Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 74 вопроса по дисциплине "Бюджетный менеджмент".
По экономической сущности бюджетный механизм отражает комплексное взаимодействие организационных и методологических мероприятий в форме бюджетных методов, бюджетных инструментов и бюджетных рычагов, действующих на правовой основе и обеспечивают функционирование бюджетной системы в экономике государства, их практическое применение для выполнения целей и задач, очерченных бюджетной политикой.
Функции управления: планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование, стимулирование.
Бюджетные методы:
Бюджетное прогнозирование и планирование
Налогообложение
Финансирование
Бюджетное регулирование
Бюджетный контроль
Бюджетные инструменты:
Бюджетные планы
Налоги и сборы
Бюджетные нормы
Бюджетные стимулы
Межбюджетные трансферты
Формы и методы контроля
Бюджетные рычаги:
Метод планирования и прогнозирования
Бюджетный контроль
Налоговая база, объект налогообложения и налоговая ставка
Ставки з/п и нормы затрат
Штрафы и льготы
Ревизия, аудит, мониториг
Таким образом все функции управления применяются в бюджетном менеджменте в процессе бюджетного периода при формировании и исполнении бюджетов разных уровней.
38. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ СВОДНОГО БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.
Суть кассового исполнения бюджета состоит в организации и осуществлении расчетно-кассовых операций, сопровождающих процесс формирования и использования бюджетного фонда.
Задачи кассового исполнения бюджета сводятся к следующему:
прием расчетных документов на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей в пользу бюджета;
зачисление доходов на счета соответствующих бюджетов;
хранение денежных средств бюджета;
выдача денежных средств бюджета на определенные мероприятия, государственные программы.
Особенностью кассового исполнения бюджетов является взаимодействие всех бюджетных потоков.
Бюджетный поток - это поступление и использование денежных средств в процессе исполнения бюджета. Бывает входящий и выходящий денежный поток.
Входящий поток - это реальный денежный поток платежей в бюджет, который состоит из доходов и поступлений.
Выходящий бюджетный поток - это реальный денежный поток платежей из бюджета, которые состоят из расходов и отчислений.
Внутренние бюджетные потоки связаны с движением регулирующих налогов, дотаций, субсидий и субвенций, бюджетных ссуд внутри бюджетной системы, из Государственного бюджета в другие звенья бюджетной системы, а также с изъятием средств в пользу государственного бюджета. Внешние бюджетные потоки связаны с платежами в бюджет налогоплательщиков и финансированием из бюджета предприятий, организаций, учреждений и граждан.
В процессе формирования и исполнения сводного бюджета Украины осуществляется прогнозирование, организация, учет, контроль, анализ и регулирование денежных потоков.
Министерство финансов Украины осуществляет прогнозирование и анализ доходов бюджета и имеет исключительное право предоставления отсрочек по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) на условиях налогового кредита по представлениям органов взыскания на срок до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода.
Государственное казначейство Украины ведет бухгалтерский учет всех поступлений, принадлежащих Государственному бюджету Украины, и по представлению органов взыскания осуществляет возврат средств, которые были по ошибке или излишне зачислены в бюджет.
Органы взыскания обеспечивают своевременное и в полном объеме поступление в Государственный бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов в соответствии с законодательством. Налоги, сборы (обязательные платежи) и другие доходы Государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет Государственного бюджета Украины и не могут аккумулироваться на счетах органов взыскания.
Государственное казначейство Украины осуществляет контроль за соответствием смет распорядителей бюджетных средств росписи Государственного бюджета Украины. Распорядители бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными ассигнованиями и осуществление контроля за выполнением процедур и требований, установленных законодательно.
39. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ: ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ.
Министерство финансов Украины является центральным органом исполнительной государственной власти в сфере финансовой деятельности и занимает главное место в системе органов оперативного управления бюджетом.
Главными направлениями деятельности Министерства финансов является разработка и реализация финансовой политики государства, обеспечение бюджетного процесса, регулирование финансового рынка организация выпуска государственных ценных бумаг, обеспечение международных финансовых отношений государства, организация финансовых отношений в обществе, в материальном производстве, в сфере услуг. В данной деятельности основным стержнем является бюджет. С одной стороны все направления деятельности Министерства финансов отражаются в бюджете, а с другой стороны через бюджет реализуются поставленные задачи и функции.
