Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:37, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Менеджменту".

Работа состоит из  1 файл

ответы на гос маркетинг1.docx

— 469.36 Кб (Скачать документ)

30. Перечислите виды и факторы спроса. Дайте им характеристику и приведите примеры.

Если предприятие  выпускает продукцию широкого ассортимента по назначению, то необходимо в его  структуре выделить новую продукцию  производственного и непроизводственного  назначения, т.к. спрос на эти группы имеет некоторые отличия. В рамках этих группы имеет некоторые отличия. В рамках этих групп спрос можно подразделить по формам образования, направлению изменения, степени удовлетворения и др.

 Очень важной  для анализа спроса на новую  продукцию является его дифференциация  по формам образования, отражающая  стадии жизненного цикла продукции.  При этом различают:

1. Потенциальный  спрос, возникающий на стадии  разработки и подготовки новой  продукции и выходу на рынок.  Его повышению способствует открытая  коммуникация фирмы-производителя;

2. Формирующийся, складывающийся на этапе выхода новой продукции на рынок;

3. Развивающийся  - на этапе утверждения новой  продукции на рынке;

4. Сформировавшийся, соответствующий стадии зрелости  научно-технической продукции.

 Самым неприятным  моментом для производственного  предприятия может быть появление  взамен сформировавшегося спроса  в четвертой группе - затухания  спроса, начавшееся до момента  перехода продукции из категории  новой в производимую.

 Группировка  видов спроса по формам его  образования связана с этапами  жизненного цикла новой научно-технической  продукции.

 Следующая  группировка видов спроса характеризует  состояние рынка анализируемого  товара. В этом случае выделяют:

1. Отрицательный  спрос: он отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса. Например, можно вспомнить период времени, когда при появлении на рынке СВЧ-печи (микроволновые) не пользовались спросом в нашей стране. Для этого было много причин: высокая цена, отсутствие достаточной информации о товаре, появившиеся в печати сведения о "вредности" пищи, приготовленной в СВЧ-печах. Постепенно эти проблемы были решены: снизилась цена, появилась информация о преимуществах, а иногда и незаменимости микроволновых печей газовыми и электрическими плитами; стали публиковаться рецепты приготовления пищи в СВЧ-печах; появилась специальная посуда для них; были внесены конструктивные изменения, соответствующие требованиям безопасности для здоровья. В результате данная продукция в определенный период пользовалась даже чрезмерным спросом.

2. Отсутствие  спроса. Эта ситуация наблюдается  в двух случаях: когда потребители,  на которых ориентировано производство  данной продукции и (или) ее  реализация, не заинтересованы в  ней или не знают о ней.  Отсутствие заинтересованности  может быть связано не столько  с продукцией как таковой, сколько,  например, с местом ее реализации. В частности, покупатели магазина "Электроника приходят туда, как  правило, для покупки сложной  бытовой техники и не заинтересованы  в покупке детских игрушек,  хозяйственных товаров и многих  других новых товаров, производимых  предприятиями отечественной электронной  промышленности. В то же время  отсутствие информации у потенциального  покупателя о товаре, его производителе  и месте продажи лишает производителя  новой продукции увеличить ее  изготовление и сбыт.

 Учитывая свою обоюдную заинтересованность производители и продавцы новой продукции должны организовать рекламную кампанию таким образом, чтобы потребитель знал, где можно приобрести необходимый ему товар, где реализуются изделия конкретного предприятия-изготовителя. В рекламе же торгового предприятия должна присутствовать емкая информация об ассортименте реализуемых особенно новых товаров. Важно также подчеркнуть преимущества новой продукции и выгодность ее перед другими товарами: по цене, надежности, простоте пользования, возможности гарантийного и ремонтного обслуживания и т.д. В противном случае наступит момент, когда торговому предприятию прийдется пересмотреть свою ассортиментную политику, отказавшись от необходимой потребителю продукции, а предприятию-изготовителю не удастся вывести на рынок новый товар в запланированном объеме. Уход же и повторный возврат на рынок, как известно, требует очень больших усилий и не всегда увенчивается успехом.

3. Скрытый спрос.  Отражает невозможность удовлетворения  потребителей за счет имеющихся  на рынке товаров и услуг.  Это наиболее благоприятная рыночная  ситуация для производителя новой  и особенно научно-технической  продукции. Как правило, такая  ситуация возникает в следующих  случаях:

* предприятия-производители  не имеют информации о возникшем  спросе. Это достаточно легко  восполнить с помощью специально  организованных обследований, позволяющих  более точно прогнозировать потребность  в конкретных видах продукции  и объем этой потребности;

* предприятие-производитель  знает о возникшем спросе на  продукцию, но не торопится  удовлетворить его. Если причиной  этого является низкая деловая  активность специалистов, то следует  пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда.  Если же причина заключается  в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей,  материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Следует просчитать возможные  варианты загрузки мощностей,  затрат и замены материалов; проанализировать  сравнительную выгодность собственного  производства или приобретения  комплектующих, привлечения и  стимулирования работников, цену  кредита, вязав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль.

