год (первая была принята 7 июля 1995 года), которую высший законодательный орган Украины передает исполнительным органам для руководства. Функции текущего планирования, стратегии, организации выполнения разработанных планов по бюджету возлагаются на органы исполнительной власти они же обязаны оперативно управлять бюджетом в рамках бюджетного процесса.
Стадия выполнения бюджета включает мероприятия выполнения доходной и расходной частей каждого бюджета, которые входят в состав сводного бюджета. Организация выполнения бюджета, таким образом, одна из важнейших составных частей бюджетного менеджмента.
Третьей составной бюджетного менеджмента является учет выполнения бюджета. Учета для успешного выполнения утвержденного бюджета имеет большое значение. Учет выполнения бюджета в бюджетном менеджменте занимает главное место в системе управления. От принятия своевременных и правильных решений по вопросам планирования и выполнения бюджета зависит эффективность управленческой деятельности. Эти решения могут быть приняты только на основе проведенного анализа соответствующей информации, которая характеризует состояние объекта управления (бюджета) на определенную дату или за определенный промежуток времени.
Учет решает важную задачу – обеспечить систему управления необходимой информацией. То есть, объективный учет выполнения бюджета - это обеспечивающая система, на которой базируется бюджетный процесс. Но, правильно принятое решение зависит еще и от квалификации бюджетных работников и от научной организации бюджетной работы. Однако главным в управлении бюджетным процессом является правдивая и полная информация. Даже феноменальные знания не помогут достичь результатов, если информационное обеспечение не отвечает установленным требованиям.
Контроль за выполнением бюджета является одним из основных направлений финансового контроля. Он осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В период бюджетного планирования важную роль играет предшествующий и текущий контроль. Указанный контроль осуществляют абсолютно все участники бюджетного процесса (органы управления, а также предприятия, организации и учреждения). Текущий контроль проводится и в процессе выполнения бюджета. Этот контроль осуществляют как органы государственной власти и управление, так и специализированные службы финансового контроля (Налоговая администрация, Контрольно-ревизионная служба, Государственное казначейство, Аудиторская палата и аудиторские фирмы, Счетная палата.) В странах с развитой рыночной экономикой такой контроль осуществляется также непосредственно гражданами и их объединениями. Прямая форма контроля означает, что проект бюджета, а также данные о его выполнение является доступным на всех уровнях, каждому гражданину который может ознакомиться с ними по первому требованию Такая форма контроля связана с выборами представителей власти. При наличии серьезных нарушений в расходной части бюджета шансов на переизбрание руководителей регионов в таких странах практически не остается. То есть контроль обеспечивается, прежде всего, гласностью и открытостью бюджетного процесса, а открытость бюджета, в свою очередь влияет и на контрольные органы. В таких условиях их деятельность становится также открытой, а результаты работы и этих органов могут быть перепроверены. Такой контроль гражданами, у нас в стране практически не осуществляется, что, безусловно, части чиновников даёт возможность несправедливо распределять бюджетные средства.
65.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ: ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА.
Бюджетные ресурсы - часть финансовых ресурсов государства, сконцентрирована в бюджетах всех уровней входящих в бюджетную систему Украины. В бюджетной системе аккумулируется более 75% общего объема финансовых ресурсов государства.
Бюджет как центральное звено всей финансовой системы Украины является сложным явлением. Он представляет собой основную экономическую форму планомерного образования и использования централизованного фонда финансовых ресурсов для обеспечения социально-экономического развития государства.
Финансовые ресурсы бюджетов разных уровней служат средством решения таких задач в обществе:
а) обеспечение выполнения государством своих функций;
б) функционирование социальной инфраструктуры общества;
в) содействие пропорциональному развитию регионов и отраслей экономики путем оптимального распределения и перераспределения финансовых ресурсов;
г) обеспечение социальной защиты населения и решения национальных проблем;
д) финансирование развития научно-технического прогресса;
е) обеспечение охраны окружающей среды.
Бюджет отражает экономические отношения, посредством которых государство осуществляет мобилизацию и использование централизованного фонда финансовых ресурсов. Бюджет - это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, которые выполняют органы государственной власти Украины, органы власти АРК и органы местного самоуправления на протяжении бюджетного периода.
Мобилизация определенной части финансовых ресурсов в бюджеты позволяет государству обеспечивать использование их на удовлетворение первоочередных потребностей общества. Это позволяет избегать распыления средств многочисленными каналами и на менее важные цели. Выделение части ВВП на общегосударственные нужды через бюджетный механизм позволяет придерживаться определенной пропорциональности в развитии общества.
На уровень конкретизации в бюджете финансовых ресурсов влияют система социальных гарантий, обеспечивается законодательством государства, расходы на оборону, государственное управление, экономические взаимоотношения с другими государствами и т.п..