Министерство финансов в своей деятельности руководствуется следующими нормативными документами: Конституция Украины, Законы Украины, постановления Верховного Совета, Указы и распоряжения Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины.
Основными задачами Министерства финансов являются:
1) разработка основных направлений государственной финансовой политики;
2) составление и обеспечение исполнения Государственного бюджета;
3) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики, финансового обеспечения государственных гарантий относительно социальной защиты населения и образования государственных финансовых резервов;
4) разработка новых и совершенствование действующих форм финансовых отношений государства с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности на основе экономических методов управления, проведение налоговой политики, осуществлению мер по развитию и регулированию финансового рынка, а также отношений государства с иностранными и международными финансовыми организациями;
5) совершенствование финансового механизма, методов финансового и бюджетного планирования и финансирования расходов путем широкого использования долгосрочных финансовых норм и нормативов.
Согласно этим задачам Министерство финансов выполняет следующие основные функции:
1) реализует государственную финансовую политику;
2) организует работу по составлению проекта Государственного бюджета и подает его на рассмотрение Кабинету Министров Украины;
3) организует исполнение Государственного бюджета по доходам и расходам, а также основные мероприятия на эффективное использование бюджетных средств;
4) осуществляет методическое руководство в сфере территориального финансово-бюджетного планирования, разрабатывает порядок выдачи субвенций, дотаций, субсидий;
5) составляет отчет об исполнении Государственного бюджета и выносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины;
6) совместно с Национальным банком и Министерством экономики, реализует меры направленные на укрепление денежного оборота;
7) принимает участие в формировании и реализации государственной инвестиционной политики;
8) обеспечивает внедрение единых методологических основ бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях всех форм собственности (кроме банков), утверждает формы бухгалтерской отчетности, типовые планы счетов и форм бухгалтерского учета, инструкции о порядке их применения, разрабатывает стандарты бухгалтерского учета.
40. НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЮДЖЕТНЫМ И ФИНАНСОВЫМ МЕНЕДЖМЕНТОМ.
Налоговый менеджмент - это часть системы управления рыночной экономикой, т.е. часть менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией главных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой - трактуется как отдельный вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).
Около 90% всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс на своем уровне.
Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой систему государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования рыночных форм и научно обоснованных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами на макро - и микроуровнях.
Финансовый менеджмент, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы: какими должны быть структура активов, соотношение товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов; как организовать оборотные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота. Финансовое управление заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения организации, ее платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов.
Бюджетный менеджмент – это одно из направлений финансового менеджмента
Бюджетный менеджмент - это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на руководство бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков.
В системе приоритетов бюджетно-налоговой политики все более существенное значение приобретает эффективность администрирования бюджетных доходов как функции государства и его институтов власти и управления.
Бюджетно-налоговое администрирование является более широким и системно более многообразным понятием, чем налоговое администрирование. Таким образом, бюджетно-налоговое администрирование обеспечивает ресурсами реализацию всего комплекса функций государства, включая функции государственного управления и регулирования, обороны и безопасности, развития национальной экономики, социальные функции.
41. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ БМ.
Бюджетный менеджмент - это совокупность взаимосвязанных действий (управленческих функций), приемов, методов, направленных на управление бюджетными ресурсами и отношениями, которые возникают в процессе движения бюджетных потоков. Бюджетный менеджмент должен дать ответ на вопрос - как эффективно управлять этим движением и отношениями. Каждая система управления, в том числе и бюджетная, состоит из двух взаимосвязанных частей - объекта и субъекта управления. Объектом выступает бюджет, субъектом - органы управления бюджетом. На качестве управления одинаково отражается знание как объекта, или как еще он определяется, управляемой системы, так и субъекта, или управляющей системы, схематично можно представить следующим образом (рис. 1). Но определенная подчиненность между ними существует. Определяющим является знание объекта управления, ибо без этого процесс управления просто невозможно. Предметом бюджетного менеджмента как учебной дисциплины является бюджетный процесс и управление им.