 Осуществленные  меры позволяют предприятию вовремя  выйти на рынок с новой продукцией, опередив возможных конкурентов  и завоевать рыночный сегмент.

4. Нерегулярный  спрос. Он характеризуется возникновением  колебаний спроса в течение  определенных промежутков времени  - в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее  характерные для предприятий  пищевой промышленности. Прочие  могут возникать в любой отрасли.

 Зная временные  колебания спроса необходимо  предлагать потребителю нововведения  во время пика спроса на  продукцию аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение  на рынок и вызовет спрос  на соответствующие товары.

5. Полноценный  спрос на нововведения означает  их адекватность желаниям потребителя,  соответствие спроса и предложения  и переход нововведения в стадию  зрелости, т.е. наиболее предпочтительную  ситуацию для производителя продукции.

6. Чрезмерный  спрос возникает, когда величина  спроса больше величины предложения.  Это весьма благоприятная ситуация  для разработчиков и производителей  новой продукции, способствующая  ее выведению на рынок, формированию  спроса на ее конкретные виды  и позволяющая опередить конкурентов.

 Если же  ценовая стратегия производителя-монополиста  направлена в сторону повышения  цен, то приток новых, заинтересованных  в прибыли, производителей позволит  быстро насытить рынок и спрос  будет удовлетворен.

 Следовательно,  очевидно, что производителю новой  продукции выгоднее избрать стратегию  опережения и предложить более  дешевое нововведение аналогичного  назначения.

7. Нерациональный  спрос. К нему относят спрос  на товары, вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений  характеризуется неопределенностью  в этой области, необходимо  во избежание возникновения данной  категории и одновременно затухания  спроса рекламировать отличительные  положительные качества новой  продукции. В противном случае, продукция не перейдет в стадию  зрелости, производитель не возместит  затрат на разработку, а конкуренты  используют его просчеты.

ФАКТОРЫ СПРОСА (детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса. Основным детерминантом  является цена товара, влияющая на спрос  в соответствии с законом спроса. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами спроса. 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ  СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается  вправо, при уменьшении – влево.

К неценовым  факторам относят:

Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные  товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые  продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены  покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или  товарами высшей категории. Товары, спрос  на которые изменяется в противоположном  направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается  товар из категории нормальных товаров.

Вкусы, мода. Изменение  вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских  предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.

Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение  спроса, уменьшение числа покупателей  приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в  связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом  или миграциями. В условиях международной  торговли количество потребителей вырастает  при продвижении товара на рынки  других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных  автомобилей на рынок США, хотя и  значительно увеличит количество потенциальных  покупателей, не приведет к существенному  росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся  недостаточно качественными. Такая  же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в  рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни  – или товарами, специфичными для  использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).

Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют  товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных  производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между  собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

К другим неценовым  факторам спроса относят:

1.       Ожидания потребителя. Спрос может  изменяться в зависимости от  потребительских ожиданий относительно  будущих цен на товары, наличие  товаров и будущего дохода. Так,  в экстремальных экономических  ситуациях значительно растет  спрос на товары первой необходимости  (соль, спички, мыло), поскольку покупатели  боятся исчезновения их с прилавков.  То же самое происходит при  ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.

2.       Цены дополняющих товаров. Некоторые  товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это  будут фотопленки или карты  памяти. Цены на взаимодополняющие  товары влияют на спрос обратным  образом. Так, если цены на  карты памяти существенно возрастут,  то сократится спрос на цифровые  фотоаппараты, и наоборот. Не все  товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется  в модели 
 

  1. Перечислите и опешите виды каналов распределения. Опешите участников каждого из видов  и приведите примеры.
 
 

Выделяют три  вида каналов распределения: • прямые; • косвенные; • смешанные. Прямые каналы распределения. К этому виду относятся каналы распределения, обеспечивающие доведение производителем своих  товаров и услуг до потребителей без участия посредников. В Интернете  прямые каналы получили широкое распространение. Это связано с тем, что являющиеся производителями Интернет-компании обычно производят такие товары и услуги, которые могут распространяться непосредственно через Интернет (информационные услуги, программное обеспечение, услуги в сфере игорного бизнеса и т. п.). Такие товары и услуги достаточно удобно продавать непосредственно конечным потребителям.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"