С помощью финансовых ресурсов бюджетов различных уровней реализуется экономическая политика государства. В значительной мере это обеспечивается постоянством, регулярностью и своевременностью поступлений финансовых ресурсов в бюджет в форме налоговых и неналоговых поступлений, сборов, отчислений и обязательных платежей, доходов от операций с капиталом и добровольных взносов физ. и юр. лиц.
66. СЧЕТНАЯ ПАЛАТА УКРАИНЫ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.
Счетная плата – это государственный орган с особым статусом, который осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от любых других органов государства. Счетную палату нельзя отнести к определенной ветви власти.
Организационный состав счетной палаты:
1) Глава Счетной палаты.
2) Члены счетной палаты:
- Первый заместитель Головы Счетной палаты;
- заместитель Головы Счетной палаты;
- главные контролеры Счетной палаты – директора департаментов;
- Секретарь Счетной палаты.
Для осуществления своей деятельности Счетная палата имеет аппарат под руководством Секретаря Счетной палаты. Аппарат осуществляет организационную, информационно-справочную и другую роботу по обслуживанию счетной палаты.
Согласно ЗУ «О Счетной палате Верховной Рады Украины» от 11 июля 1996 года Счетная палата выполняет следующие функции:
1. Контролирует выполнение законов Украины и постановлений, принятых Верховной Радой Украины.
2. Осуществляет контроль за выполнением Государственного бюджета Украины по доходам и расходам, расходам по обслуживанию внутреннего и внешнего долга Украины.
3. Контролирует расходование средств общегосударственных целевых фондов и средств внебюджетных фондов.
4. Контролирует деятельность Государственного казначейства Украины по вопросу эффективного управления средствами Государственного бюджета, прохождения бюджетных средств и средств внебюджетных фондов в Национальном банке и других банковских учреждениях.
5. Проводит предварительный анализ отчетов Антимонопольного комитета Украины относительно осуществления им государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, отчетов Фонда госимущества Украины по эффективному управлению имуществом.
6. Проверяет целевое использование средств, выделенных из бюджета на содержание Верховной Рады Украины и ее аппарата, служб Президента, аппарата Кабинета Министров Украины, других исполнительных органов, государственными учреждениями и организациями, действующими за рубежом и на территории Украины.
7. Осуществляет связи с контрольными органами иностранных государств и соответствующими международными организациями, заключает с ними соглашения о сотрудничестве.
Задача Счетной палаты:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходной и расходной частей Государственного бюджета Украины, использованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов по объемам, структуре и их целевому назначению;
- осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины;
- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
- контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды, контроль за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов, экономической и иной помощи государствам, международным организациям, контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;
- осуществление контроля за денежной эмиссией.
67. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ (ВНУТРЕННИМ И ВНЕШНИМ)
Государственный долг - это сумма задолженности по всем долговым обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.
Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), и % по ним, включая предоставленные иностранным заемщикам гарантии по кредитам местным органам власти и государственным предприятиям. Кроме того, к государственному долгу включаются неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате перед бюджетниками, невозмещенный НДС и др.
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг - это совокупность обязательств государства перед резидентами, а внешний долг - совокупность обязательств государства перед нерезидентами (независимо от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).
Следует отметить, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Возврат долга и выплаты процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из страны.
В управлении государственным долгом Украины можно выделить следующие принципы:
безусловности - обеспечение безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство как заемщик взял на себя, оформляя договор заимствования средств;
единства - учета в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как центральным правительством, так и местными Советами;
снижение рисков - размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
оптимальность структуры - оптимизации структуры долговых обязательств государства по срокам обращения и погашения, смягчение «пиков» платежей;
сохранение финансовой независимости - оптимизации структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами, постепенное замещение внешнего заимствования внутренним;
прозрачности - соблюдение открытости и полной прозрачности заимствований, начиная от рассмотрения их целесообразности до окончательного погашения, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране-заемщике.
Процесс управления государственным долгом включает несколько этапов:
- Привлечения средств; - Использование средств; - Возврат долга и выплата процентов.
Государственное управление привлечением средств, как правило, осуществляется в контексте бюджетного процесса, где законом «О государственном бюджете» на соответствующий год устанавливаются предельные размеры долга и государственных гарантиях его возврата.
Цель политики управления долгом - получить наивысший эффект от финансирования за счет заемных средств и избежать макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.
В целях обеспечения платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов, применяются различные методы корректировки ссудной политики. Наиболее распространенными являются рефинансирование долга и реструктуризация задолженности.
Методами управления государственным долгом является: конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займа.
Управления как внешним, так и внутренним долгом включает также комплекс мероприятий по его обслуживанию - это погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.